Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В сентябре Россия по запросу президента Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» в Сирии. За это время Воздушно-космические силы совершили более 2 тысяч боевых вылетов, уничтожив несколько сотен боевиков и около 3 тысяч объектов террористов.

Благодаря эффективным действиям российских военных складываются условия для коренного перелома в боевых действиях сирийской армии против террористов, а также для освобождения ранее захваченных боевиками провинций Сирии. Помогают сирийской армии и ополченцы.

Среди них — черкесский батальон, состоящий из потомков кавказских переселенцев, осевших здесь еще в начале XX века. Параллельно с российской авиацией они бьют по террористам ИГ и доказывают, что значит горская честь.

В интервью одному из российских телеканалов Анзор закрывает лицо: в его родной деревне сейчас террористы, если они узнают, что он воюет на стороне правительства, его близкие могут пострадать. Дед Анзора уехал из Адыгеи в начале XX века. С тех пор семья живет в Сирии. Он — единственный сын и по сирийским законам не обязан был воевать. Но, несмотря на это, Анзор все же записался в ополчение.

— Я сражаюсь за свободу. За то, чтобы здесь жили христиане, мусульмане, иудеи. Мы раньше не спрашивали друг друга, откуда ты: ты сириец — значит, ты мой брат, — говорит Анзор.

Он командует отрядом из 200 человек. У большинства — кавказские корни. Эти воины всегда на передовой и на самых сложных участках. Пригород Дамаска, который они защищают, был заселен семьями с Кавказа. Когда-то здесь, на центральной улице, были красивые арки и фонтаны. Теперь осталась только торчащая арматура. Искусственная стена, которую возвели военные, делит улицу пополам — по другую сторону находятся террористы. Если стену убрать, весь населенный пункт — словно на ладони у дежурящих здесь со стороны радикалов снайперов.

Живущие здесь люди знают, что война совсем близко. Но под защитой бойцов черкесского батальона чувствуют себя уверенно и, насколько это в нынешних условиях возможно, спокойно.

— Эти ребята очень храбрые. Я думаю, что с такими сирийцами и с помощью России мы обязательно победим. Я уже старый, но я увижу эту победу, — говорит местный житель Абу Кифа.

Еще один горец — Сизар Бжадуг — служит в черкесском батальоне вместе с отцом Луи, который является командиром подразделения. С началом сирийского кризиса кавказские семьи, чтобы защитить их от экстремистов, разместили в одном районе — Куцея. Здесь куда ни глянь — везде адыгская символика: зеленый флаг с тремя стрелами и двенадцатью звездами.

По словам бойцов черкесского батальона, к несчастью, немало представителей Северного Кавказа воюет и на стороне ИГ. Но у них нет с ними ничего общего. Как нет ничего общего в действиях и законах радикальных группировок с законами, прописанными в Коране.

— Мы свободные люди, а они — нет. Живут так, как будто не знают ислама вовсе. Я с гордостью говорю — я суннит, я цивилизованный человек, — рассказывает Сизар Бжадуг.

Бок о бок с ним в черкесском батальоне воюет Аслан Гечба. В 2011 году он вместе с семьей уехал в Абхазию. После начала сирийского кризиса власти республики помогли сотням соотечественников получить паспорта и поселиться в Сухуме. Там семье выделили жилье, и Аслан смог пойти учиться в университет.

Однако диплом он так и не получил. Близкие и друзья отговаривали студента-международника от возвращения в Сирию, но Аслан стал работать маляром, собирал помидоры в теплицах, чтобы скопить деньги на билет. А приехав в Дамаск, записался в спецназ.

— Моя семья осталась в Абхазии. Конечно, я там общался со многими сирийскими абхазами, но сам постоянно думал о том, как вернуться в Сирию. Здесь война, и моя помощь нужна соотечественникам, отстаивающим право на государство без насилия, — говорит Аслан.

Против исламистов черкесский батальон воюет не только с автоматами в руках на линии фронта, но и на площадке для танцев. За танцы в национальном костюме в ИГ можно попасть под суд. Лезгинка, которую исполняют бойцы на передовой, — это тоже вызов террористам. Для них это — связь с корнями. Они говорят, что пока жив этот танец, их связь с историей не утрачена.

О связи с исторической родиной с трепетом в голосе говорит и Луи Бжадуг. Воюющий за правительство Сирии черкес считает, что в ИГИЛ выходцам с Кавказа вбили в головы ложные ценности. В интервью одному из телеканалов, размещенном в Интернете, он выступил с обращением к выходцам с Кавказа, которые заняли сторону ИГ.

— Чеченцы, дагестанцы, адыги, абхазы, выходцы с Кавказа, пришедшие в Сирию воевать на стороне «Исламского государства», вы совершаете большую ошибку. Это учение придумано в Саудовской Аравии саудитами. Они направили вас сюда! Они смеются над вами. Адыги, чеченцы, дагестанцы, вставшие на сторону террористов, не пачкайте нашу веру, вернитесь к истинному учению ислама! — заявил Луи.

В обращении он говорит на адыгском, показав тем самым, кто на этой войне представляет Кавказ, — вопреки ваххабизму, отравившему древние понятия о горской чести.

Амир Дышеков.

15.12.2015 в 18:07