Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Указом Владимира Путина 2016 год объявлен Годом российского кино. Он пришел на смену Года литературы. И мы вправе возлагать надежды на то, что внимание к этой теме со стороны Минкультуры России даст новый импульс, расширит возможности современной киноиндустрии в стране. О том, какие грядут перемены в киноискусстве, мы спросили у того, кто наиболее близок к киноискусству — у нашего земляка, актера, сценариста и режиссера, заслуженного артиста России Саида Багова.

— Саид, вы ждете изменений в кино в наступающем году?

— Наш кинематограф уже давно переживает кризис. Думаю, не случайно Президент страны акцентировал внимание общественности именно на кино. Однако скажу честно — я не верю в изменения, которые спускаются сверху. Экономически на кинопроизводство можно повлиять. А как это сделать в творчестве? Полагаю, что будут финансироваться какие-то крупные проекты государственного масштаба, исторические картины. Но этого мало. Потому что, к великому сожалению, наш кинематограф давно перестал заниматься конкретным человеком. Мы его не знаем этого человека. Общество, те люди, которых мы видим на экранах телевизоров, выведены «в пробирке», сочиненные, вымышленные сценаристами. Я как актер и режиссер уже давно отказываюсь сниматься в кино. Скажем так, прочитав сценарий, мне чаще приходится отказываться, чем соглашаться. Как можно играть того, кого в реальной жизни не существует?

— Все сценарии пусты и не интересны? Что в них не так, на ваш взгляд?

— Отсутствует глубина. За нее и раньше боролись. Это было всегда, даже в советском кино глубина давалась непросто. Но тогда в киноиндустрии работали профессионалы, которых сейчас не хватает. А молодым режиссерам и сценаристам, которые стараются что-то сделать, сегодня приходится сложно. Зачастую, чтобы осуществить что-то по-настоящему художественное, необходимо приложить экстраординарные усилия. В том числе самостоятельно вкладывать деньги в дело. Я устал от нашего кино и практически не смотрю его. Какие-то кинопроекты финансируются, оплачиваются, но люди, которые этим занимаются, к сожалению, мне не интересны. В сценариях и режиссуре слишком много чего-то абсолютно нам не свойственного, чуждого и даже вредного. Поэтому у меня такое отношение к современному кино.

— Но в других странах кино развивается? Ведь в мире проводятся кинофестивали, фильмы получают награды……

— Я не хожу в кинотеатры, потому что настоящего кино во всем мире стало очень мало. В Италии, Франции, Испании, отчасти Германии снимаются очень интересные картины, но мы почему-то не закупаем качественное европейское кино, и кинопублика в массе своей ничего о нем не знает. И дело тут не в самих кинотеатрах, их наличии или отсутствии. А в том, что именно там демонстрируют и под каким углом. Уверен: с народом нужно говорить серьезно, обучать видеть и чувствовать, рассказывать об истории, давать людям направление мыслительной деятельности. А то, что показывают в кинотеатрах, я бы не показывал. Для большинства людей — это убийство времени и принятие «лекарств», которые вредны…

— Кинотеатры не оправдывают себя, поскольку в них узок репертуар проката?

— В России телевизор и Интернет заменили кинотеатры. Наличие кинотеатров как места встречи — это одно, а другое дело, что вы там смотрите? Американскую дешевку, производство для массового потребления и оглупления? Вот поэтому конкретный, а не абстрактный человек понимает, что тематические годы кино, литературы, культуры и т.д. ничего не меняют фактически. И я не жду глобальных перемен в культуре отношения к искусству кино. Поэтому занят исключительно театральными проектами. В театре мне интересней.

— Чем именно?

— В театре «Школа современной пьесы» я играю главную роль в пьесе Евгения Гришковеца «Уик энд». 29 декабря мы играли спектакль. У меня большая роль, я все время на сцене, не покидаю ее в течение первого и второго актов. С Валентином Гафтом в театре «Современник» мы репетируем спектакль по пьесе «Город далеко позади», которую написали совместно. Поскольку сейчас идет репетиционный период в этом спектакле, я хочу его выпустить в наступающем году. Дальше у меня запланированы разные проекты — эстрадные, концертная деятельность, выступления в России и за рубежом.

— А творческие, артистические клубы сегодня нужны? Вы ведь открывали арт-кафе в Майкопе два года назад?

— Тогда для меня это был успешный проект, я создал и провел несколько интересных и для меня, и, надеюсь, для зрителей мероприятий. Но вести это в одиночку, только на собственном энтузиазме невозможно. Если тебя не поддерживают в реальности, то так художественный руководитель может быстро выдохнуться… Я могу понять, что публика ждет чего-то, люди хотят перемен в кино. Но мало хотеть! Надо что-то делать, участвовать. Со мной никто не говорил на тему «А что нужно?». Никакой поддержки я не ощутил. Меня часто спрашивают: «Вам помогают?». И я отвечаю: «Нет, ко мне хорошо относятся». И я ко всем хорошо отношусь, но никакой реальной помощи в данном случае не получал. Поэтому надеяться и ждать, что кто-то придет, сделает что-то новое быстро и красиво, нельзя. Надо и самим стараться что-то сделать или объединяться с людьми, которые могут делать.

— Впереди — Новый год. Что пожелаете жителям Адыгеи?

— Я, безусловно, рад поздравить всех жителей республики с наступающим Новым годом. Искренне желаю всем здоровья, выдержки, спокойствия. А еще в нашей сегодняшней действительности нужно всегда рассчитывать исключительно на свои силы и просто работать. И тогда ваши желания, проекты будут сбываться.

Елена Страмцова.

31.12.2015 в 03:17
Возрастная категория материалов: 16+