Перегрузки до колонии доведут
Вынесены первые приговоры участникам организованного преступного сообщества, деятельность которого была пресечена сотрудниками региональных управлений ФСБ и СК.
Правоохранительные органы и власти Адыгеи обратили серьезное внимание на бесконтрольные перевозки нерудных материалов. Итогом стал ряд уголовных дел в отношении участников преступного сообщества, члены которого — сотрудники правоохранительных органов — по сути дела, «крышевали» недобросовестных разработчиков карьеров. Шесть таких дел уже поступили на рассмотрение в Майкопский городской суд. По всем им были вынесены обвинительные приговоры.
Суть случившегося ясно следует из вынесенных судебных актов. Как, например, следует из приговора по делу №1-530/2015 от 27 ноября 2015 года, в августе 2014 года житель Адыгеи решил заработать на незаконной системе провоза инертных материалов со значительным перегрузом. Подобная порочная практика сложилась на территории Белореченского, Апшеронского, Усть-Лабинского и Тбилисского районов Краснодарского края, а также Красногвардейского района РА. Для реализации этих планов было создано структурированное преступное сообщество, ориентированное на поиск и привлечение к незаконным грузоперевозкам предпринимателей, готовых за денежное вознаграждение провозить большегрузным транспортом инертные материалы со значительным превышением допустимых норм.
Отметим, что административный штраф за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов по ст.12.21.1 КоАП РФ составляет 500 тыс. рублей. При этом на рынке нерудных материалов отмечается высокая конкуренция, что побуждает разработчиков карьеров перевозить за один рейс как можно больший объем грузов. Неудивительно, что услуга «крышевания» сотрудниками правоохранительных органов подобных перевозок оказалась востребованной.
Далее, как мы узнаем из приговора, в долю были взяты сотрудники ГИБДД. Без их участия деятельность подобного преступного синдиката была бы невозможной. Среди фигурантов дела — один из руководящих сотрудников ДПС города Кропоткина. Организатор договорился с ним о встрече, в ходе которой рассказал о планах и предложил сотрудничать при их воплощении в жизнь. При этом он заверил будущего «партнера» в том, что, обладая связями в правоохранительных органах Адыгеи, он владеет необходимой информацией и может обезопасить соучастников от разоблачения, гарантировать стабильность их преступной деятельности (как показало дальнейшее развитие событий, участники этой нелегальной схемы были в «безопасности» лишь несколько месяцев). Далее перешли к обсуждению вопросов финансового плана. Полицейскому предложили часть незаконного денежного вознаграждения, получаемого от грузоперевозчиков, из расчета 5 тыс. рублей за каждое транспортное средство в месяц. Тот согласился.
Согласно материалам судебных дел поддались на столь заманчивое предложение и представители роты ДПС №3 ОБ ДПС ГИБДД МВД России по Адыгее, роты ДПС Белореченска, ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району. В бизнес также вошли сотрудники ряда коммерческих организаций, чья деятельность была связана с перевозками нерудных материалов.
Таким образом, в августе 2014 года организатор разработал и воплотил в жизнь преступный план, определил участников преступного сообщества, детализировал их роли. Далее приступили непосредственно к работе.
Сам алгоритм действий был достаточно нехитрым. Вот один из установленных судом эпизодов. В сентябре 2014 года старший инспектор роты ДПС Белореченска Урузмаг Кораев предложил знакомому — сотруднику ООО «НПП Стройресурс» — платить в месяц по 25 тыс. рублей за каждый автомобиль, который будет осуществлять незаконные перевозки инертных материалов. Тот согласился и передал 300 тыс. рублей — месячную плату за двенадцать грузовиков, которые будут курсировать загруженными сверх нормы. Далее Кораев, оставив себе вознаграждение в 50 тыс. рублей, передал остальные деньги и списки номеров автомобилей организатору преступного сообщества. А тот лично вручил 60 тыс. рублей командиру одного из подразделений краевого ГИБДД — из расчета по 5 тыс. рублей за каждый автомобиль в месяц. Оставшиеся 190 тыс. рублей организатор нелегального бизнеса оставил себе. И, наконец, уже сотрудник ГИБДД дал подчиненным незаконные указания о беспрепятственном пропуске большегрузов и вручил список транспортных средств ООО «НПП Стройресурс», а также сообщил, что указанные автомобили будут снабжены табличками с надписью «Авангард».
Дело было поставлено на широкую ногу. О размерах доходов можно судить по тому, что по мере развития «бизнеса» — уже 30 сентября 2014 года — его организатор пригласил в сообщество своего родственника, предложив тому вознаграждение 100 тыс. рублей в месяц. Новый участник занимался учетом количества транспортных средств, привлекаемых к участию в незаконных перевозках, и сроками их пропуска через посты и наряды ДПС. Впоследствии он также был осужден к трем годам лишения свободы.
О серьезном настрое руководителя сообщества можно судить по тому, что он намеревался принять меры к назначению на должность командира одной из рот дорожно-постовой службы сотрудника полиции, который был готов безоговорочно выполнять все его указания. Инструментом для решения вопроса предполагалось сделать взятку в 2 млн. рублей. Всего же в сентябре — ноябре 2014 года преступный синдикат получил доход более 5 млн. рублей. Порядка 2,6 млн. рублей руководитель оставил себе, остальное распределил между подельниками.
Однако шила в мешке не утаишь. Тем более не утаишь перегруженный тонар на оживленной дороге. Здесь нелишне напомнить, что удовлетворение корыстных интересов отдельных лиц нанесло вполне конкретный вред общественным и государственным интересам. В первую очередь речь идет о преждевременном разрушении автомобильных дорог общего пользования на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. А ведь, помимо вполне реальных затрат на их ремонт, это прямо угрожает безопасности участников дорожного движения. Более того, как было установлено в ходе следствия, Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края недополучило с перевозчиков инертных материалов не менее 2,25 млн. рублей. Адыгеяавтодор — более 250 тыс. рублей. Для Управления федеральных автомобильных дорог «Черноморье» потери превысили 533 тыс. рублей.
На данный момент уголовные дела в отношении шести участников этого преступного синдиката переданы в Майкопский городской суд. По всем вынесены обвинительные приговоры. В том числе в колонию отправился начальник ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району Александр Петров. Его действия квалифицированы судом по части 2 ст.210 УК РФ как участие в преступном сообществе. Примечательно, что ранее он был награжден государственными наградами, в том числе медалями МВД России «За воинскую доблесть», «За доблесть в службе», «За отличие в охране общественного порядка». Случившееся перечеркнуло все прежние заслуги. К слову, личное незаконное денежное вознаграждение офицера от участия в противозаконной схеме составило 187 тыс. рублей.
При назначении наказания по этому делу суд учел смягчающие обстоятельства — активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признание вины и раскаяние, положительные характеристики. Обстоятельством, отягчающим наказание, был признан сам факт совершения умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел. Итог: бывший руководящий сотрудник органов внутренних дел отправился в колонию на три года. Он также лишен специального звания — подполковник полиции.
Приговором Майкопского городского суда отправлен в колонию и упомянутый выше инспектор Кораев. Ему вменили ту же часть 2 ст.210 УК РФ. И в этом случае при назначении наказания суд учел смягчающие обстоятельства: наличие малолетнего ребенка, сотрудничество со следствием, признание вины, факт выполнения подсудимым служебных задач по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта 1992 года. Обстоятельством, отягчающим наказание, также признано совершение преступления лицом, обладающим статусом сотрудника полиции. Как результат, суд признал Урузмага Кораева виновным и назначил ему наказание в виде лишения свободы на четыре года со штрафом в 100 тыс. рублей. Также он был лишен специального звания — капитан полиции.
Те участники сообщества, которые не были сотрудниками правоохранительных органов, получили условные сроки лишения свободы, а также денежные штрафы. Среди них руководящие работники ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «Эброс», ООО «Красногвардейский комбинат нерудных материалов». Будем ждать приговоров в отношении других фигурантов этого дела.
Бросается в глаза, что в рассматриваемых случаях Фемида была весьма милосердна. Часть 2 статьи 210 УК РФ, которая вменялась подсудимым, предусматривает за участие в преступном сообществе лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до 500 тыс. рублей. По факту же всем им было назначено наказание меньше низшего предела. Как гласит статья 64 УК РФ, это возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления его раскрытию.
Отметим и то, что приговоры были обжалованы и не вступили в законную силу. Хотя по итогам рассмотрения жалоб Верховным судом Адыгеи сложно ожидать оправдания. Дела рассматривались в так называемом особом порядке — с полным признанием подсудимыми своей вины. В таких случаях вопрос виновности или невиновности судом вышестоящей инстанции не рассматривается, по большому счету изучаются процедурные вопросы и то, насколько справедливо и соразмерно содеянному назначенное наказание.
Уголовное дело в отношении организатора преступного сообщества — бывшего сотрудника правоохранительных органов Адыгеи — находится в производстве Следственного комитета по региону и в ближайшее время будет передано в суд.
Дмитрий Кизянов.
При участии пресс-службы Майкопского городского суда.