Корреспонденты «СА» побывали в республиканском социальном приюте «Очаг» в поселке Каменномостском. Здесь оказывают помощь тем, кому больше некуда обратиться
В «Очаге» сегодня находятся 23 воспитанника. К сожалению, пустым приют никогда не бывает. Пребывание здесь — временное, пока родители, опекуны или социальные службы не решат дальнейшую судьбу ребенка или подростка.
Кого-то пришлось забирать от пьющих мам и пап, чьи-то родители серьезно больны, и смотреть за детьми просто некому… Иногда на такой отчаянный шаг семью толкает нужда.
Приют работает уже 13 лет — с 2003 года. Ежегодно на временном пребывании здесь находятся до 30 несовершеннолетних воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет. Органы опеки работают с родителями, в приюте круглосуточно находятся воспитатели, психолог, соцработники и медики. С дошколятами воспитатели занимаются на территории приюта, дети постарше учатся в общеобразовательной школе поселка, регулярно выезжают на экскурсии, различные мероприятия.
Обеспечивается приют полностью за счет государства, конечно, есть и неравнодушные люди, которые оказывают благотворительную помощь. Помимо крупных предприятий (АО «Газпром газораспределение Майкоп», Каменномостское ПОСПО, Майкопский районный суд, фирма «Триал» Хаджохская теснина), которые оказывают адресную помощь, существует и волонтерская поддержка. Больше становится и волонтеров.
Корреспонденты «СА» побывали в республиканском социальном приюте «Очаг» в поселке Каменномостском. Здесь оказывают помощь тем, кому больше некуда обратиться
— Для детей построены тренажерный и актовый залы, там у нас проходят праздничные мероприятия, — говорит директор приюта Алексей Шпигарев. — Теперь в ближайших планах — новая детская игровая площадка.
На данный момент многие желают взять воспитанников приюта под опеку, но у детей нет статуса сирот, потому что родители могут забрать их обратно в семью.
— Если родители понимают, что ребенок важнее привычного образа жизни, и у них хватает сил взять себя в руки, то детей возвращают в семьи, — отмечает директор приюта Алексей Шпигарев. — В 85% случаев они делают все, чтобы стать на путь исправления. Но, к сожалению, есть и такие ситуации, когда ребенка забирают домой, а потом снова возвращают.
Есть родители, которые, несмотря на алкогольную или наркотическую зависимость, пытаются с ней бороться. Да и ребята тянутся к ним, какими бы родители ни были. Основная задача воспитателей, круглосуточно находящихся с детьми, — это социализация ребят, ведь некоторые дети не приспособлены к жизни.
Корреспонденты «СА» побывали в республиканском социальном приюте «Очаг» в поселке Каменномостском. Здесь оказывают помощь тем, кому больше некуда обратиться
— Многие, например, будучи уже достаточно взрослыми, не знают элементарных правил гигиены. Не понимают, для чего нужно чистить зубы по утрам и вечерам или носить чистую одежду в школу. Но это вполне объяснимо, — говорит директор приюта. — Бытовым премудростям ни мать, ни отец их никогда не учили. Да и откуда тут взяться чистоплотности, если дома всюду мусор и грязь? Причем, если ребята попадают сюда снова, а рецидивы — далеко не исключение, каждый раз нужно начинать все с чистого листа.
Добавьте к этому еще и подростковую агрессию, и уровень тревожности, с которыми они попадают в приют. Конечно, их трудно чему-то научить, но на проблемных подростков почти безотказно влияют две вещи — контроль и похвала. А еще для ребенка всегда важен положительный пример со стороны.
Если сначала малыши думают, что попали в круглосуточный детский сад, то позже начинают задавать вопросы: «А почему меня мама не забирает?», «А когда мама придет?»
— Малыши иногда плачут по ночам, просятся к родителям. Звонят родители детям редко, да и навещают не часто, — рассказывает воспитатель Анна Ермольева. — Один малыш у нас совсем недавно просил каждый вечер, чтобы рассказали ему сказку про маму. Какими бы ни были мамы и папы, дети любят их.
За каждым ребенком стоит изломанная судьба. Здесь они живут в ожидании, что с ними будет дальше. И особенно это тревожит детей постарше, которые уже все понимают. По словам педагогов, каждый из воспитанников приюта переживает психологическую травму — разрыв с родителями, осознание, что самые близкие люди его предали.
Ребенок, который растет без семьи, испытывает постоянный стресс. Это вызывает у него выделение специфических гормонов стресса. Один из них — кортизол — токсичен для клеток мозга. Стресс воздействует на три основных жизненно важных процесса: нарушается переваривание и усвоение пищи; снижаются сопротивляемость к инфекциям и способность к обучению. У этих детей притормаживаются механизмы роста.
Особое беспокойство у педагогов приюта вызывают дети из многодетных семей. Полгода назад в приют поступили 12-летняя Вероника и 6-летняя Катя. Еще одна сестра Оля находится в Шовгеновском доме-интернате, а совершеннолетние брат и сестра живут в Майкопе. Иногда старший брат навещает девочек.
Вероника, маленькая улыбчивая девчушка с серыми глазами, спокойно говорит о том, что для нее приют стал домом, ведь здесь она ходит в школу, делает уроки, играет с ребятами. Конечно, бывают здесь и ссоры, как всегда между детьми, но ребята быстро мирятся.
— Мы здесь как семья, если поссорюсь с кем-нибудь, быстро миримся. В школе мои любимые уроки — физкультура и рисование, — говорит Вероника.— А в свободное время мы шьем одежду для кукол, играем. У нас есть здесь музыкальный руководитель, сейчас мы готовим для мальчишек концерт к 23 февраля.
Прощаясь, Вероника, понизив голос, рассказала нам, что у каждого обитателя приюта есть заветная мечта — жить в своей семье.
Валентина Остапенко.
Фото Аллы Салиенко.