Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Закредитованность и просроченная задолженность россиян бьют рекорды. В редакцию обращаются читатели, попавшие в неприятные истории при выплате кредитов. В том числе это клиенты микрофинансовых организаций (МФО). Такие кредиторы на практике характеризуются более высокой лояльностью к клиентам и дают деньги тем, кому отказали в банковском кредите. Проценты, соответственно, устанавливаются выше банковских.

Кредит — это не способ сбережения денег. Любой заем — это не доход, как зачастую воспринимают его граждане, а расход и плата за пользование денежными средствами. И ответственность за принятое решение в конечном счете на заемщике. Поэтому крайне важно знать и понимать свои права. За комментарием по этому вопросу мы обратились в прокуратуру РА.

— Прокуратура Адыгеи выявляет многочисленные нарушения при предоставлении потребительских кредитов микрофинансовыми организациями. В этой связи очень важно, чтобы граждане реально знали и понимали права и обязанности должников по таким кредитам, установленные федеральным законодательством, — говорит прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РА Евгений Евтушенко.

Далее, как нам рассказали, важной гарантией прав граждан является соблюдение МФО установленных требований об информировании граждан, желающих получить кредит. А перечень таких требований весьма внушителен.

В силу п.4 ст.5 Закона РФ «О потребительском кредите (займе)» МФО в местах оказания услуг по потребительскому кредитованию должна размещаться полная информация об условиях потребительского кредита и сведения о кредиторе. В равной степени гражданин имеет право на исчерпывающую информацию о процентных ставках (в процентах годовых), а при применении переменных процентных ставок — порядке их определения.

Также обязаны информировать потребителя о периодичности платежей, уплате процентов, иных платежах. До него доводится информация об ответственности за ненадлежащее исполнение договора, о размерах неустойки (штрафа, пени), порядке ее расчета, а также о том, в каких случаях данные санкции могут быть применены.

Есть еще один момент. Согласно пп.2 ч.2 ст.9 Закона РФ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», организация-кредитор обязана разместить в доступном для обозрения месте и в сети Интернет копию правил предоставления микрозаймов. Такие правила содержат порядок подачи заявки на предоставление займа и ее рассмотрения, а также порядок заключения договора и предоставления заемщику графика платежей.

В интересах потребителей финансовых услуг законом установлен запрет на включение в договор условий о заключении других договоров либо получения платных услуг кредитора или третьих лиц.

На защиту заемщиков направлено требование Закона «О потребительском кредите (займе)» о размещении в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита хорошо читаемым шрифтом максимального размера и полной стоимости кредита.

Во избежание манипуляций с задолженностью законодателем установлена очередность погашения задолженности заемщика в случае осуществления им платежа в неполном размере. Установлен верхний размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита, уплате процентов.

— К слову, как показала прокурорская проверка, работниками микрокредитных организаций допускались именно нарушения при совершении действий, направленных на возврат задолженности по договорам потребительского кредита, — отметил Евгений Евтушенко, напомнив и о том, что действующее законодательство ограничивает круг лиц, с которыми кредиторы и лица, действующие по договору с ними, вправе осуществлять действия по взысканию, самим заемщиком и их поручителями.

Более того, законом ограничены возможности взаимодействия кредитора, его представителя или коллектора с должниками. Это могут быть личные встречи, телефонные переговоры, почтовые отправления по месту жительства, телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в т.ч. сотовой связи. Использование иных путей взаимодействия возможно лишь с письменного согласия заемщика или поручителя.

В интересах граждан установлен прямой запрет на действия кредиторов по возврату задолженности по договору, срок исполнения которого не наступил, а также взаимодействие посредством коротких текстовых сообщений с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 часов в выходные и нерабочие праздничные дни.

Кроме того, работники взыскателя, осуществляющие непосредственное взаимодействие с заемщиком или поручителем, обязаны сообщать им фамилию, имя, отчество или наименование кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, их адрес для направления корреспонденции.

Кроме того, микрофинансовая организация и ее работники обязаны гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков.

Дмитрий Кизянов

25.12.2015 в 18:35