О пользе чтения
2016 год начался для меня с замечательного события — я стала обладательницей бесценного двадцатитомного собрания сочинений Исхака Машбаша, гениальное творчество которого всегда у меня вызывало восхищение.
Восхищение стихами, от которых мурашки по телу, от которых захватывает дух и — становится просто невозможно сдержать слезы. Стихи гениальны — после их чтения хочется стать чище, честнее, добрее. Удивляет и поражает воображение размах, энциклопедический объем информации, описание столь далеких эпох и таких разных человеческих судеб в исторических романах.
Надо очень хорошо владеть словом, чтобы выразить то, что у меня как у читателя, как у соотечественницы вызывает наибольшее восхищение, — это умение любить свой народ, любить не «лакируя», не приукрашивая его, изобличая, выворачивая наизнанку все то, что ему мешает. «Мать была совестью и честью моей», — так тепло пишет о своей матери в автобиографической повести «Общий двор» Исхак Шумафович.
Как же надо было Сыну от Матери впитывать в себя эти лучшие человеческие качества, чтобы стать Совестью и Честью целого народа! Горжусь тем, что имею счастье быть современником Исхака Шумафовича, жить под одним небом и на одной земле с ним! Я не литературный критик, я рядовой читатель, но я бы подписалась под каждым словом статьи «Художественное осмысление истории народа» Халида Тлепцерше, с которой начинается это замечательное издание. В этой статье приводятся удивительные слова кого-то из великих: «Каждый народ, как и природа, заботится о своем бессмертии».
По моему глубокому убеждению, Исхак Шумафович родился, живет и всю жизнь творит именно с этой многотрудной миссией — сделать бессмертным свой многострадальный, не раз стоявший на грани полного исчезновения адыгский народ. В одном из телевизионных интервью Исхак Машбаш говорил о книге как таковой, в которой сохраняется живая энергия дерева, ставшего бумагой для этой книги, энергия природы. В бездушных компьютерах нет тепла, нет души, чтение книг через пластик и стекло не затрагивает сердце, читать надо «живые» книги — такова позиция Исхака Шумафовича, и с ней невозможно не согласиться. Мое счастливое послевоенное поколение было читающим поколением, любовь к «живой» книге, к счастью, у многих и сегодня не утрачена, и потому я рада за всех, кто приобретет это уникальное двадцатитомное собрание сочинений.
Римма Куваева, г.Майкоп.