Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Неплательщиков долгов по кредитам в РФ стало больше на фоне экономических сложностей, но ситуация не критическая. По стране наблюдается определенный рост количества исполнительных производств, связанных с кредитованием. Но в целом их не столь большое количество — порядка 2,5 миллиона. На фоне 60 миллионов производств, которые сейчас находятся на исполнении у судебных приставов, это не так много. В Адыгее приставы также пока работают в нормальном режиме, хотя и ожидается увеличение числа исполнительных производств. Ослабление экономики всегда влечет увеличение числа случаев, когда граждане и организации не могут расплатиться по долгам.

О работе судебных приставов Адыгеи рассказал руководитель УФССП России по РА Дмитрий Лабазов. Сотрудники возглавляемого им Управления выполняют полномочия по обеспечению установленного законами государства порядка деятельности судов, осуществляют дознание по ряду составов преступлений, связанных со злостной неуплатой алиментов, неисполнением кредиторской задолженности. Но в основном граждане сталкиваются с сотрудниками этой службы при исполнении ими судебных актов и актов специально уполномоченных органов.

— Дмитрий Владимирович, в начале ноября служба судебных приставов России отметила свое 150-летие. Расскажите про роль и значение института исполнительного производства.

— Профессиональный праздник судебных приставов России приурочен именно к началу работы первого судебного пристава в Санкт-Петербурге, что случилось в годы Великих реформ Александра Второго. Тогда Россия — по сути дела полуфеодальная страна — получила одну из самых развитых и передовых судебных систем в мире. В те годы в России появились многие институты, определяющие облик правового государства по сей день, — суды присяжных, мировые суды; стала очевидной необходимость независимости судов от администрации. Также тогда в близком к современному виде возник институт судебных приставов — пристав стал самостоятельным должностным лицом, с определенным статусом, полномочиями и с регламентацией деятельности.

В советское время институт судебных приставов был ликвидирован, но был восстановлен в 1997 году, когда государство — уже новая Россия — устало от того, что судебные решения хронически не исполняются, а многие вопросы и конфликты между гражданами и организациями разрешаются полукриминальным или откровенно криминальным образом. Стала очевидной необходимость создания полноценного, дееспособного властного института, который мог бы взять на себя функции по исполнению судебных решений.

За прошедшие годы службой сделано немало. Я прекрасно помню, каков был менталитет наших сограждан в девяностые годы. Многие со мною согласятся, что тогда считалось чуть ли не постыдным делом платить штрафы. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Есть в этом заслуга и судебных приставов.

Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью российского государства, без приставов невозможно представить успешную работу всей судебной системы. Понятно, что без создания эффективного механизма исполнения судебных решений и приговоров самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным. Еще в начале XX века правоведы пришли к выводу, что «институт судебных приставов находится у нас еще в периоде роста и образования. Многолетняя практика доказала его несомненную жизнеспособность и важность, но эта же практика выяснила, что в отдельных своих частях институт судебных приставов нуждается в существенных поправках». Эти слова, сказанные более ста лет назад, актуальны и сегодня.

— Тем не менее отношение к приставам не всегда однозначное. Вряд ли многим нравится, когда к ним приходят домой и начинают описывать имущество в счет исполнения тех же судебных решений……

— Обеспечивая исполнение судебных решений, судебные приставы обеспечивают верховенство закона и защищают права взыскателя, в пользу которого вынесено судебное решение. Кроме того, реализация имущества должника — это крайняя мера. До этого момента есть возможность погасить существующие обязательства добровольно — до передачи исполнительного листа судебным приставам или в специально отведенный для этого в рамках исполнительного производства срок.

Есть еще один момент. В обществе в целом не принято хвалить государственные органы. Бывает и так, что критическое отношение людей является обоснованным. Не скрою, и в нашей системе есть свои проблемы. Мы их видим и нацелены на их поступательное разрешение.

— В связи с увеличением количества обращений в суды увеличилась и нагрузка на приставов. Ваш коллектив готов справляться с объемом поступающих на исполнение документов?

— Нагрузка на наших сотрудников достаточно велика. Мы работаем, если можно использовать технический термин, «на давальческом сырье» — сколько нам предоставили документов на исполнение, столько исполнительных производств мы и возбудили, столько и должны завершить. Судебный пристав сам не ищет себе работу. Если не распределить нагрузку грамотно, сотрудник физически не будет успевать выполнить такой объем работы. Но главное, помимо механической обработки поступающих документов, мы должны по возможности окончить производства фактическим исполнением.

Один из самых сложных и важных в этом смысле участков работы — Майкопский отдел, возглавляемый Абреком Шемаджуковым. Его коллектив выполняет огромный объем работы и достойно справляется с поставленными задачами. Но в целом я доволен всем своим коллективом.

— Вы сказали — окончить фактическим исполнением. Но как искать имущество должника, если его просто нет или его уже давно «переписали» на других людей…?

— Найти то, чего не существует, невозможно. Другой вопрос — если имущество передали в собственность другим лицам по фиктивным сделкам, как говорится в народе, «переписали». В таком случае по закону взыскатель, не судебный пристав, а именно взыскатель, имеет право данную сделку оспорить в суде. Достаточно часто бывает так, что судебный пристав установил, что имущество находилось в ведении должника, но затем состоялось его отчуждение супруге ответчика, его отцу, брату, иному родственнику. Мы это выясняем и предлагаем взыскателю обратиться в суд. Граждане пользуются этой возможностью, и суды признают сделки по отчуждению имущества недействительными. Все возвращается на должника, и возникает законная возможность к погашению долга в зачет этого имущества.

— Но много говорится и о том, что фактически не взыскивается значительная часть штрафов за дорожные нарушения, выявленные при помощи средств фото- и видеофиксации…

— Могу сказать уверенно, что при поступлении таких штрафов на исполнение в службу судебных приставов взыскание происходит относительно неплохо и без лишней волокиты — путем списывания средств со счетов должников, оплаты через Интернет. Достаточно благополучная ситуация складывается и с взысканием приставами задолженности по налогам и платежам в бюджеты всех уровней.

— Сказался ли кризис в экономике на количестве поступающих на исполнение документов?

— Как показывает практика, мы ощущаем последствия неурядиц в экономике с временным лагом — примерно полгода. Пока мы работаем в нормальном режиме, но ожидаем увеличения числа исполнительных производств. Ослабление экономики всегда влечет увеличение числа случаев, когда граждане и организации не могут расплатиться по долгам. Это в равной степени касается выплат потребительских кредитов, возникновения задержек по выплате заработной платы. 

— Много говорится о том, что кредиторы предлагают гражданам деньги под хищнические проценты. Даже было озвучено предложение запрета деятельности микрофинансовых организаций. Действительно ли ситуация на рынке потребительского кредитования столь серьезна?

— Проценты бывают запредельными. Но, по большому счету, предоставление денег в долг под проценты, размер которых определяется в соглашении сторон, является законной практикой. Вопрос в том, что люди сами подписывают кредитные договоры, не задумываясь о том, как будут расплачиваться по долгам. И есть еще один момент, на который надо обратить внимание. Микрофинансовая организация всегда найдет способ взыскать свои деньги. И чаще всего они делают это именно через службу судебных приставов.

Не уверен, что ситуацию на рынке потребительского кредитования можно решить запретами. Но было бы логично ограничить возможности кредиторам, требующим запредельные проценты, обращаться за принудительным исполнением в службу судебных приставов.

— Однако к вам на приемы приходят и люди, попавшие в настоящую долговую кабалу. Вероятно, случаи эти из разряда тяжелых — и в правовом, и в человеческом плане. Что вы посоветуете, чтобы избежать такой беды?

— Общаться с такими посетителями очень тяжело. У людей своя правда, но, повторюсь, я представляю орган, ответственный за принудительное исполнение решений судов. При этом речь может идти о долгах, исчисляемых миллионами рублей. Таких дел немало. Кто-то берет на покупку бытовой техники, автомобилей или на создание бизнеса. Нередко бывает и такое, что человек и сам денег не брал, но, не учитывая возможных последствий, выступил поручителем по кредитному договору. И банки начинают менять свою политику — если раньше кредиты давались всем подряд, без учета платежеспособности заявителя, сейчас правила кредитования ужесточаются.

На вопрос, как не попасть в такую кабалу, ответ один — не брать в долг! Иногда жизнь вынуждает оформлять кредит, но надо понимать, что в подавляющем большинстве случаев это не выход. Временно решив проблему, гражданин вынужден занимать вновь и вновь, что только усугубляет его положение. Конечно, если человек уверен в своих силах, у него есть определенные резервы, деньги в долг, к примеру, на развитие своего дела, брать можно. Но и в этом случае надо четко просчитывать все возможные последствия.

— Дмитрий Владимирович, позвольте вернуться к первоначальной теме разговора — истории службы и к профессиональному празднику судебных приставов. Есть ли у судебных приставов практика передачи традиций службы новому поколению сотрудников или наставничества? Ведь, вероятно, молодому человеку, попавшему на работу в ваше ведомство, нелегко сразу включиться в работу.

— В Адыгее развита ветеранская организация и профсоюз судебных приставов. Причем ветераны оказывают действующим сотрудникам вполне реальную помощь — участвуют в воспитательной работе, консультируют, делятся опытом. Совет региональной общественной организации ветеранов органов принудительного исполнения Адыгеи возглавляет Абрек Воновнуков, большую работу выполняет секретарь Совета Ирина Панычева. Ветераны службы принимают участие в социально значимых мероприятиях. Совет ветеранов республики является одним из наиболее эффективно работающих в масштабах страны. В организации есть члены, награжденные ведомственной медалью «Ветеран Федеральной службы судебных приставов», также есть ветераны (участники) боевых действий и члены, пенсионеры МВД России, МЧС России и других силовых структур.

Также в региональном Управлении ФССП России в полной мере развита система наставничества. Наставники — это те люди, которые на определенный срок берут под свое крыло молодых сотрудников, вводят их в курс дела и помогают освоиться на новом месте.

Дмитрий Кизянов.

Фото Аллы Салиенко.

26.11.2015 в 15:03
Возрастная категория материалов: 16+