Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Жителей Адыгеи отличают уважительное отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и готовность помогать ближнему. Но государственная система реализации прав и гарантий, предоставленных инвалидам российскими законами и нормами международного права, пока еще оставляет желать лучшего.

В «СА» № 168 от 21 августа 2015 года «Переправа, переправа, или Такая недоступная среда» был опубликован материал о барьерах и заботах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. В продолжение темы – наш разговор с Владимиром Трофимовым — председателем майкопской городской организации «Легионеры милосердия», объединяющей людей с ограниченными возможностями здоровья.

— Сегодня инвалиды по большей части разделены, лишены связи с окружающим миром и живут в своих маленьких, замкнутых мирках. Чтобы попытаться сломать эти барьеры, мы и создали организацию «Легионеры милосердия», объединяющую всех людей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой мы пытаемся общими усилиями решать общие вопросы и отстаивать наши права, — рассказывает Владимир Трофимов. — Помогаем друг другу решать бытовые вопросы. Поломалась у человека коляска — всегда у кого-то есть нужные запчасти, кто-то готов помочь с работой. Вместе всегда легче преодолевать жизненные невзгоды. А для инвалидов поддержка товарищей по несчастью — тех, кто действительно тебя понимает и может помочь советом и словом, — еще важнее. В противном случае, как это часто бывает, человек, не видя в жизни перспектив, может просто спиться…

— Расскажите подробнее, чего смогли добиться «Легионеры», какие проблемы вы видите?

— Стараемся привлечь внимание должностных лиц и организаций Майкопа к существующим недостаткам. Договорились с администрацией городского парка о том, что расположенная на его территории мастерская будет осуществлять мелкий ремонт инвалидных колясок членов нашей организации. Смогли донести до руководства города мысль о необходимости оборудования некоторых общественных туалетов под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья. Без иронии, вопросы для нас важные, и мы благодарны за понимание. Есть вполне конкретные достижения по защите прав инвалидов, хотя в целом тема достаточно сложная. Мы не всегда согласны с тем, как решаются вопросы с предоставлением технических средств реабилитации, некоторые другие. Тем не менее удалось кому-то установить группу инвалидности, где-то решить иные вопросы. Поэтому хочу сказать особые слова благодарности активистам «Легионеров» — Михаилу Бурлуцкому, Александру Пропастину, Геннадию Бронникову и другим.

Пару лет назад «Легионеры милосердия» обратились в прокуратуру Майкопа с жалобой на то, что мосты через Белую не оборудованы для нужд инвалидов. Прокурор с нами согласился и обратился в суд. В итоге городской суд постановил ответственным организациям привести мосты в надлежащий вид. Работы были проведены, хотя не все столь благополучно, как хотелось бы. К переправе через плотину вопросов нет. Зато у дальнего моста, возле детского сада «Росинка», оборудован пандус, заезжая на который есть риск перевернуться. С еще одним мостом — напротив городского парка — ситуация тоже двоякая. Сразу перед сходом с моста на левом берегу — заросшие бурьяном ступеньки, но подняться человеку в инвалидной коляске на эту высоту невозможно — пандуса нет. Единственный подъезд к мосту — засыпанная гравием, в котором вязнут колеса инвалидной коляски, крутая дорожка в стороне. А недавно из досок покрытия начали вылезать гвозди. Можно пропороть колеса коляски.

В общем, это старый и больной вопрос — невозможность передвигаться полностью по улицам города на инвалидных колясках. В Майкопе нет ни одной улицы, которую можно проехать из конца в конец. В равной степени это касается центральной улицы — Краснооктябрьской. Бывает так, что в поисках доступного пути из пункта А в пункт Б приходится делать по нескольку лишних километров. Если передвигаться на электроколяске, то не факт, что удастся добраться до цели: у нее может разрядиться аккумулятор…

Есть требования и к тому, каким образом должны оборудоваться перекрестки. Перед пешеходным переходом необходимо делать понижение бордюрного камня и небольшой уклон. Высота бордюра при этом не должна превышать четырех сантиметров. Лучше, чтобы она была еще меньше. На практике это правило нарушается сплошь и рядом. А то и вовсе никакого понижения бордюрного камня нет. Ремонт дорог и тротуаров — процесс перманентный. Также перманентны и эти нарушения — они повторяются из года в год. Сейчас в Майкопе идет большая работа по приведению в порядок тротуаров и проезжей части. На это выделены огромные деньги. Но позаботятся ли при этом о нуждах инвалидов, а также пожилых людей, мам с колясками, — вопрос для меня открытый…

Очень неудобны для людей в инвалидных колясках железнодорожные переезды — практически на всех из них приходится разбивать колеса о рельсы. Для тех членов нашей организации, которые живут за железной дорогой, такое положение дел — просто беда. Пример из личного опыта. Возле рынка на ЦКЗ через пути ведет хорошая бетонная дорожка. Но, заехав на железнодорожное полотно, я просто застрял. Так и стоял бы, дожидаясь поезда, если бы мне не помог прохожий.

Не все благополучно с доступом в административные здания. Даже нет смысла называть конкретные примеры — недостатки есть практически везде. Бывает так, что дверь открывается на пандус. Попасть в помещение и покинуть его в таких условиях неудобно. А если случится пожар? Сможет ли человек покинуть здание или он должен сгореть вместе с ним?

По этой же причине я вынужден со скепсисом относиться к электроподъемникам, оборудованным у входа в некоторые учреждения. Во-первых, они не работают, если возникают перебои с электричеством. Во-вторых, и это главное, часто эти подъемники не просто не работают — нет людей, которые помогли бы инвалидам ими воспользоваться.

Сейчас многие организации устанавливают на двери кнопку вызова. Но толку от таких кнопок часто бывает мало. Вызвав сотрудника, если тот еще подойдет, инвалид часто не может попасть в аптеку, магазин и вынужден делать покупки, находясь на улице. А если мороз, снег, дождь? А как же право гражданина на достойное к нему отношение? А как быть с правами потребителя — посмотреть на товар, сделать выбор? Мало того, бывает и так, что кнопка есть, но достать до нее невозможно.

А ведь закон прямо говорит об обязанности властных структур и частных организаций создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха. А планировка и застройка, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений без указанных приспособлений к объектам для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

— А что «Легионеры» видят главной задачей?

— Скорейшее решение вопроса о том, какие службы должны помогать инвалиду в случае, если в городе у него, к примеру, поломалась коляска, и он потерял возможность передвигаться. Переписку с различными структурами по этому поводу наша организация ведет уже года два, но пока безрезультатно.

Летом был случай. «Легионеры» проводили собрание на площади Дружбы в Майкопе. У одного из нас — человека пожилого — коляска вышла из строя. У нас были номера телефонов экстренных служб, которые и должны были помочь. Но на деле помощи пришлось ждать достаточно долго. Понимания мы не нашли. Помощь прибыла после того, как я обратился на телефон к дежурному прокурору и сообщил ему о сложившейся ситуации.

В неформальных разговорах нам дают понять, что вопрос эвакуации инвалидов не обеспечен финансово. А с этого года нам отвечают еще и в том плане, что в городе действует служба «социального такси», которое может отвезти человека домой. Но социальное такси в этом деле поможет мало. В этой системе работают микроавтобус с подъемником для людей в инвалидных колясках и несколько легковушек. Подчас на легковые машины надеяться просто не приходится. Инвалидная коляска, к примеру с электроприводом, в багажник не поместится. А машину с подъемником надо заказывать заранее. Значит, в экстренной ситуации реальной помощи дождаться будет сложно. Кроме того, инвалидная коляска может поломаться и в таком месте, куда не сможет подъехать машина. Можно вызвать простое такси, но и здесь вполне возможно столкнуться с откровенным хамством. Таксист может отказаться везти инвалида.

Хотя, замечу, не все столь плохо. Я убеждаюсь из раза в раз, что люди в Адыгее относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья с пониманием и часто оказать помощь готов просто случайный прохожий. Возможно, в нашей республике сохраняется какой-то особый традиционный менталитет. Лично я на коляске вынужден передвигаться по проезжей части, и у меня никогда не бывает проблем с водителями. А если вдруг что-то произойдет, всегда найдется тот, кто выйдет из машины и окажет содействие. В тех же медицинских учреждениях мы также можем рассчитывать на хорошее, человеческое отношение. Здесь есть даже некоторый диссонанс с тем, как к людям с ограниченными возможностями здоровья относятся некоторые чиновники. Хотя уже и к людям, облеченным властью, приходит понимание важности вопроса. Это естественный процесс — любое государство, считающее себя цивилизованным, рано или поздно приходит к пониманию важности поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья. Еще десять-пятнадцать лет назад тема создания «доступной среды» просто не стояла и на нас никто не обращал внимания. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. На самом деле, уже очень много сделано, хотя предстоит сделать еще больше.

А особенно радует то, что людям с ограниченными возможностями здоровья готова бескорыстно помогать молодежь. Когда мы обратились к директору МГГТК АГУ Анзауру Керашеву с просьбой привлекать студентов к проводимым нашей организацией мероприятиям, то встретили полное понимание. И уже несколько лет волонтеры — студенты отделения «Право и социальная работа» стали нашей верной и надежной поддержкой. От лица «Легионеров милосердия» выражаю самые искренние слова благодарности этим ребятам и заведующей отделением Зареме Апазаовой.

Студенты помогли нам высадить «Аллею дружбы» на пересечении улиц Шовгенова и Лесной, посадить дубки — символ силы и стойкости — возле памятника летчикам за рекой Белой. Волонтеры готовы помогать во всем, вплоть до того, чтобы прийти домой к пожилому человеку или инвалиду, привести в порядок, прополоть и вскопать его огород. Убежден, что высокие человеческие качества и трудолюбие помогут будущим социальным работникам добиться больших профессиональных высот, стать достойными управленцами социальной сферы.

Дмитрий Кизянов.

Фото автора.

13.11.2015 в 13:30