Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Как жили люди в Японии XVII—XIX веков, рассказывают уникальные гравюры, увидеть которые можно в столице Адыгеи.

В Северокавказский филиал Музея искусства народов Востока выставку «Восточная столица. Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603—1868) в японской гравюре» привезли из собрания Государственного Музея Востока Москвы. Данный проект организован в рамках программы «Век музея. Искусство народов Востока — Югу России», разработанной к 100-летию Государственного Музея Востока.

На выставке демонстрируются 86 гравюр и перегравировок японских художников Утамаро, Сяраку, Хокусай, Хиросигэ и других, чье творчество представляет различные жанры японской гравюры.

В гравюрах разных лет представлен город Эдо — это старое название нынешней столицы Японии Токио. Гравюра в стиле укие-э, получившая широкое распространение в Японии в конце XVII — начале XIX вв., по праву считается энциклопедией жизни города Эдо. Японцы тогда, как и сейчас, высоко ценили все, что доставляло им удовольствие: праздники, театральные представления, прекрасных женщин и вкусную еду.

— Из более чем 2 тысяч листов, имеющихся в фондах музея, для выставки отобрано свыше 80 гравюр, показывающих повседневную Японию во всем ее разнообразии. Мы можем увидеть, чем жили японцы XVII—XIX веков: как одевались, где и как обедали, какие смотрели представления, что считали идеалами красоты, какими были улицы города в разные времена года и многое другое. Из этих маленьких эпизодов складывается цельная картина о жизни Японии того времени, — рассказала «СА» куратор выставки, хранитель фонда «Живопись и графика Дальнего Востока» Анна Пушакова, приехавшая на торжественное открытие выставки из Москвы.

На небольших листочках показана жизнь городского сословия во всем ее многообразии. Японскую гравюру нужно уметь читать, добавляет Анна Пушакова, которая специально для выставки подготовила экспликации с подробными объяснениями. Искусствовед отмечает, что, судя по дошедшим до нас изображениям, обычные горожане одевались неброско. Например, простые одежды и прически девушек, изображенных на одной из гравюр Тории Киенага, позволяют отличить их от куртизанок высокого класса. На другой гравюре изящное шелковое кимоно на девушке говорит о ее статусе куртизанки, а две чаши свидетельствуют о том, что у нее был посетитель.

Гравюры, отражающие повседневность, пользовались необычайной популярностью, ведь людям, независимо от происхождения и сословия, всегда интересно, чем живут их соседи. Стоимость гравюр была вполне доступна и равнялась чашке рисовой лапши. У многих не было достаточно средств на развлечения, зато хватало денег на покупку укие-э.

Невысокая стоимость гравюры объяснялась возможностями техники массовой печати. Как раз период с 1700-го по 1930-й год стал подлинным расцветом ксилографического производства. С точки зрения производства, гравюра — уникальный продукт. Огромную роль играло мастерство не только художника-автора, но и резчика, который кропотливо вырезал рисунок на досках в виде тончайших линий глубиной до 1 миллиметра. В создании укие-э участвовали художник, резчик и печатник. Художник выполнял тушью на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из нее области, на которых бумага была белой.

Таким образом, получалась первая печатная форма, но сам рисунок уничтожался. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовливал необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру. Тираж наиболее популярных серий мог достигать 20—25 тысяч экземпляров.

Листы японской гравюры начали массово поступать на Запад во второй половине XIX века. Работы таких художников, как Хокусай и Хиросигэ, произвели огромное впечатление на европейцев и вызвали небывалый интерес к искусству Японии. Собирателями гравюры были художники Моне, Тулуз-Лотрек и Ван Гог. В собрание Государственного Музея Востока значительная часть гравюр была передана художниками Игорем Грабарем и Петром Кончаловским.

В Адыгее выставку «Восточная столица. Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603—1868) в японской гравюре» можно посетить до 15 января.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

24.11.2015 в 13:39