Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ученик 7-го класса одной из майкопских школ поддерживает предложение Павла Астахова о запрете пользоваться гаджетами в школе.

В январе Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов сделал нашумевшее заявление о том, что в школах могут запретить ученикам пользоваться личными гаджетами с выходом в Интернет.

С этим предложением он выступил на педсовете в Новосибирске. Павел Астахов считает данную меру необходимой, чтобы оградить детей от опасной информации. Омбудсмен привел факт: в 2015 году только за пять месяцев в Интернете было выявлено 283 нарушения, представляющих потенциальную угрозу для детской психики.

По словам Астахова, в договор об оказании образовательных услуг необходимо ввести пункт о запрете на пользование личными устройствами с выходом в Интернет. В случае несогласия родителей в договоре должно быть также прописано, что с учителей снимается ответственность за возможные последствия.

Такое заявление вызвало бурные споры среди учителей, родителей, детей и всей неравнодушной общественности.

Ежедневно с мониторов и экранов на ребенка выливаются тонны негативной информации, побуждающей к курению, употреблению алкоголя, наркотиков. К тому же часто это нецензурная лексика, материалы порнографического характера, сведения, отрицающие семейные и общечеловеческие ценности. И если детей в младших классах родители еще как-то контролируют, то старшеклассники бороздят просторы Интернета без всяких ограничений. Способна ли мера, предложенная Павлом Астаховым, обезопасить детей?

— В школе, в которой учатся мои дети, пользоваться телефонами, а тем более выходить в Интернет на уроках строго запрещено. Учителя расценивают это как нарушение дисциплины. Я считаю такой подход правильным, — поделилась мнением Алина Макарова, мама двоих школьников.

Сложно представить современного ребенка без гаджета и аккаунта в социальных сетях. Планшеты, смартфоны, ноутбуки, часто дорогостоящие, а у некоторых детей их по нескольку сразу, стали «предметами первой необходимости». Подвижные игры сменились играми в Сети. Из-за сидячего образа жизни у многих наблюдаются отклонения в работе сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

С электронными приборами дети не расстаются дома, в гостях, с ними же ходят в школу. Психологи определили, что такая зависимость от устройств — болезненная, и даже дали ей название — гаджет-аддикция. Эпидемия гаджет-аддикции не менее опасна, чем интернет-зависимость и игромания. Быстрее всего «подсаживаются» на гаджеты дети до 10 лет.

Так стоит ли разрешать своему чаду брать смартфон и планшет с выходом в Сеть на уроки? А может, достаточно обычного кнопочного телефона как средства связи с родителями? Мнения жителей республики по этому поводу разделились.

— Размышлять, развивать свои способности, самостоятельно учить уроки и находить правильные ответы куда интереснее, чем списывать из Интернета и не понимать, — рассуждает ученик 

7-го класса одной из майкопских школ Руслан Звонарев.

Конечно, Руслан и сам порою засиживается перед экраном, но предложение о запрете гаджетов в школе поддерживает.

Большинство же учеников, опрошенных «СА», с ограничениями не согласны. Старшеклассница Аня Пешкова рассказывает, что на уроке английского учитель разрешает пользоваться электронным словарем — это удобно, ведь не нужно носить лишний учебник. О полезности гаджетов в школе говорят и другие ребята, правда, с весомостью аргументов возникает проблема.

— Уход ребенка в виртуальные миры — обычное домашнее занятие. Такая модель поведения грозит тем, что дети перестают мыслить и развиваться, начинают деградировать, — говорит педагог с 30-летним стажем из Майкопского района Ольга Селезнева.

Сейчас Ольга Селезнева уже год как на пенсии, но ежедневно делает уроки с внуком. Она считает, что если вводить запреты, то для всех сразу — без оговорки на разрешение родителей. Одному разрешают, другому — нет, толку в таких мерах не будет.

— В большинстве крупных корпораций сотрудникам запрещено пользоваться личными гаджетами, и это не считается ущемлением их прав. Люди приходят работать и получают за это заработную плату. В школу дети тоже ходят работать, и главная их задача — получать знания, — прокомментировал Уполномоченный по правам ребенка в РА Александр Ивашин.

Часто в России ориентируются на опыт зарубежных стран. Так вот, сотрудники корпораций-гигантов Силиконовой долины, таких как Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, своих детей отдают учиться в обычную, даже старомодную школу. В школу, где нет места IT-технологиям, в классах висят обычные доски, на книжных полках стоят энциклопедии, а на уроках математики считают в столбик.

Удивительно, но родители-технари уверены, что компьютеры несовместимы со школой, они подавляют творческое мышление, навыки общения и рассеивают внимание. А познакомиться с новыми технологиями дети могут и дома, для этого у них есть все необходимые навыки. В качестве главного примера — семья Стива Джобса, пионера эры IT-технологий. Он не разрешал своим детям пользоваться гаджетами по ночам и в выходные, а в будни ограничивал время пользования до получаса.

По словам сотрудника Силиконовой долины мистера Игла, современные технологии типа Google настолько просты, насколько это возможно. Нет причины, по которой ребенок не сможет их освоить, когда станет старше.

Ориентироваться на практику Стива Джобса или нет — каждому родителю решать самому. Однако стоит помнить, что ребенок берет пример со взрослых. Если родители часами проводят в социальных сетях, то запрещать это ребенку не имеет смысла.

Надежда Шрам

05.02.2016 в 15:19