Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

5 лет назад наша газета возобновила рубрику «Тепло семейного очага». Сегодня мы с гордостью отмечаем этот маленький юбилей. За эти годы мы писали об историях приемных семей, детях-сиротах, волею судьбы (или, точнее, жестокости взрослых) оказавшихся в детских домах и интернатах, разъясняли законы, отстаивали права сирот на жилье (и наконец-то на днях новоселье отметили более 100 человек), рассказывали о школе замещающего родителя и многом-многом другом.

Мы писали…

Нет в нашей маленькой республике такого муниципалитета, где не жила бы семья, принявшая как родных детей, оставшихся без материнской и отцовской опеки. Мы побывали в гостях у более чем 20 приемных семьей. Каждый раз нас встречали по-доброму, делились своими историями, проблемами и радостными событиями. И каждый раз мы не переставали удивляться и восхищаться этими людьми, которые, пройдя столько жизненных испытаний и невзгод, находили в себе силы стать для кого-то опорой — любящей надежной семьей.

На странице «Тепло семейного очага» в рубрике «Знакомьтесь!» мы рассказали о 40 детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Это просто цифры, но за каждой из них — своя неповторимая, непростая судьба и история. После публикаций нам поступало много звонков, часто анонимных, от женщин и мужчин, которые хотели стать мамой или папой для маленьких героев нашей рубрики. «Расскажите подробнее о Ксюше, Люде, Соне, Ване…» — звучали в телефонной трубке взволнованные голоса. И мы рассказывали то, что увидели при знакомстве с детьми. Что маленький Ваня — настоящий рыцарь, что Соня — юная принцесса, что Игорь — ласковый, как солнышко, а Светочка одарена музыкально. Мы не пишем здесь фамилии всех этих ребят, потому что практически все наши маленькие герои обрели родителей и сегодня, надеемся, уже не вспоминают о прошлом, в котором не было семейного тепла и нежных материнских объятий. Несколько раз мы были в гостях у семей, которые взяли к себе героев нашей рубрики. Какое счастье было видеть, как преобразились эти ребята от материнского тепла, словно цветы расцвели под ласковыми солнечными лучами! А еще (как бы удивительно это ни звучало) почти все дети, взятые под опеку, со временем даже внешне становились похожими на своих новых родителей. Так что люди, не знающие их историю, говорили так: «Людочка — вылитая мама!» или «Артем — копия отца». Что ж, наверно, это закономерно.

Почти все дети, о которых мы писали, нашли своих родителей. К сожалению, только почти. Еще есть ребята, которые остаются в интернатных учреждениях. И хотя ситуация в Адыгее по сравнению с другими регионами более благополучная, все же проблема до конца не решена. Да и будет ли? Думаем, что нет. Как бы это ни было печально. Но, к счастью, и семей, желающих усыновить или взять под опеку детей, в Адыгее хватает. В поисках ребят мамы и папы отправляются в разные концы нашей необъятной страны, где ситуация с социальным сиротством намного сложнее, чем в нашей республике. Мы не раз писали о таких семьях. А недавно из Уссурийска к нам приехали еще двое ребят: два братика — пятилетний Руслан и трехлетний Артем. А привезла их в Майкоп наша давняя знакомая Татьяна Витальевна Казанцева — одна из самых первых героинь нашей рубрики «Тепло семейного очага». Спустя 5 лет мы встретились, узнали, как сложилась судьба первой дочки, взятой под опеку, и как живет семья сегодня.

Первый шаг

Семьи отца и матери Татьяны Витальевны были многодетными. Может быть, по этой причине или по какой-то другой сама Таня была единственным ребенком в семье. Всю свою нежность и заботу девочка отдавала не младшему братику или сестренке, а детям родственников и знакомых ее родителей. Когда в гости к ней приходили дети помладше, ей всегда нравилось заботиться о них — кормить, нянчить, играть с ними. Ей самой хотелось иметь большую семью, но, как это часто бывает, не сложилось. С мужем у них родился один сын.

Случилось так, что в жизни Татьяны наступил кризис. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, люди часто обращаются к Богу, ищут ответа на свои, казалось бы, неразрешимые вопросы. Так и Татьяна, по совету подруги, отправилась в поисках ответов к знаменитому старцу, служащему в одной из церквей Санкт-Петербурга. Как только она вошла в храм, наполненный множеством людей из разных городов России и зарубежья, старец спросил: «Кто тут из Майкопа?» Татьяна подошла и пообщалась с ним. Она стала спрашивать у старца совета, спросила: может быть, ей взять ребенка из детского дома? И старец ответил: «Бери!» Татьяна еще долго сомневалась. Вернувшись в Майкоп, она стала посещать детский дом, присматривалась к деткам.

Прошло время, прежде чем Татьяна нашла «свою» малышку Настю, казавшуюся такой маленькой и хрупкой по сравнению с другими детьми. В свои три года она весила всего 14 килограммов, как весят дети в один год. Ей много пришлось пережить. Муж Татьяны и сын Денис тоже приходили в детский дом, чтобы познакомиться с Настей, но именно Татьяна выбрала ее. Как-то воспитательница спросила: «Настя, а кто к тебе приходил?» Девочка ответила: «Это моя мама». Татьяна Витальевна считает, что дочка тоже ее выбрала.

Нужно ли говорить, сколько усилий моральных и физических пришлось приложить семье, чтобы восстановить душевное равновесие девочки! Долгое время Настя не могла оставаться одна в комнате, начинала кричать, плакать. Она болела каждый месяц. В детском саду Настя была под присмотром, но достаточно было малейшего сквознячка, и снова предстоял долгий период лечения и выздоровления. Адаптация в детском саду тоже была непростой. Настя плакала, не хотела там оставаться. То не могла привыкнуть к воспитателю, то дети не принимали ее, чувствуя, что этот ребенок отличается от них. Настя очень медленно набирала вес, но ведь давно замечено, что ребенок растет тогда, когда его любят, и тогда он сам незаметно поправляется. Как сказала Татьяна Витальевна, просто надо дать ребенку любовь. И Настя получала родительскую любовь в полной мере.

Однажды был случай, когда одноклассница спросила ее: «Настя, ты ведь знаешь, что твоя мама неродная?» На что Настя ответила: «Знаю. Но та мама была ненастоящая, а эта настоящая».

Когда мы познакомились с их семьей, Татьяна Витальевна рассталась с мужем. Муж, не выдержав сложностей, возникших с появлением в их жизни маленького ребенка, ушел. Татьяна осталась одна с двумя детьми — сыном Денисом 16 лет и Настенькой, которой к тому моменту уже исполнилось 8 лет. Она вполне окрепла, подтянулась и с удовольствием занималась хореографией.

Когда мы были в гостях у Казанцевых, Настя все время вертелась рядом: то демонстрировала растяжку, то показывала, как она ходит на пуантах, и даже исполнила под музыку два зажигательных танца, которые придумала сама. Она весело щебетала обо всем, но, когда я попросила рассказать ее о маме, немного смутилась. Но и без слов все было видно: как она то и дело подбегала к Татьяне, обнимала ее, просила заплести косы и называла ее «мама», «мамулечка». «Наверное, очень Бога просила, поэтому так повезло с дочкой», — говорила Татьяна Витальевна.

5 лет спустя…

Когда мы шли на встречу с Татьяной Витальевной и ее детьми, я представляла себе повзрослевшую Настю такой, какой она запомнилась мне — светловолосой. Но я ошиблась — Настя стала копией своей новой мамы — с темными волосами и черными бровками. Даже лицом она была похожа на Татьяну Казанцеву.

— Да, не только вы это заметили, Настя стала похожа на меня, — не скрывает удовольствия наша героиня.

Сегодня Настя учится в 7 классе. Любимое занятие танцами, к сожалению, осталось в прошлом — сначала перерыв были вынуждены сделать из-за проблем со здоровьем, а потом нужно было наверстывать школьную программу. Вынужденное пребывание дома (учителя сами приходили к Насте), а может, просто недостаток общения со сверстниками, привело к тому, что Настя стала просить маму взять домой еще ребенка.

— Я смотрела на другие семьи, где много братьев и сестер, и тоже хотела о ком-то заботиться, нянчить, читать книжки, — доверительно рассказала нам Настя.

Так в просьбах о ребенке прошло два года. Татьяна Витальевна раздумывала, справится ли. Потом вместе с Настей стали искать детей в банке данных в Интернете. Настя мечтала о младшей сестренке. Старший брат Денис не возражал, хотя втайне мечтал о братишке. Вышло так, что искали девочку, а остановились на мальчиках — приглянулись два брата — Руслан и Артем. «Они были похожи на меня, как родные», — призналась Настя. Братья находились далеко — за Уралом, в детских домах Уссурийска. Но такие трудности не испугали Татьяну Витальевну — она решила ехать.

Родные братья находились в разных детских домах, куда их поместили по возрасту. Руслан попал в казенный дом, когда ему исполнилось 2 года, а Артема поместили в дом ребенка в 11 месяцев, так что воспоминаний о брате или семье у него вообще не было. Поначалу они отнеслись друг к другу как чужие. Эту проблему Татьяне Витальевне приходилось решать уже в Майкопе, как и много других.

— Я уже и забыла о периоде адаптации, которую прошла Настя, попав в семью. Да это проходило и менее сложно, чем с ребятами. Возникло много неожиданных ситуаций, к которым я была не готова: нервозность, лунатизм и многое другое, — делится Татьяна Витальевна.

Ребята находятся в семье с августа, срок еще не такой большой, но с каждым днем ситуация налаживается. Руслан и Артем, которые выглядят как двойняшки (несмотря на двухлетнюю разницу, они почти одного роста и телосложения), сегодня действительно братья: они заботятся друг о друге, дружат, старший учит младшего и по-своему опекает его. Оба растут, поправляются и развиваются интеллектуально. Мальчики любят учиться и узнавать что-то новое.

— Нас стало много. Теперь мы полноценная семья. Это, с одной стороны, тяжело, но ни в коей мере не в тягость. Один человек не может существовать. Детей не заменят никакие домашние питомцы. Полноценная семья обязательно должна быть большой, несмотря на финансовые кризисы и другие трудности. Мы, родители, становимся мудрее и сильнее, если у нас большая семья, а у детей появляется чувство уверенности, защищенности, — говорит Татьяна Витальевна.

Мы общаемся с Татьяной Казанцевой, а ее дети играют на детской площадке: Настя помогает братишкам забираться на качели и горки, а те зовут маму присоединиться к их веселым играм. И мы вспоминаем кредо нашей героини, сказанное мне 5 лет назад: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»…

Татьяна Филонова.

Фото Аллы Салиенко.

22.12.2015 в 18:37