Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

За последние десять лет 5 предприятий ЖКХ города Адыгейска попали под процедуру банкротства.

Высокая доля убыточных предприятий, значительные суммы задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, большая степень износа основных фондов, составляющая порой 60—70 процентов, — вот далеко не полный перечень проблем, которые накопились в жилищно-коммунальном хозяйстве. Между тем установленные тарифы на услуги коммунальщиков не всегда соответствуют трудозатратам, связанным с эксплуатацией изношенных инженерных сетей и коммуникаций. А ведь надо еще платить зарплату сотрудникам и отчислять налоги. И все это происходит на фоне растущих цен на электроэнергию и газ, доля которых в себестоимости услуг по теплоснабжению населения доходит до 75 процентов. В существующих экономических условиях саккумулировать свои средства и направить их на развитие предприятиям ЖКХ практически нереально. Коммунальные предприятия Адыгейска за последние годы столкнулись с подобными проблемами, которые негативно повлияли на их деятельность. О том, каким способом пришлось выходить из тупика, образовавшегося в системе ЖКХ города, мы беседуем с начальником отдела Жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Город Адыгейск» Адамом Тлехураем.

— Адам Мугдинович, предельный рост оплаты гражданами коммунальных услуг по региону в текущем году установлен на уровне 12,5 процента, в то же время в Адыгейске он составляет 14,3 процента, т.е. на 1,8 процента выше. С чем это связано?

— Дело в том, что основная проблема в ЖКХ города состояла в том, что тариф на теплоснабжение наших предприятий коммунального хозяйства серьезно отставал от среднего по региону. Низким остается и норматив по теплоснабжению. В сумме это приводит к существенным финансовым потерям предприятий. По этой причине за последние 10 лет в Адыгейске попали под процедуру банкротства 5 организаций ЖКХ, а по последнему из них — МУП «Ресурс» — эта процедура продолжается до сих пор. Но вместо него уже создана новая организация — МУП «Комсервис».

Выйти из тупика. Коммунального
Выйти из тупика. Коммунального

— Из каких параметров складывается эта негативная коммунальная арифметика?

— Все очень просто: в прошлом году, к примеру, абонентам было начислено по всем коммунальным услугам 65 млн. руб., в том числе за теплоснабжение — 40 млн. В то время как за энергоносители — газ и электроэнергию — ресурсоснабжающие организации выставили счет на сумму почти в 62 млн. руб. В итоге затраты предприятия за 2015 год составили 98 млн. руб., оно за свои услуги получило лишь 65 млн. руб., что составляет 67 процентов. В результате у него не осталось средств не только на текущую деятельность — обслуживание системы ЖКХ, но и на покупку материалов, отчисление налогов, а также выплату заработной платы своим работникам.

— Каковы были ваши действия в этой ситуации?

— Муниципальное предприятие коммунального хозяйства предоставило свои расчеты Управлению государственного регулирования цен и тарифов по РА. После проверки их соответствия затратам предприятия они были предоставлены в Кабинет Министров региона. Далее от Правительства республики к нам поступила рекомендация рассмотреть на сессии районного Совета народных депутатов вопрос о повышении тарифов на услуги ЖКХ до уровня, обеспечивающего стабильное функционирование предприятия. В итоге депутатами было решено увеличить темпы роста тарифа на тепло на 15 процентов, что в результате отразилось на предельном индексе изменения размера платы за коммунальные услуги в городе – он составил 14,3 процента.

— Какие результаты принесло это повышение?

— За счет повышения тарифа на теплоснабжение на 15 процентов предприятие ЖКХ получило дополнительно 6 млн. руб., из них 3 млн. — из-за его увеличения выше среднереспубликанского уровня. В текущем году мы также обратились в Управление по государственному регулированию тарифов региона с просьбой сделать расчеты по увеличению тарифов на услуги ЖКХ на 2016 год. Конечно, их рост будет учитывать платежеспособность населения, однако они должны быть постепенно доведены до среднереспубликанских. На сегодняшний день они им уступают.

— Какие работы проведены в городе по реконструкции системы теплоснабжения?

— Грунтовые воды в Адыгейске довольно близко подходят к подземным тепловым сетям — после дождливых дней в каналы поступает вода, и их подтапливает. В конечном итоге это приводит к потере тепла. Мы провели ремонтные работы, в ходе которых «вынесли» эти сети наружу. Кроме того, у нас была в эксплуатации энергозатратная котельная со старыми котлами, которая обслуживала детский сад №3 и школу. Ее мы заменили на автономную. Также отключили от центральной сети котельные школы №5 и больницы в Адыгейске и жилого сектора в Псекупсе. Все они заменены на автономные источники, что привело к значительной экономии тепла. Правда, из-за уменьшения числа абонентов определенные экономические трудности возникли у нашей старой котельной, так как она работает в прежнем режиме, неся затраты.

— Как функционируют в городе системы водоснабжения и водоотведения?

— За последние годы в модернизацию этих систем вложено немало средств. Еще в конце прошлого века началась реконструкция очистных сооружений, которые технологически и морально устарели — их физический износ составлял почти 100 процентов. Все объекты этих сооружений были построены заново и сегодня работают эффективно. Лабораторные анализы показывают, что вода подвергается качественной очистке. Мы провели реконструкцию системы водоснабжения в Псекупсе, в ходе которой построили 11,5 км водопроводных сетей и 2 водозаборных сооружения. До сих пор канализация охватывала лишь 20—30 процентов городской территории, теперь она построена еще в 3-х микрорайонах. Помимо канализационных сетей, были построены и насосные перекачивающие системы. К ним будут присоединены дома жителей частного сектора. Эту работу каждый собственник будет проводить самостоятельно, так как бюджет не имеет возможности компенсировать затраты. 25 процентов абонентов частного сектора уже подсоединились к новой канализации. 

Помимо этого, построено 32 км новых сетей водоснабжения, пробурены скважины, построены насосные станции. Все это позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг, повышает техническое состояние инженерной инфраструктуры. 

Сегодня мы эксплуатируем параллельно обе системы — старую и новую. Это крайне затратно для предприятия. Мы обратились к горожанам с просьбой ускорить работу по присоединению к системе водоотведения. 

— В связи с тем, что к системе водоотведения присоединяются новые абоненты, финансовое состояние предприятия коммунального хозяйства улучшается?

— Безусловно. Но в полной мере этому будет способствовать инвентаризация абонентской базы, которую мы сегодня проводим в городе. В свое время, когда были построены двухквартирные дома, водопровод находился на улице, и люди пользовались уличными колонками. Сегодня почти все горожане имеют в своих квартирах «блага цивилизации» — в результате расход воды стал намного больше. За счет уточнения абонентской базы предприятие ЖКХ получит дополнительные средства для своей деятельности.

— Проводятся ли в городе мероприятия по энергосбережению?

— Да, мы стремимся к сокращению собственных затрат на электроэнергию и газ, в первую очередь за счет экономии. К примеру, у нас были резервные трансформаторы, которые находились вне эксплуатации и не «питали» объекты, но при этом все же потребляли энергию. Сегодня мы их отключили, что привело к значительной экономии средств. Этой же цели послужила замена оборудования на менее энергозатратное, но с той же производительностью. В перспективе нашему предприятию предстоит еще многое сделать в этом направлении.

Владимир Киселев

03.12.2015 в 15:18