Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В прошлом году организация ООО «ЖЭУ-5» со злостных неплательщиков через суд взыскала более 500 тыс. руб.

Проблем, которые возникают у управляющих компаний, много. Это неплатежи населения за жилищно-коммунальные услуги, подготовка многоквартирных домов к работе в отопительный период, расходы многоэтажек на общедомовые нужды и не только. Каждую из этих проблем необходимо решать оперативно, во взаимодействии с советом дома и его жильцами. Если этого не делать, сложно будет выходить из тех ситуаций, которые напрямую влияют на работу управляющих организаций. Например, из-за долгов они порой не имеют возможности рассчитываться с ресурсоснабжающими предприятиями. А так недалеко и до банкротства. О том, какую работу проводит управляющая организация ООО «ЖЭУ-5» с неплательщиками, и о других проблемах мы беседуем с главным инженером этой организации Александром Маклашовым.

— Александр Васильевич, насколько сложно вам работать с должниками за коммунальные услуги?

— Процедура эта регламентирована законодательством. Если собственник не оплачивает счета за коммунальные услуги в течение двух месяцев, мы направляем ему первое уведомление с предупреждением о том, что в случае неуплаты долга поставка электроэнергии будет ограничена. Если он не погашает свою задолженность, то через 2 месяца мы вручаем ему под роспись второе уведомление. Если и в этом случае нет реакции с его стороны, то через три дня после этого мы отключаем ему свет.

В том случае, если и эта мера не приносит эффекта и долг не погашается, наши юристы составляют исковое заявление в суд о его принудительном взыскании. Взиманием суммы долга вместе с судебными издержками далее занимаются судебные приставы. Конечно, не все наши исковые требования удовлетворяются — у должников порой нет ликвидного имущества для погашения своей задолженности. Тем не менее в прошлом году мы вернули через суд более 500 тыс. руб.

— Каков долг населения за коммунальные услуги и по какой причине люди их не оплачивают?

Один и 365 дней управляющей компании
Один и 365 дней управляющей компании

— На 1 декабря 2015 года этот долг составлял около 2 млн. руб. Это в основном текущая задолженность, кто-то из собственников задолжал нам за 1-2 месяца и впоследствии этот долг погасил. Но есть и такие граждане, которые, получив квитанцию, не торопятся по ней производить оплату. Иногда причина банальна — недисциплинированность жильцов. А порой, по их словам, у них просто нет для этого времени. Между тем, помимо ЖЭУ, оплату услуг можно произвести безналичным способом через банк или терминал. Кроме того, мы готовы пойти на реструктуризацию долга и предоставляем должнику рассрочку по платежам. Если у гражданина долг, к примеру, 3 тысячи — он может заплатить тысячу, а остальную часть долга погасить в ближайшие два месяца. Ведь поставщикам энергоресурсов мы должны платить каждый месяц, но, не получая средства от жильцов, мы не имеем возможности этого делать.

— Насколько легко работать с жителями многоквартирных домов по вопросу установления тарифа на содержание общего имущества?

— Мы начали работать на рынке услуг с 1 мая текущего года, к этому сроку жильцы 42 многоквартирных домов, которые мы обслуживаем, провели общие собрания, утвердили протоколы и согласовали тариф на обслуживание. В зависимости от состояния домов он колеблется от 15 до 18 руб. за 1 кв. метр. Мы также составили калькуляцию работ, начиная с кровли и заканчивая подвалом, разъяснив старшим домов, что именно входит в составление тарифа. В договорах мы указали перечень обязательных работ и их смету. Но если в течение года какие-то из этих видов работ не выполняются, то сумма собранных средств на них сохраняется на счете дома и может быть в дальнейшем использована на другие нужды.

— Какие, например?

— У нас многие дома решили весной следующего года заменить старые деревянные окна в подъездах на пластиковые. На эти цели будут использованы те накопления, которые аккумулировались на счетах в прошлом году. Но если дому необходимо выполнить какие-то дополнительные работы, скажем, заменить не 10, а 20 метров канализации, то жильцы самостоятельно должны принять решение о повышении тарифа на обслуживание.

— На домах, которые вы обслуживаете, установлен довольно невысокий тариф на обслуживание. С чем это связано?

— Срок эксплуатации жилых домов довольно большой — от 30 до 40 лет. Тем не менее тариф действительно невысок. Во многом это связано с тем, что в некоторых из них был проведен капитальный ремонт по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ. За счет средств Фонда, регионального и местного бюджетов, а также собственников жилых помещений был выполнен ремонт кровли, других элементов. Чем больше средств было вложено в этот ремонт ранее, тем ниже тариф сейчас. Однако еще остаются другие виды работ, которые необходимо выполнить.

— Какие работы по подготовке к зиме были проведены вашей управляющей компанией?

— Мы осуществили промывку и опрессовку батарей — это стандартная процедура. Кроме того, выполнили все необходимые работы по замене и изоляции труб. В результате наша компания одной из первых получила паспорт готовности к зиме. Сегодня прошло около половины отопительного периода, но ни одной жалобы на утечки или отсутствие тепла от жильцов к нам не поступило. Правда, есть мелкие погрешности, например, недостаток тепла из-за того, что на верхнем этаже пятиэтажки вовремя не спустили воздух из системы. Но они устраняются в рабочем режиме.

— Нет ли у жильцов проблем с расходом ресурсов на общедомовые нужды?

— Вопросы по этому поводу всегда есть, поскольку у нас никогда не совпадают поквартирные показатели с общедомовыми. Однако эта разница небольшая — 10—15 кубометров воды. Для того чтобы исключить воровство этого ресурса, на все индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды с августа прошлого года мы установили антимагнитные пломбы. А до этого у нас возникала парадоксальная ситуация, когда, например, у семьи из 5 человек расход горячей воды едва составлял два куба в месяц. После установки этих пломб общие расходы каждого дома на общедомовые нужды снизились в два раза. Так что эффект от их внедрения безусловно есть.

Кстати, на основании показаний, снятых с приборов учета, мы регулярно производим анализ изменений расхода энергоресурсов — горячей и холодной воды, а также электроэнергии. Если, к примеру, расход электроэнергии снизился с 300 до 100 киловатт — стараемся выявить причину этого и принять меры.

— Все ли многоквартирные дома, которые вы обслуживаете, оснащены приборами учета?

— Нет, к примеру, счетчики на тепло у нас установлены лишь на 25 многоэтажках. Жильцы остальных домов оплачивают этот ресурс по нормативу, что, несомненно, дороже. Однако совместно с «Тепловыми сетями» мы проводим работу по установке таких счетчиков. При этом согласно постановлению Правительства РФ, за эту установку собственники рассчитываются в рассрочку в течение 5 лет. Многие жильцы уже воспользовались этой возможностью.

— Применяете ли вы терморегуляторы или ручную регулировку для подачи тепла в квартиры?

— Эту подачу котельные регулируют самостоятельно в зависимости от наружной температуры воздуха. По моему мнению, проявлять инициативу в этом вопросе не следует, потому что это может закончиться плохо. Если уменьшить подачу тепла в какой-либо дом вручную — в одних квартирах может быть тепло, а в других холодно.

Владимир Киселев.

Фото Аллы Салиенко.

15.01.2016 в 15:14