Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

То, что различные американские фонды, повсеместно продвигающие «демократию», весьма щедры в финансировании некоммерческих организаций на пространстве СНГ, широко известный факт. Однако примечательным в этой «дружбе» постсоветских общественников с американскими спонсорами является то, что интерес последних к правам человека часто направлен в отношении непростых регионов и городов закрытого характера. Такой непропорциональное внимание американцев к «правам человека» на специфических территориях можно выявить, изучив структуру грантов пресловутого фонда NED (Национального фонда поддержки демократии).

На официальном сайте фонда публикуются ежегодные отчеты. Последний отчет, в котором раскрываются названия организаций, получивших гранты, опубликован за 2012г. Согласно информации с сайта, финансирование НКО в России не прекратилось, а стало просто более закрытым. Очевидно, что такая мера была предпринята для возможности обхода закона об «иностранных агентах» российскими грантополучателями. Нужно отметить, что в отчете НФД также скрыты названия узбекистанских НКО, получивших гранты.

Так вот, список грантополучателей в доступные для исследования годы демонстрирует очевидный крен в сторону регионов Северного Кавказа. Так, множество организаций, финансируемых NED, ведут проекты в северокавказских республиках. При этом ведущийся ими мониторинг экстремистских организаций может использоваться для сбора первичной информации о местных оппозиционно настроенных группах граждан для последующего оказания им содействия или вербовки для работы на специальные службы США.

Ко всему прочему немалый интерес вызывает появившаяся в интернете копия договора Национального фонда поддержки демократии с российской правозащитницой Надеждой Кутеповой, которая ведет свою деятельность в закрытом городе Озерск, находящемся в Челябинской области. Согласно информации с этого договора, американцы за свое финансирование приписывают Кутеповой активно «защищать права жителей» Озёрска, которым закрытый статус города якобы мешает нормальной жизни. Также в договоре российской правозащитнице рекомендуется активно взаимодействовать с госкорпорацией «Росатом». Как это связано с защитой прав человека, пусть читатель решит самостоятельно. Но, на наш взгляд, внимание фонда к проблемным регионам и специфичным городам России связано отнюдь не с благотворительными целями.

09.11.2015 в 17:19