Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сколько времени ждать прибытия пожарных и скорой помощи в Майкопе и с какими сложностями сталкиваются экстренные службы на своем пути?

Работа специальных служб помощи трудна и опасна. Мы стараемся не тревожить их понапрасну, однако поручиться за то, что в жизни не случится беда и не придется набирать номера 01 и 03, не может никто. В таких ситуациях часто счет идет на минуты. Люди ждут экстренной помощи безотлагательно, но что происходит в этот момент с теми, кто спешит на вызов, мало кому известно.

«Пожар!»…

Бытовой пожар — самая распространенная чрезвычайная ситуация. В среднем каждый день в Адыгее случается один пожар. За 10 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 200 пожаров, в которых погибли восемь человек. В основном пожары происходят в жилом секторе сельской местности — 62% случаев. У сотрудников пожарной службы, которые в это время спешат на выручку, есть свой технический регламент, обязывающий их прибыть к месту вызова в течение 10 минут — это норматив, который строго выполняется и контролируется!

По словам сотрудников регионального МЧС, все республиканские пожарные имеют высокую профессиональную подготовку. Имидж этой профессии в обществе достаточно высок, на него не влияют ни рыночные отношения, ни реформы, ни кризисы. Другое дело, что мало кто осмелится изо дня в день рисковать собственной жизнью, поэтому недостаток кадров здесь все-таки испытывают. Никаких проблем, связанных с оказанием помощи людям, по вине пожарных никогда не возникало. Тем не менее в последнее время в Майкопе все чаще возникают ситуации, когда добраться на вызов им далеко не просто. Порой даже выехать из пожарного депо огромной спецмашине проблематично.

— Вторая часть Майкопской городской пожарной станции, как известно, находится напротив главного корпуса Адыгейского госуниверситета, рядом расположены и корпуса Майкопского технологического университета. Среди студентов в последние годы значительно увеличилось количество автовладельцев, и зачастую они паркуют свои машины вдоль проезжей части улицы Первомайской, загораживая выезд из пожарного депо. Выходит, в вузах не обращают никакого внимания на запрещающие дорожные знаки, что является грубым нарушением дисциплины и правил, а кроме того, это мешает пожарным, — говорит начальник отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Адыгее Александр Насонов.

Пожарные должны следить не только за огнеопасной ситуацией в городе, но и за «непослушными» молодыми автомобилистами, которым похвастаться собственным авто перед однокурсниками и друзьями важнее, чем чей-то профессиональный долг, а возможно, и жизнь.

Сложившаяся ситуация «облегчается» лишь тем, что пик пожаров приходится на ночное время, когда студенческих машин около пожарной станции уже нет. Но снимает ли это ответственность с молодых людей, нарушающих закон? Ведь нет гарантий, что такое пренебрежение дисциплиной дорожного движения не повлечет за собой серьезных последствий, и никто не погибнет просто из-за того, что кто-то не позаботился о безопасном месте парковки.

По словам Александра Насонова, еще одна не менее сложная проблема — подъезд пожарной машины к нужной «точке» внутри спальных районов города. Как правило, пик пожаров приходится на ночное время, когда вокруг многоэтажных домов — обилие припаркованных машин. В упорной борьбе с тотальными парковками частных машин жители домов перекапывают проезды, закрывают въезд во двор шлагбаумом, бетонными плитами, стройматериалами.

— Конечно, мы предупреждаем о том, что так быть не должно! Пути для машин экстренной помощи должны быть свободными в любое время суток. Со своей стороны мы делаем все, чтобы улучшить противопожарную обстановку. И количество ложных вызовов в этом году уменьшилось до 60 в сравнении с 2014 годом, когда их было зарегистрировано 168, — это значительное улучшение. Оно свидетельствует о повышении уровня сознательности людей, но не снимает ответственности с автовладельцев, — отметил начальник отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС по РА.

В дороге — с мигалкой

— «Скорая» приехала по вызову спустя полчаса после нашего звонка на номер «03»! Скажем так, медслужба не торопилась, а за это время могло случиться худшее, — возмущается читатель «СА», майкопчанин Алексей Иваненко.

— Я позвонила в «скорую», сказала, что у пожилого человека была краткая потеря сознания, после которой произошла потеря речи, нарушена координация движений, возможно, это инсульт? Медпомощь прибыла меньше, чем за 10 минут. Затем врач вызвал к нам дополнительную бригаду со специалистом-невропатологом, и вторая машина прибыла также оперативно, было принято решение об экстренной госпитализации больного. Мы очень благодарны врачам, поскольку они спасли человека в солидном возрасте, — рассказала свою историю майкопчанка Ольга Старцева.

Такие вот разные мнения. Но давайте разберемся, в чем их причина? 

Система скорой помощи сегодня разделена на экстренную и неотложную. К первой относятся случаи, угрожающие жизни пациента. Ко второй — все остальные. В дневное время неотложную помощь часто оказывают врачи городских поликлиник — для этого у них есть специальный транспорт. Если у пациента высокая температура или обострилось хроническое заболевание, обратиться нужно в первую очередь в свою поликлинику по месту жительства.

«Скорая» в Майкопе выполняет более 200 выездов в сутки. Самое неспокойное время для ее специалистов — с 18 до 22 часов вечера.

— Одна бригада скорой помощи рассчитана на 10 тысяч жителей. На приезд к пациенту по вызову по нормативам каждой бригаде дается 10—12 минут. Жителей столицы Адыгеи обслуживают 17 медицинских бригад — это значит, что задействовано 17 специальных машин, которые оснащены системой ГЛОНАСС, — рассказал заместитель главного врача станции скорой медицинской помощи Майкопа Александр Кузьмин.

Специалисты уверены — ГЛОНАСС добавил оперативности и упростил условия работы медперсонала скорой помощи.

— Несколько лет назад со станции трудно было отследить машину: где она находится, возможно, с ней что-то случилось в дороге. Рация тоже не всегда помогала. Теперь эти проблемы решены. Но одна проблема осталась — на загруженных автотранспортом дорогах в центре города «скорую», как и прежде, редко и довольно неохотно пропускают водители частных машин, — рассказывают сотрудники скорой помощи.

Как правило, водитель машины «скорой» включает проблесковый маяк и звуковую сирену только в самых экстренных случаях — выезд на место ДТП с пострадавшими, на дом, где с ребенком или взрослым случилась непредвиденная ситуация, либо в момент доставки экстренного больного в клинику для оперативной помощи.

— Проблесковый маяк у «скорой» — синего цвета, и любой участник дорожного движения, любой водитель замечает его издалека. Звуковой сигнал предупреждает о необходимости уступить дорогу не только водителей, но и пешеходов, которые могут выйти на переход или просто перебегать дорогу, не заметив спецмашину. На водителе «скорой» в этот момент лежит серьезная ответственность — он должен быстро принимать решения в своих маневрах, чтобы не допустить ДТП и доставить пациента в приемное отделение больницы, максимально сократив время, — говорит один из опытных шоферов бригады скорой помощи.

Для каждой бригады «скорой» их водитель — это специалист столь же высокого класса, как и врачи. От него зависит здоровье, а порой и жизнь больного и всей бригады. Но и это не все: часто водителям приходится помогать нести носилки с больным, поскольку порой сделать этого, кроме врача и фельдшера, просто некому.

Однако не всех водителей на дорогах города в этот момент волнуют нравственно-этические принципы. А должны бы! Ведь, как говорится, никто не застрахован… 

Аналогичная ситуация и с загромождением дворов в многоэтажных районах припаркованными машинами.

— Нести больного на носилках к «скорой», если она не может подъехать к самому подъезду дома, очень трудно. А ведь в большинстве своем бригады скорой помощи сформированы из женщин, — говорят фельдшеры.

— Большое количество необоснованных вызовов для нас тоже одна из злободневных проблем. Если кто-то порезал палец или кому-то нужно измерить артериальное давление, безусловно, это важно, но нельзя по каждому такому поводу вызывать «скорую». Возможно, в этот момент, пока вы отвлекаете врачей, другому человеку их помощь жизненно необходима, — добавил главный врач станции скорой медпомощи Майкопа Илья Есауленко.

В экстренных службах говорят и о том, что спасательные машины, работая на пределе, быстро изнашиваются и устаревают. Для оказания спасательных работ на высоком уровне каждый год службам требуется обновление парка — как минимум порядка 2—3 автомобилей. Минздрав республики уделяет этому внимание. Ведь тяжело приходится не только людям, оказавшимся в опасности, но и тем, кто спасает жизнь.

Елена СТРАМЦОВА

27.11.2015 в 19:45