Отстояли родную столицу

Накануне 74-й годовщины начала контрнаступления под Москвой, отмечаемой 5 декабря, председатель Майкопского городского совета ветеранов Владимир Талош посетил участника Московской битвы Ивана Коробкина и вручил фронтовику цветы и подарок.
К началу декабря немецкое командование исчерпало все свои резервы в планах захвата Москвы и стало переходить к обороне. Командующий немецкой 2-й танковой армией Г.Гудериан был вынужден признать, что наступление группы армий «Центр» на Москву провалилось. Советское командование правильно определило этот момент и нанесло контрудар. Так 5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск в Битве за Москву. В этой грандиозной по замыслу и блестящей по исполнению военной операции участвовали войска Калининского фронта под началом генерал-полковника И.С.Конева, Западного фронта (командующий — генерал Г.К.Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронта (командующий — маршал С.К.Тимошенко).
Наши бойцы наступали стремительно, не давая врагу опомниться и закрепиться на новых позициях, и фюрер 8 декабря 1941 года издал директиву №39 о переходе к обороне на всем протяжении фронта под Москвой.
Красная армия, несмотря на превосходство гитлеровцев в живой силе, танках и орудиях, морозы и снежные заносы, уже в первые дни контрнаступления прорвала оборону немецких войск южнее Калинина и северо-западнее Москвы, перерезав железную дорогу и шоссе Калинин — Москва, и освободила ряд населенных пунктов.
Одновременно перешли в контрнаступление части левого крыла Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов. Под мощными ударами советских войск группы армий «Центр», которые предназначались для охвата и окружения Москвы, панически отступали, бросая застрявшие в сугробах танки, бронетранспортеры, автомашины, гужевые повозки вместе с лошадьми.
9 декабря 1941 года Красная армия освободила Рогачево, Венев и Елец, 12-го — Солнечногорск, 13-го — Ефремов, 15-го — Клин, 16-го — Калинин, 20-го — Волоколамск. 25 декабря красноармейцы на широком фронте вышли к Оке. 28 декабря противник был выбит из Козельска, 30-го — из Калуги.
К началу января 1942 года части правого крыла Западного фронта пробились на рубеж рек Лама и Руза. В целом к 7 января 1942 года контрнаступление под Москвой было завершено. Вражеские войска были отброшены от стен столицы на 100—120 километров. Как политический итог Битвы за Москву, в этом сражении был развеян миф о непобедимости германских войск.
В Битве за Москву участвовали многие наши земляки. Среди них — командир противотанкового орудия Абубачир Джамирзе, который участвовал в параде советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года и прямо с парада отправился в бой. Юсуф Яхутль служил фронтовым шофером и возил на передовую снаряды и патроны, продовольствие для стоявших насмерть у рубежей столицы красноармейцев. Владимир Скрипко был командиром взвода разведки, который первым ворвался в освобождаемую Тулу.
Отстояли родную столицу
С парада 7 ноября 1941 года отправился бить врага и старший лейтенант Михаил Ефимов, командовавший бронеплощадкой бронепоезда «Илья Муромец». Василий Домничев при переформировании отходивших наших частей в начале войны на восток попал комиссаром в саперный батальон, созданный из ополченцев — рабочих и служащих Москвы, и, как уже обстрелянный боец, показывал пример ополченцам.
Василий Чайкин в Битве за Москву был авиамехаником 3-й авиадивизии, потом — бортмехаником, в конце войны стал старшим авиатехником летного звена.
Но время берет свое. Нынче в живых остались в Майкопе только двое участников обороны Москвы: шофер зенитно-артиллерийского дивизиона 61-й артиллерийской дивизии Иван Петрович Чалдин и шофер авиационного автозаправщика Иван Федорович Коробкин.
В честь Дня воинской славы России — начала контрнаступления советских войск под Москвой в Майкопском городском совете ветеранов решили посетить фронтовиков, поздравить их с памятной датой.
Несмотря на свой более чем 90-летний возраст, Иван Федорович Коробкин держится бодро.
— Моя фронтовая работа была трудной и опасной. Заправлять самолеты горючим приходилось и при бомбежках, артобстрелах противника. Приходилось маневрировать, чтобы миновать опасную зону, — рассказал ветеран.
За всю Московскую битву, как говорится в наградной реляции на бензозаправщика Ивана Коробкина, подписанной командиром батальона аэродромного обслуживания майором Е.Ивановым, не было ни одного случая несвоевременного подвоза горючего. С машиной рядовой Коробкин обращается бережно, она у него всегда готова к работе.
А сам Иван Федорович рассказал о таком случае. На подмосковный аэродром немцы выбросили десант диверсантов, переодетых в советскую форму. Иван Коробкин уже приблизился к аэродрому, как вдруг на пути выросла фигура «красноармейца». Он что-то кричал и махал рукой — мол, останавливай машину. Водитель бензозаправщика заподозрил неладное и прибавил газу. Диверсант, это Иван Коробкин уже понял, открыл огонь из автомата. Водитель вывернул руль, диверсант свалился в овраг. Иван Коробкин почувствовал запах бензина, выскочил из кабины. Так и есть — пулевая пробоина бензобака. Он выхватил свой индивидуальный перевязочный пакет и заткнул маленькое пулевое отверстие. Водитель благополучно добрался до аэродрома и своевременно заправил самолет. А вернувшись в свой батальон, доложил о происшествии автомеханику, и бензобак надежно залатали.
Далее фронтовой путь нашего земляка пролегал через Сталинградский фронт, Курско-Орловскую дугу, Кенигсберг: куда перебрасывали авиадивизию — туда переезжал и батальон аэродромного обслуживания. В Красную Ульку, где Иван Коробкин до войны работал шофером в колхозе, он вернулся с орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». До самого ухода на пенсию работал шофером на разных предприятиях Майкопа. Повырастали дети, внуки, правнуки. Живет фронтовик в своем доме под присмотром вдовы умершего сына Зинаиды Коробкиной.
Дмитрий Крылов.
На снимке: Фронтовик Иван Коробкин.
Фото автора.