Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века в редакции «СА» подавляющую часть творческого коллектива составляли журналисты-фронтовики. Люди они были скромные, о своих боевых делах рассказывать не любили. И только в праздник Победы после «боевых наркомовских» мы, тогда молодые журналисты, могли «вытащить» из фронтовиков боевые эпизоды их жизни.

Гвардии капитан Василий Иванович Вербицкий на войне был танкистом. Летом 1944 года нашими войсками проводилась боевая операция «Багратион» по освобождению от гитлеровцев Белоруссии. Главной задумкой операции было неожиданное для гитлеровцев появление наших войск со стороны вековых болот. Для этого за месяц до начала операции наши саперы начали прокладывать гати — дороги из плотно уложенных стволов сосен, скрепленных тросами или канатами. По этим дорогам шли пехотинцы, двигались автомашины и даже танки. Движение по гатям начиналось вечером, чтобы гитлеровские самолеты-разведчики не могли засечь передвижение наших колонн.

Передвигались в темноте танки медленно. Впереди шел кто-то один из членов экипажа танка и подавал сигналы. Вдруг движение застопорилось, впереди замаячила фигура военного в плащ-накидке. Вербицкий высунулся из верхнего люка и крикнул:

— Какого черта путаешься под ногами?!

Фигура подошла ближе и говорит:

— Товарищ танкист, помоги машину вытащить из трясины.

Наводчик орудия Петр Шевченко ответил, мол, много вас тут таких будет. Вербицкий включил фары и остолбенел — перед ним был маршал Жуков. Петр Шевченко тотчас спрыгнул на гать, подал трос водителю «эмки». Вербицкий скомандовал механику-водителю задний ход — «эмка» оказалась на дороге. Невысокий человек бросил плащ-накидку на сиденье легковушки и подошел к танкистам. Действительно, это был маршал Жуков. Вербицкий и все члены экипажа спрыгнули на гать и замерли перед маршалом по стойке смирно. Командир экипажа начал было рапортовать, мол, товарищ маршал, экипаж… Жуков остановил его жестом, сказал «спасибо» танкистам, пожал руку каждому и пошел к своей «эмке».

Дмитрий Крылов

01.12.2015 в 18:01