Жемчужина коллекции

В Национальной библиотеке 19 февраля открывается выставка, посвященная 155-летию со дня отмены в России крепостного права и 105-летию со дня выхода в свет юбилейного издания «Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем».
Главная реликвия экспозиции — шеститомный комплект раритетного юбилейного издания «Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем». Как рассказала заведующая сектором редких изданий Ольга Мельникова, в библиотеке представлен только один экземпляр вышедшего в 1911 году в издательстве Ивана Дмитриевича Сытина юбилейного издания к 50-летию крестьянской реформы, и это очень редкая книга.
— Это редкое энциклопедическое издание, вышедшее в шести томах в коленкоровых переплетах кремового оттенка. Обе крышки переплета украшены в технике красочного и серебряного тиснения. Все тома с тройным рельефным обрезом и форзацами многоцветной печати с золотым орнаментом в стиле модерн. В многотомник помещено более семисот рисунков, иллюстраций, портретов, фотографий, факсимиле, карикатур. Кроме того, 148 иллюстраций на отдельных листах, снабженных папье-плюр, своеобразным листом кальки, защищающим иллюстрацию. Благодаря роскошности внешнего вида книги библиофилы в шутку называют ее «Великолепной реформой», — объяснила Ольга Мельникова.
Как известно, отмена крепостного права 19 февраля 1861 года — событие, которое до сих пор горячо обсуждается историками. В день 6-й годовщины своего пребывания на престоле император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, а именно указ «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и еще 17 дополнительных документов. Царские законы затрагивали судьбу 22,5 млн. крестьян, находившихся в крепостной зависимости. С этих пор у них появилось право приобретать землю. Но выкупные платежи за нее оказались столь велики, что до конца столетия крестьянское землевладение увеличилось лишь на 10%.
Жемчужина коллекции
Кстати, и сама типография Ивана Сытина считалась крупнейшей в дореволюционной России. По скромным подсчетам, каждая четвертая книга выходила именно с этого предприятия. Расширяя число наименований, открывая и популяризируя новых авторов, Сытин не забывал о доступности своих изданий для как можно большего числа читателей. Именно там работал молодой рязанский поэт Сергей Есенин.
В многотомник вошли многочисленные юридические документы и законодательные акты. Они коснулись положения крестьян в России, подготовки и проведения реформы, а также ее последствий. Пятый том дополнен отдельной вклейкой с воспроизведением подлинного текста царского «Манифеста 19 февраля 1861 года». С ним связан один курьез. В первой половине ХХ века среди букинистов ходил слух, что из-за отсутствия года выпуска на вклейке некоторые недобросовестные книготорговцы вырезают ее из «Великой реформы» и выдают за оригинальный Манифест 1861 года.
Главной особенностью «Великой реформы» до сих пор остается великолепный наглядный материал. Тематический подбор изображений, качество их исполнения, количество портретов и репродукций поражает и современного, довольно избалованного качественной полиграфией, читателя. Авторам было важно, чтобы изобразительные материалы давали яркое и точное представление о жизни крестьян и помещиков на протяжении всей истории существования крепостного права в России. В этом отношении ценными оказались работы Вильяма Каррика — иностранца, приехавшего в Санкт-Петербург в середине XIX века и ставшего первым в Российской империи этнографом-фотографом. До сих пор его работы являются ценнейшими и, скорее всего, единственными фотодокументами, которые зафиксировали крестьянский быт 1860—1870-х годов.
Тем не менее выход книги стал знаковым событием в истории дореволюционной общественно-научной мысли и сохраняет свою актуальность по сей день. И, конечно же, является жемчужиной книжной коллекции сектора редких изданий Национальной библиотеки Адыгеи.
Валентина Остапенко.
При подготовке материала использовалась статья
Ольги Мельниковой.