Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

За что в незалежной увековечивают память Петлюры.

Фото: bigfoto.in.ua

Без малого сто лет назад, 26 октября 1927 года, в суде парижского района Ассиз завершился необычный процесс. Рассматривалось дело о предумышленном убийстве. Оно не казалось сложным: преступление произошло средь бела дня на глазах множества свидетелей, все улики были налицо, да и сам обвиняемый – сорокаоднолетний анархист и ветеран Иностранного легиона Самуил Шварцбард – признался в содеянном еще при задержании.

Несмотря на это, суд вынес оправдательный вердикт. Под аплодисменты и приветственные крики публики судья Флори произнес, обращаясь к подсудимому: «Шварцбард, вы свободны!» Французское правосудие посчитало, что совершенное им убийство было не уголовным преступлением, а актом справедливого возмездия за геноцид евреев. Европейская общественность и пресса с этим решением были солидарны.

Человека, которого за полтора года до этого застрелил Шварцбард, звали Симон Петлюра…

В пантеоне национальных героев незалежной фигура председателя Директории и «головного атамана» войск Украинской Народной республики (УНР) занимает особое место. В мае 2005 года президент Ющенко подписал указ № 793, который предусматривал увековечение памяти Петлюры и его соратников: переименование в их честь улиц и проспектов украинских городов, установку памятников, присвоение их имен воинским частям, популяризацию и изучение в школах и вузах «военной и государственной деятельности» УНР, проведение праздничных торжеств, научных конференций, съемку фильмов, выпуск памятных монет и многое другое.

В 2009 году, к 130-летию со дня рождения главы УНР, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимир Сергейчук написал книгу «Симон Петлюра», рисующую парадный портрет нового национального героя, рыцаря без страха и упрека, посвятившего жизнь делу свободы и независимости «ридной нэньки». На презентации своего труда автор посетовал, что все проблемы в незалежной возникают от того, что «высшие правительственные чиновники не обращаются к творческому наследию Петлюры, в котором указан путь, которым надо идти Украине».

Прошло всего несколько лет, и рекомендации Сергийчука воплотились в жизнь кровавым разгулом киевского майдана, бушующим пожаром «Одесской Хатыни», бесчинствами и зверствами потомков петлюровских гайдамаков на Донбассе. С февраля 2014-го Украина уверенно движется по маршруту, предначертанному «головным атаманом». Вот только ни одной проблемы страны это не решило. Наоборот, их стало только больше.

Апологеты петлюровщины, число которых среди «укро-историков» неуклонно растет (видимо, сказываются последствия «популяризации наследия» по указу Ющенко), утверждают, что УНР была «воплощением идеи соборности», демократичным и толерантным государством, уважавшим права и интересы всех своих граждан, вне зависимости от национальности, а его глава являлся «выдающимся интернационалистом» и «первым защитником еврейского народа». Поэтому все обвинения Петлюры и его воинства в погромах являются выдумками врагов украинской государственности.

В качестве подтверждения приводится такой факт: в правительстве УНР было целое министерство по еврейским делам, которое возглавлял видный деятель сионистского движения Пинхас Красный. Случай в истории действительно уникальный и по своему беспрецедентный. Правда, при этом защитники диктатора забывают упомянуть, что никаких реальных полномочий это опереточное ведомство не имело, а все попытки его руководителя добиться прекращения массовых убийств евреев были безрезультатными. Более того, сам Пинхас Красный издал в 1928 году книгу «Трагедия украинского еврейства», в которой назвал Петлюру и возглавляемую им Директорию главными виновниками массовых погромов на Украине.

Для такого заявления были более чем веские основания. В ходе процесса над Шварцбардом были приведены многочисленные свидетельские показания, уличающие петлюровцев в бессудных жестоких расправах и убийствах. Было установлено, что т.н. «армия

УНР» произвела погромы в 981 населенном пункте (во многих неоднократно), в ходе которых погибло более 50 тысяч человек.

Одним из наиболее кровавых преступлений «борцов за незалежность» стала резня в Проскурове (ныне Хмельницкий) 15 февраля 1919 года. В тот день в городе вспыхнуло организованное большевиками восстание частей местного гарнизона, которое было быстро подавлено Запорожской казачьей бригадой имени Петлюры и полком гайдамаков. По случаю «победы» командир запорожцев Самосенко устроил на городском вокзале «торжественный обед» с обильной выпивкой. Во время застолья атаман выступил с тостом, смысл которого сводился к тому, что самым опасным и непримиримым врагом свободной Украины являются жиды, которых необходимо уничтожить до единого, и пока этого не произойдет не будет свидомому казачеству ни житья, ни счастья. В ответ на проникновенный спич атамана его подчиненные перед знаменем торжественно поклялись вырезать всех евреев в Проскурове. Пьяные казаки и гайдамаки врывались в дома евреев, указанные им местными доброхотами, и там рубили, кололи и резали всех подряд без разбора пола и возраста. По условиям клятвы действовали только холодным оружием: штыками, саблями, кинжалами. За четыре часа было убито 1700 человек. Не остановившись на достигнутом, погромщики отправились в соседний городок Фельштин, где жертвами резни стали еще 600 евреев.

Защитники Петлюры до сих пор утверждают, что «головной атаман» был возмущен проскуровским погромом и даже приказал отдать его организатора Самосенко под суд. Однако эта ложь была опровергнута еще во время процесса на Шварцбардом. Тогда были оглашены показания бывшего петлюровца Хомского, который поведал, что после спектакля с судом и приговором к расстрелу Самосенко тайно выпустили и отправили подальше от Проскурова. Более того, по свидетельствам жителей города, Петлюра сам во время погрома был на вокзале и прекрасно знал обо всем происходящем, поскольку в резне участвовал его адъютант.

Тот факт, что глава Директории периодически издавал грозные приказы о наказании погромщиков и поручал своим «министрам» разработать «государственный план борьбы с погромной агитацией» не может служить ему оправданием. Как полагают многие историки, такие распоряжения «головной атаман» отдавал только для того, чтобы сформировать положительный имидж УНР перед странами Антанты, на помощь которых он очень рассчитывал. На самом деле, за их выполнением никто не следил.

Неисполнимость своих приказов понимал и сам Петлюра. Волей судьбы оказавшись во главе разгоряченной революцией и идеями самостийности, плохо организованной, непредсказуемой вооруженной толпы, он не мог укротить ее низменные желания и страсти, главными из которых было выпить и пожрать, ограбив для этого более зажиточного соотечественника. Наиболее же состоятельными на Украине издавна считались евреи. Ну, а чтобы жертва грабежа не возмущалась, ее проще всего было убить. Благо, за это никто не спросит, ибо, как говорил классик, «винтовка рождает власть». А раз эта самая винтовка оказалась в руках неграмотного малороссийского хуторянина, значит, он и есть теперь власть. В этом и состояла главная объединяющая идея петлюровского воинства, для камуфляжа прикрытая пустыми фразами демагогов из Директории о борьбе за «незалежность» и «вiльну Украину».

Главная причина, делавшая погромы неизбежными, состояла в том, что они, по сути являлись основным способом материального снабжения «армии УНР». Как заявлял известный юрист Генрих Слиозберг, «погромы давали петлюровскому движению подходящую возможность добывать пищу, одежду и амуницию совершенно даром». При этом нередко расправы над евреями происходили на глазах «головного атамана», как бы освящавшего их своим присутствием. Если бы Петлюра попытался остановить эту вакханалию, он бы моментально лишился сторонников. А больше всего он боялся оттолкнуть от себя своих «хлопцив», без поддержки которых превращался в ничто.

Во время суда над Шварцбардом французский журналист Бернар Лекаш опубликовал собственное расследование злодеяний петлюровцев. Там был такой эпизод. Весной 1919-го в ставку Петлюры прибыла депутация евреев из Житомира и Бердичева «почтительнейше просить остановить погромы». Их тут же арестовали и продержали два или три дня под

замком. Когда просителей освободили и они смогли подать свою жалобу, им велели передать от имени «головного атамана»: «Люди, на которых вы жалуетесь, составляют гордость Украины!»

Вскоре на помощь первой прибыла вторая депутация. Им удалось добиться аудиенции у Петлюры, который выслушав бедолаг, коротко бросил: «Не ссорьте меня с моей армией!»

Когда к нему в очередной раз прорвалась делегация евреев на станции Мамиенка с мольбой остановить погром, глава УНР заявил: «Послушайте, я не вмешиваюсь в то, что моя армия делает, и я не могу помешать им делать то, что они считают необходимым делать!»

Среди историков гражданской войны на Украине популярно мнение, что сам Петлюра антисемитом не был и в душе всегда глубоко сочувствовал жертвам погромов. Мол, еще в семинарии его дразнили «жидовским батькой» за то, что он заступался за евреев. А все преступления лежат на совести атаманов, которые только прикрывались именем Петлюры, реально ему не подчиняясь.

Однако другие исследователи полагают, что именно «головной атаман» был истинным вдохновителем погромов и именно ему, а не Гитлеру принадлежит сомнительная честь первооткрывателя наиболее эффективного способа «окончательного решения еврейского вопроса».

Впрочем, по большому счету, это не имеет принципиального значения. В иске с требованием отмены указа Ющенко, поданном в Печерский суд Киева лидером «Союза анархистов Украины» Вадимом Черным, указывалось: «Неважно, организовывал ли Петлюра геноцид или не мог контролировать армию. Его преступление … состоит в принадлежности к преступной геноцидной организации и руководстве ею».

При этом нельзя забывать, что наряду с евреями, в не меньшей, а, может, и большей степени от петлюровцев страдали и русские жители Украины. Подсчитать, сколько их было зверски убито, не представляется возможным. Говорить в УНР по-русски, и тем более преподавать русский язык в школах было строжайше запрещено. Изъясняться в «вiльной Украине» можно было только на рiдной мове. Кто, к этому был неспособен, объявлялся врагом самостийности и подлежал уничтожению. Так что и нацисты, и нынешние киевские власти в своих попытках построить этнически чистое государство являются всего лишь последователями Петлюры. Правда, более удачливыми.

Впрочем, и самой Украине «головной атаман» оказал весьма своеобразную услугу. К концу 1919-го его бандитское воинство, продолжавшее пышно именоваться «дiϵва армiя УНР», было полностью разгромлено белыми, красными и махновцами и оказалось прижато к польской границе. Тогда была популярна частушка «В вагоне сидит Директория, а под вагоном ее территория».

Но Петлюра продолжал считать себя главой независимого государства, который имеет право распоряжаться судьбой страны и ее народа. Стремясь любой ценой вернуться в Киев, глава УНР совершил настоящее предательство, о котором его апологеты предпочитают теперь стыдливо помалкивать. В апреле 1920-го он в обмен на военную помощь заключил с Пилсудским Варшавский договор, по условиям которого к Польше отходили Галиция, Холмщина, Западная Волынь, Надсянье и Лемковщина – то, что сейчас обобщенно называется Западной Украиной. Более того, «головной атаман» гарантировал сохранение имущественных прав польских помещиков и на территории остальной Украины. Тем самым был положен весомый кирпич в фундамент требований реституции, предъявляемых сейчас поляками к киевским властям. Так что и нынешним громадянам есть за что благодарить Петлюру.

Вот такого персонажа предлагают Украине в качестве кумира и образца для подражания. Впрочем, какая страна, такие у нее и герои.

Автор: Дмитрий Синяев

05.11.2015 в 14:36
Возрастная категория материалов: 16+