Помощь с особым цинизмом
В ночь на воскресенье без электричества остались от 1,5 до 2 миллионов крымчан из-за подорванных в Херсонской области Украины линий электропередачи, питающих Крым. Более двух третей полуострова погрузились во мрак. Чем этот теракт может аукнуться?
Блэкаут
Отключение электричества, особенно массовое его отключение (или «блэкаут» на новомодном сленге московских журналистов), — это всегда неприятно. Когда меня лишают света всего часа на два, я начинаю нервничать. Но это, как правило, какая-нибудь авария, и приходится смириться и ждать, когда починят. А что говорить о жителях Крыма, у которых свет отобрали злонамеренно и с особым цинизмом, и неизвестно, когда вернут?
Украинско-татарские «активисты» в лице своих предводителей Рефата Чубарова и Ленура Ислямова, почувствовав, что их так называемую продовольственную блокаду жители полуострова практически не заметили, таки устроили блокаду энергетическую.
Социально значимые объекты держатся на резервных дизель-генераторах, но население ждут постоянные веерные отключения. Глава Крыма Сергей Аксенов посоветовал готовиться к «худшему варианту». По данным Минэнерго РФ, запасов нефтепродуктов в Крыму остается на 10 — 26 суток, бензина и дизтоплива — примерно на столько же.
При этом министерство пытается форсировать ввод в эксплуатацию первой очереди энергомоста в Крым — предполагается протянуть кабель по дну Керченского пролива уже к декабрю. «Сейчас ценен каждый день», — признался министр Александр Новак. 70 — 80 % потребности полуострова в электричестве будет покрыто. Ввод второй очереди (запланирован на май 2016 года) сделает Крым полностью независимым от украинской электроэнергии.
Где власть?
В том, что за акцией, которую в России в большинстве случаев расценивают как теракт, стоят непризнанный крымско-татарский меджлис и экстремисты «Правого сектора» (запрещен в РФ), сомнений нет практически ни у кого. И давние угрозы подорвать ЛЭП исходили от них, и ремонтные бригады к местам взрывов не подпускали именно они.
Киевские силовики сделали попытку оттеснить радикалов, но в результате ретировались несолоно хлебавши, оставив представителей «Укрэнерго» один на один с агрессивными «активистами».
Во вторник поступило сообщение, что на одной опоре ремонт начался. На каких условиях? Пока сказать сложно. Ранее меджлисовцы и «правосеки» настаивали, чтобы ремонтники прежде обрубили все провода, идущие в Крым.
Вот официальный релиз «Укрэнерго»: «Вопрос о подключении ВЛ 220 кВ Каховская — Титан будет решаться на заключительной стадии переговоров при подписании сторонами соответствующего протокола». Это очень характеризует ситуацию: энергетики, оказывается, составляют какие-то там совместные документы с экстремистами (террористами?). Словом, начало ремонтных работ вовсе не гарантирует возобновления подачи электричества в Крым.
Что же власть? Ну а что может сделать Киев в ситуации, когда не знаешь, в чем его подозревать — в слабости или в цинизме?
Одним кажется, что президент Петр Порошенко и премьер Арсений Яценюк просто не контролируют ситуацию в стране. Другим, и их большинство, — что взрывы на ЛЭП (как и продуктовая блокада) произошли не при их попустительстве, а при молчаливом согласии.
Яценюк, к примеру, поручил безотлагательно начать ремонт линий электропередачи, но только там, «где СБУ и национальная полиция гарантируют безопасность членам восстановительных бригад». А СБУ и полиция с «поля боя», как известно, бежали. Тем временем другой рукой правительство Украины временно запретило грузовое сообщение с Крымом по предложению Порошенко. Теперь уже официально. Такова она, нынешняя Украина.
Понятия и понимание
Хочется оставить в стороне рассуждения о том, чем может ответить на теракты Россия: рычагов много, контрмеры возможны, и они, скорее всего, не заставят себя ждать.
И так понятно, что и самой Украине придется несладко: энергетикам грозит потеря рынка, а сотни тысяч жителей Херсонской и Николаевской областей уже сидят без света заодно с крымчанами.
Зачем же Киеву такие жертвы? Невольно приходишь к одному выводу — для гнусного пиара. Там прекрасно знали, что скоро энергомост вступит в строй, и тогда Россия сама отказалась бы от украинской электроэнергии. Что делать? Надо «уйти красиво», самим хлопнув дверью.
Если поверить украинским СМИ, то крымчане, лишенные света, сами по какой-то умопомрачительной логике сейчас должны просто светиться счастьем. «Мы посеем снижение уровня доверия к Москве». «Проукраинские крымчане и крымские татары отнесутся к энергетической блокаде с пониманием». «Украина просто должна объяснять свою позицию, которая состоит в том, что люди, живущие в Крыму, являются жертвами российской агрессии». Действительно, про агрессию очень наглядно объяснили, вопрос: про чью?
На этом фоне трезвые голоса почти не слышны, но они есть. Один из немногих — от журналиста Павла Казарина, которого, мягко говоря, в симпатиях к Москве не заподозришь: «Блокада — это история про технологическое, но неэтичное решение. Признавать этого не хочет никто, а потому многие просто предпочитают спрятаться за высокие слова и громкие лозунги, чтобы не называть вещи своими именами».
Что же касается «понимания» крымских татар… Вот комментарий одного из крымчан (цитата по «Ленте.ру»): «Стал свидетелем жаркого диалога крымских татар на рынке в Судаке, впервые я понял все, что они говорят!.. Крымско-татарский язык, очевидно, беден на мат, поэтому фамилии Чубарова и Ислямова гармонично звучали с русским матом».
На сайте «Крымэнерго» листаю «График подачи электрической энергии потребителям по Ялтинскому РЭС». С четырех до восьми утра подключат, к примеру, «Массандру» и поселок Гува, с восьми до полудня — детский сад поселка Краснокаменка и парикмахерскую ИП Бондаревой И. В., с 16.00 до 20.00 — автовокзал Симеиза и храм Святого Михаила… Санатории, магазины, прачечные… Расписан каждый конкретный дом.
Ждите, ждите понимания.