Счастливая судьба газеты

Неправда, что 13-е число несчастливое: 13 октября вышел первый номер нашей газеты, 13 января отмечают День российской печати — праздник журналистов печатных СМИ.
Названия разные — газета одна
Первый номер нашей газеты под названием «Черкесская правда» вышел 13 октября 1922 года в Краснодаре, где находился тогда центр молодой Адыгейской автономной области (там издавались и последующие номера до перенесения в 1936 году центра автономии в Майкоп).
«Черкесской правдой» газета пробыла всего три выпуска — 13, 18 и 22 октября 1922 г. Затем ее переименовали в «Адыгейскую правду», но ненадолго.
С 6 декабря 1922-го по 1 января 1923 года она была «Новой Адыгеей», затем «Красной Адыгеей». Тираж каждого из вышеназванных выпусков не превышал 3 тыс. экземпляров.
С 3 февраля 1926 года наша газета получила название «Адыгейская жизнь» и стала еженедельником. Половина полос газеты печаталась на русском, половина на адыгейском языках. Тираж составил 800 экземпляров.
В 1929—1930 годах газета называлась «Серп и молот» и выходила три раза в неделю.
С 1931 по 1936 год носила имя «Колхозное знамя». С этим названием и переехала в Майкоп. С июля 1936 года вернула прежнее имя — стала «Адыгейской правдой». Это название сохранялось 55 лет.
С 1 января 1991 года стала «Советской Адыгеей» и выходит под этим названием уже почти четверть века.
Кто стоял у руля?
За всю свою историю газета сменила пятнадцать главных редакторов (ранее они назывались ответственными р
едакторами, потом просто редакторами). Самым продолжительным пребыванием на этом посту отметился Христофор Баладжиян — 17 лет, с 1973 по 1990 год. Хаджибачир Бричев пробыл редактором 9 лет, с 1953 по 1962 год, кстати, при нем опять была повторена попытка выпуска газеты на двух языках.
С 1968 по 1974 год редакцию возглавлял Алексей Павлов, участник Великой Отечественной войны, награжденный к 50-летию газеты орденом Дружбы народов. (При нем я пришел работать в редакцию и всех последующих редакторов знал лично.)
Первый послеоккупационный номер (во время оккупации газета выходила в Сочи и партизанскими тропами доставлялась в Адыгею) в феврале 1943 года вышел под редакцией Нуха Теучежа. Его сменил фронтовик Махмуд Шовгенов, пробывший на этом посту 6 лет.
Из последующих главных редакторов запомнились Анатолий Красников (1990—1996 годы), при котором мы все учились отступать от коммунистических шаблонов, мыслить и писать по-новому, Анатолий Пренко (1996–2000 годы), Александр Шелудшев (2001— 2006 годы), который открывал простор журналистской инициативе, всячески поддерживал и поощрял новые направления в работе газеты, многие из них существуют и теперь.
Отмечались юбилеи
11 февраля 1969 года увидел свет юбилейный, 10-тысячный выпуск главной газеты региона, а 22 августа 2008-го вышел 20-тысячный номер. За всю историю газеты вышло 21838 номеров.
Широко отмечалось 50-летие газеты в октябре 1972 года. Вышел красочный юбилейный номер, в котором главным героем был человек труда. Редакцию поздравила с праздником главная газета страны — «Правда».
«Адыгейской правде» был вручен орден «Знак Почета», который наша газета и теперь носит на своем титуле.
Заметно удалось отметить
Анатолий Красников, главный редактор «Адыгейской правды» — «Советской Адыгеи» в 1990—1996 гг.
О чем рассказал первый номер
Первый номер «Черкесской правды» (13 октября 1922 г.) открывался сообщением «О товарище Ленине». В нем говорилось, что «тов. Ленин уже выздоровел и приступил к своим работам». (После ранения на заводе Михельсона эсеркой Фанни Каплан. — Прим. ред.) Статья «Очередные задачи» посвящалась укреплению советской власти на местах, проблемам строительства автономной области.
Другая статья посвящалась выборам в сельские и аульские советы. И опять будто списано с нашего дня: «Надо избрать честных, энергичных представителей, которые выражали бы настроения, желания и требования трудящегося народа».
Был в первом номере и «Литературный уголок». Там помещались стихотворения Ф.Массина «Наш раешник», Михаила Артамонова «Деревенская песнь» и автора, спрятавшегося за две буквы К.М. (есть предположение, что за этими двумя буквами скрывалось имя члена редколлегии Казбека Мишуриева). Стихотворение призывало адыгов скорее браться за дело — строительство автономии. Была в первом номере и реклама, в частности, объявлялось о продаже щепы на топливо с дубзавода, о сдаче в аренду лесных участков, было и несколько объявлений о том, что требуется рабочая сила в разные артели.
Возродилась, как птица Феникс
В архивных фондах Национальной библиотеки РА нет подшивок нашей газеты, выходившей с начала войны по начало оккупации. По одной версии, они утонули в море при эвакуации, по другой — их не успели вывезти из Майкопа из-за предательства шофера и срочно сожгли во дворе обкома партии (нынешнего здания редакции) перед самым приходом немцев. Но благодаря стараниям работников библиотеки есть ксерокопии многих этих номеров. А вот послеоккупационная подшивка в краеведческом отделе библиотеки есть.
Ответственным редактором тогдашней «Адыгейской правды» был один из организаторов партизанского движения Нух Теучеж, сын известного адыгейского ашуга Цуга Теучежа.
Начинается подшивка (газета выходила на четвертинке листа серой оберточной бумаги) номером за 27 марта 1943 года (два десятка предыдущих номеров не сохранились). На видном месте сообщение «От Советского Информбюро», в котором говорилось об освобождении районов Краснодарского края от немецко-фашистских оккупантов.
В заметке «Гитлеровские палачи» рассказывалось о зверствах фашистов во временно оккупированном Майкопе, о перезахоронении жертв фашистского террора в братскую могилу на главной площади города. В следующем номере рассказывалось, что советские летчики сбили в небе над Кубанью 34 немецких самолета и отвоевали у гитлеровских асов господство в небе над всем Северным Кавказом.
С каждым последующим номером в газете становилось больше местных материалов. Например, 31 марта рассказывалось о том, как трудящиеся Адыгеи собирали средства на строительство танковой колонны «Советская Адыгея».
Писала газета и о восстановлении дизельной электростанции, которую фашисты взорвали при отступлении. Рассказывала о том, как из-за нехватки тракторов и лошадей пахать землю было нечем, и колхозники вскапывали гектары лопатами, сами впрягались в сеялки и бороны, но весенний сев завершили в срок. Газета публиковала имена передовиков промышленного и сельскохозяйственного производства, рассказывала о событиях культурной жизни — репетициях в театре, первых спектаклях, концертах. 24 апреля газета поместила приказ военного коменданта Майкопа об отмене комендантского часа в ночь на главное пасхальное богослужение. Правда, комендант обязал священника соблюдать во время молитвы светомаскировку.
К маю 1943 года газета стала выходить три раза в неделю, уже на газетной бумаге. Проводилась первая после оккупации подписка на «Адыгейскую правду», сначала в Майкопе, а потом и в близлежащих населенных пунктах.
Берегите женщину
За всю историю нашей газеты только две представительницы прекрасного пола удостоились ответственной должности — быть главными редакторами. Первая из них — Е.Харламова. Сведений о ней история сохранила мало — неизвестны даже имя и отчество. Она сменила в самом начале Великой Отечественной войны Лукьяна Бондаренко и пробыла руководителем редеющего в связи с уходом на фронт сотрудников-мужчин редакционного коллектива до самой немецкой оккупации (август 1942 — январь 1943 года).
Второй стала Оксана Гамзаева — нынешний главный редактор. Она пришла в «Советскую Адыгею» в 1994 году. Была корреспондентом, обозревателем. В 2007 году стала консультантом пресс-службы Главы республики. И вот уже третий раз мы встречаем День российской печати под ее руководством.
Сотрудники влюбляются и женятся, рожают и воспитывают детей. Недавно сыграли свадьбу редактор Александр Сидорин и корректор Татьяна Дьяченко, чета Сидориных продолжает работать в редакции. Екатерина Пензева растит малыша.
Как и в целом по России, журналистика у нас в редакции все больше обретает женское лицо. В «Адыгейке» среди творческого и начальствующего состава осталось лишь шесть представителей сильного пола. Фотокорреспондентом является Алла Салиенко. Кстати, это также второй случай в истории газеты. Первой женщиной-фоторепортером нашей газеты была в военное время Е.Иванова.
Но такой расклад сил журналистского состава на качество работы влияет только положительно. Вполне понятно, что почивать на лаврах никто из сотрудников редакции не собирается — предела совершенству в газетном деле нет.
Дмитрий Крылов, заслуженный журналист РА.