Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Чем живут театры в провинции и федеральных центрах, с какими сталкиваются проблемами и о чем болит голова у худруков и режиссеров?

Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе по проблемам национальной драматургии. К диалогу были приглашены ведущие российские театральные критики, художественные руководители театров Адыгеи, Краснодара, режиссеры, драматурги, писатели и литературоведы Адыгеи.

Прошедший в Адыгее фестиваль адыго-абхазских театров «Наш Кавказский меловой круг» продемонстрировал современность театров Северного Кавказа и юга России, работающих на национальных языках, и в то же время дал повод поговорить о наболевших проблемах театрального искусства с коллегами и критиками из Москвы и Санкт-Петербурга.

Как оказалось, сам факт проведения фестиваля в Адыгее — уже успех. По словам профессора Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, члена Комиссии по драматическим театрам Союза театральных деятелей России, заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Голубицкого, кризис больно ударил по культурной сфере и многие фестивали и конкурсы в этом году просто-напросто не состоялись. То есть ряд российских театров не имел возможности, как говорится, себя показать и на других посмотреть. А «Наш Кавказский меловой круг» уже в пятый раз собрал театры из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Калмыкии, а также Краснодара.

Так что совершенно искренними были слова благодарности в адрес Правительства Адыгеи и республиканского Министерства культуры, на которые легло бремя финансового обеспечения фестиваля. Тот факт, что проведение этого культурного проекта включено в государственную программу РА «Развитие культуры» на 2014—2018 годы, свидетельствует о внимании властей к культурному просвещению общества. Чем, кстати, похвастаться может не каждый регион страны.

По словам столичных критиков, проблемы российского театрального мира лежат в одной плоскости: отсутствие профессиональных режиссеров и притока свежих сил, напряженные отношения между поколениями актеров в театрах, низкие зарплаты. В крупных городах театры нередко попадают в скандальные истории, которые благодаря СМИ становятся достоянием общественности. По словам Бориса Голубицкого, в столичных театрах наиболее ощущаются разрушительные тенденции. Достаточно вспомнить скандальную историю с постановкой «Тангейзера» в Новосибирске, после которой облитым грязью остался весь коллектив, а общественность долго смаковала пикантные подробности. При этом режиссер Тимофей Кулябин только выиграл на таком пиаре и в одночасье стал одним из востребованных режиссеров, получает предложения поставить «Тангейзер» на мировых площадках. О вольной трактовке новой оперы «Евгений Онегин» в постановке пользующегося скандальной репутацией режиссера Дмитрия Чернякова в Большом театре России актриса Галина Вишневская отозвалась крайне отрицательно, заявив, что ноги ее больше в этом театре не будет! При этом постановка пользуется огромной популярностью, собирает полные залы.

— С приходом новых руководителей театры меняются и изнутри, и снаружи. Например, знаменитому театру имени Станиславского даже поменяли название на «электротеатр «Станиславский». Остается актуальным вопрос интерпретации драматургических произведений. Мы возмущены: сколько можно издеваться над театрами и пьесами! Перемены — это не плохо. Но наша задача — выявить, где от перемен польза, а где отрицание ради отрицания, — отмечает Борис Голубицкий.

На таком фоне региональные театры только выигрывают. К примеру, Национальный театр Адыгеи, взяв за основу пьесу «Кровавая свадьба», написанную Гарсиа Лоркой еще в 1930-х годах, наглядно продемонстрировал, как можно, используя классику, говорить со зрителем понятным языком. Это пример того, как можно подавать театральный продукт зрителю, заинтересовать его так, чтобы он с нетерпением ждал новых премьер.

Еще один хороший показатель, который выявил фестиваль, — омоложение актерского состава театров.

Критик, профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС) Андрей Ястребов, выступая на обсуждении фестиваля «Наш Кавказский меловой круг», подчеркнул, что XXI век наступил, а разобраться с тем, какой он, театр XXI века, мы пока не можем.

— Сегодня стоит вопрос о новом этапе национальной драматургии и ее режиссуре. Какими будут национальные театры, кто станет героем нынешнего дня и какими средствами это надо изображать — вопрос остается открытым, — добавил Андрей Ястребов.

И пока столичные критики исследуют тенденции, обсуждают проблемы и достижения, театры малых городов продолжают делать то, ради чего, собственно, и были созданы, — культурно просвещать общество, сохраняя лучшие образцы драматургии. Заместитель Министра культуры Адыгеи Аминат Сообцокова заверила, что у фестиваля есть будущее и «Наш Кавказский меловой круг» не замкнется.

Елена Маркова

10.12.2015 в 23:41