Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Волонтеры Майкопа ищут неравнодушных людей, чтобы спасти брошенных питомцев.

 В нашем небольшом городе есть люди с большим сердцем, те, кто любит животных не на словах, а на деле. Волонтерская группа «Бездомные животные Майкопа» собирает брошенных животных и пристраивает их в добрые руки. За три года существования группы в списке спасенных волонтерами более тысячи покалеченных и больных зверей. Собак часто приходится лечить после наездов автомобилей, кошки страдают от инфекционных заболеваний. Почти во всех случаях животных удается спасти, а после необходимых процедур и лечения они находят свой дом.

В четыре лапы

В январе волонтеры зарегистрировались как официальная некоммерческая благотворительная организация помощи бездомным животным. Под их шефством находится единственный в городе частный приют для собак, который существует исключительно за счет самих волонтеров и на пожертвования граждан. Земля под приют выделена администрацией, и сейчас в нем содержится 36 здоровых, привитых собак. Свободных мест в приюте уже нет, и каждый день собаки ждут передачи в добрые руки нового хозяина.

— У каждой собаки есть прививочный паспорт, все они абсолютно здоровы. Мы ищем для питомцев хозяев, но обязательно оговариваем испытательный срок. Были случаи, когда мы забирали наше животное после передачи «хозяину» обратно в ужасном состоянии, пес выл целыми днями и снова нуждался в медицинской помощи, — рассказывают волонтеры.

Создательница группы Зиля Степанова приехала в Майкоп из Казани несколько лет назад, и больше всего ее удивили бродящие по городу бездомные, а часто и искалеченные животные. 

— В моем городе такого безответственного отношения к домашним питомцам не было, и, объединившись с местными друзьями и знакомыми в группу, мы решили самостоятельно помогать животным. За три года нашей деятельности было спасено около тысячи зверей, — говорит Зиля Степанова. — Мы считаем, что стерилизовать животных гуманнее, чем выкидывать их на улицу. Люди просят о помощи, в основном — помочь избавиться от приплода, а ведь можно позаботиться об этом заранее, проведя все процедуры. Мы всегда готовы помочь в проведении льготной стерилизации, с нами сотрудничают две частные ветеринарные клиники.

На питание 36 собак каждый день уходит по 2 мешка корма «Чаппи», в день это 2 тыс. руб. Когда денег не хватает, приходится вкладывать свои средства, ведь, как считают волонтеры, «мы в ответе за всех, кого приручили». Ребята собирают средства на лечение, стерилизацию, питание и другие нужды найденышей. Они принимают любую помощь — посуду, ошейники, крупы, корма, консервы и лекарства. В ближайших планах волонтеров — построить для собак в приюте отдельные вольеры.

— Собаки живут в теплых будках, на цепях. Мы хотим сделать для них вольеры и поставить забор, поэтому рады будем любой посильной помощи — строительным материалам, доскам, гвоздям. Также всегда нужны волонтеры с машинами, — добавляет Зиля.

У ребят четко распределены обязанности: Анна помогает группе финансово и контролирует все расходы сообщества, Михаил, Бэлла, Ксения и еще несколько человек ежедневно ездят в приют кормить и поить собак, а также занимаются устройством животных к новым хозяевам. 

Животные появляются в группе каждый день, и милосердие горожан — единственный для них шанс выжить.

Мода на кошек
Мода на кошек
Мода на кошек

На пестром рынке породистых кошек вот уже 10 лет настоящий бум. Быть обладателем обычного котенка отчего-то стало непрестижно, и заводчики пушистых питомцев предлагают лидеров моды этого года — котов-гигантов породы мейн кун, абиссинских и бенгальских кошек. В прошлом году на пике моды были вислоухие «шотландцы», «британцы» и сфинксы. Мода на кошек меняется так же быстро, как и на одежду, видимо, поэтому многие не успевают замечать мурзиков и мурок, у которых нет родословной.

В одной из ветаптек Майкопа ждет доброго хозяина кошка. У нее много шрамов. Она скиталась по подвалам и дворам, была бита жизнью и невзгодами, но теперь ищет свой дом, где можно залечь на диванчик перед телевизором, где в миске будет корм, а рядом — любящий человек. У этой нежной кошечки очень грустный взгляд. Она ласковая, но не показывает виду, что очень хочет на руки. Если ее взять — затихает, утыкаясь куда-нибудь в ухо или в грудь, может обнимать лапами за шею и сидит так тихо и долго. К людям относится с интересом, но особо не верит, что хоть кому-нибудь нужна. Погладили — спасибо, прошли мимо — так и думала… В общем, очередная одинокая кошечка надеется все-таки получить хотя бы маленький кусочек счастья…

Кошачьего приюта в городе нет, поэтому бездомным помогают всем миром. На платной (в ветклиниках) и бесплатной (у волонтеров) передержке сейчас находится 10 кошек. Содержание одной кошки в ветклинике обходится волонтерам в 250—300 рублей в день, многие питомцы нуждаются в лечении. 

Бизнес
Бизнес
Бизнес 

Кроме безвозмездной заботы о животных, есть в нашем городе и платные услуги. Волонтеры называют подобных людей, в основном женщин, «коробочницами» и доверия к ним не испытывают. Объясняют это просто: одно дело по велению сердца заботиться о животных, совсем другое — выстраивать бизнес. Дамы, продающие котят и щенков возле магазинов, своих материальных интересов и вовсе не скрывают.

— Котенок стоит 150 руб., кошка 200, — говорит Лариса, одна из «коробочниц». — Люди несут, просят продать. Если не продам сегодня, принесу завтра, обычно котята расходятся за месяц. Я этим уже несколько лет занимаюсь, стараюсь «пачками» не брать.

 Сейчас на реализации у Ларисы 7 котят и два щенка, почему-то содержащихся в клетке. Прививок им, конечно, никто не делает, а на вопрос, что же происходит, если питомец заболел, женщина пожимает плечами. Малыши грустно смотрят через прутья клетки, а один из них — беленький щенок с разноцветными глазами — громко пищит, видимо, верит, что его купят и отдадут в заботливые руки. Через какое-то время призывы его услышаны, и мальчишка лет восьми просит папу забрать щенка. 

— Я назову его Аватар, папа, давай купим, ну пожалуйста! — упрашивает ребенок. Отец звонит маме, и белого счастливчика уносят домой. 

Все громче лай собачий 

В каждой городской стае есть пара-тройка собак, у которых когда-то было все: и хозяин, и полная миска еды, и конура, а то и квартира. Но часто люди заводят питомцев, не осознавая, какую ответственность они берут на себя. Вот и получается: ребенок попросил — завели щеночка, умилялись им вместе с ребенком, а когда выяснилось, что обслуживать собаку некому (ребенку надоела «игрушка», а родителям некогда), то ее просто выбрасывают. 

— Я помню свое детство, но в нем я не припоминаю бродячих стай. В 80—90-х годах, когда росли мои дети, я тоже не сталкивался с тем, чтобы ограждать их от собачьих свор. Больше 10 лет держал собаку, а каждый собачник знает, какой опасностью грозит встреча домашней собаки со стаей бродячих, но ни разу таких встреч не случилось! Потому предположу, что собачьи стаи были единичными, появлялись эпизодично. Люди были ответственнее, — говорит житель Майкопа Антон Петрушин.

В Адыгее официально бездомными животными занимается государственное охотхозяйство «Элота», которое решает проблемы регулирования их численности. Всего на территории охотхозяйства 50 вольеров для безнадзорных животных, и все они заполнены. Директор «Элоты» Александр Ярошенко рассказал «СА», что за год проходимость пункта передержки составляет 100—105 собак.

— По закону мы имеем право передерживать животное в вольере не более 6 месяцев, после чего, если за собакой не приходит хозяин, с животным проводятся ветеринарные процедуры (кастрация, стерилизация) и собака отпускается на волю, — говорит Александр. — Горожане звонят, требуют, чтобы мы забрали свору под окнами, а зоозащитники обвиняют в нарушениях прав животных. Но мы содержим бездомных животных согласно утвержденным правилам, их лечит ветеринар.

Доказательством того, что собака имеет хозяина, служит ветеринарный паспорт. В нем, кроме фотографии и отличительных признаков животного, должны указываться сделанные прививки, возраст и пол собаки. У самого Александра дома живут два пса, и он считает, что стихийное волонтерское движение горожан — это тот самый акт гражданской ответственности, без которого не справиться. Это гораздо полезнее, чем пикеты «зеленых» сообществ.

 — Я лично только приветствую волонтерское сообщество. За годы работы у нас редки случаи, чтобы дворняга обрела дом. Поэтому ребята вполне могут обратиться в питомник за помощью ветеринара, — считает Александр.

Разумеется, гуманность не должна быть избирательной или платной, она у человека либо есть, либо нет. И начинается она именно с ответственности за свои поступки, в том числе и в отношении братьев наших меньших. Она — не только в куске хлеба для бездомного животного, но и в том, чтобы у каждого из них был свой дом и добрый хозяин. И пусть каждый решает для себя сам, где в заголовке этой статьи поставить запятую…

Валентина Мазина.

Фото Аллы Салиенко.

08.02.2016 в 19:07