Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Инверби Гвашев — этнический шапсуг и всегда этим гордился. Был в нем этот неистребимый дух шапсугской вольницы, невероятное жизнелюбие. Думаю, не случайно героиней известной повести классика адыгской литературы Тембота Керашева стала дочь шапсугов Гулез.

Малая родина Инверби Гвашева — причерноморский аул Большой Кичмай. Там он родился в далеком 1936 году в большой семье Пшихиза и Хао Гвашевых. Его отец был участником Великой Отечественной войны, потом много лет работал в колхозе, в том числе и на председательской должности. По воспоминаниям родственников, Пшихиз Пакезович всегда помогал людям, особенно в голодные годы.

Что касается Хао, то она, как теплое солнышко, согревала всех вокруг — своих детей, детей мужа от первого брака, невесток, внуков.

Инверби успешно окончил школу, Майкопское медучилище, Кубанский мединститут, а затем и ординатуру Ленинградского научно-исследовательского нейрохирургического института им. Поленова. Его блестящие научные статьи были опубликованы в ведущих медицинских журналах страны: «Советская медицина», «Вопросы нейрохирургии», «Хирургия сосудов» и других.

В 1960-е годы в Адыгейской областной больнице функционировали нейрохирургические койки в составе хирургического отделения, где с 1966-го ординатором работал «хирург от Бога», как его станут называть все, кто когда-либо попадал в фантастические руки этого удивительного врача. Основоположник нейрохирургической службы в Адыгее, первый заведующий нейрохирургическим отделением Инверби Гвашев был высокопорядочным, талантливым, благородным, верным до конца своих дней клятве Гиппократа.

В 1974 году по инициативе Инверби Гвашева в областной больнице было открыто нейрохирургическое отделение на 40 коек, которое он возглавлял практически до своего преждевременного ухода из жизни. Интеллигентный, отзывчивый, самоотверженный, он принимал чужую боль близко к сердцу, был готов прийти на помощь страдающему человеку по первому зову, не считаясь с личным временем.

Он все время учился. Ему всегда было мало имеющихся знаний, и он настойчиво их пополнял — и до, и после присвоения в 1977 году высшей категории по нейрохирургии. За его плечами были курсы повышения квалификации в ведущих медицинских центрах Советского Союза.

В зрелые годы Инверби Пшихизович увлекся восточными практиками — ушу, цигун, йогой, старался использовать их при лечении.

Возвращаясь с курсов повышения квалификации, нейрохирург Гвашев щедро делился знаниями и навыками с коллегами, внедрял новые методы обследования и лечения нейрохирургических больных. Им оперировались больные с опухолями головного и спинного мозга, с дискогенной патологией позвоночника.

Благодаря усилиям Инверби, его энтузиазму, творческому подходу к делу в отделении стали расти кадры.

Вокруг заведующего постепенно сплачивался коллектив. В отделение пришли работать Александр Никонов, Виктория Шеуджен, Нурбий Татлок. Оно стало оснащаться новым, современным для того времени оборудованием.

До сих пор в отделении в рабочем состоянии находится пневматический шприц-автомат, который используется для диагностики заболеваний головного мозга. Он был изготовлен по эскизам Инверби Пшихизовича на майкопском заводе «Промсвязь».

Инверби Гвашев жил нейрохирургией и для нейрохирургии. Часто после операций приходил домой, чтобы чуть-чуть вздремнуть, а потом возвращался, чтобы лично проконтролировать состояние прооперированного пациента. При этом возглавляемое им отделение оказывало плановую и неотложную специализированную нейрохирургическую помощь жителям всех районов Адыгеи и близлежащих районов Краснодарского края — Белореченского, Лабинского, Апшеронского.

При такой колоссальной занятости ведущий нейрохирург Адыгеи выступал на страницах местной печати и по радио по актуальным вопросам нейрохирургии и неврологии, в течение ряда лет являлся депутатом Майкопского городского Совета народных депутатов.

И еще не могу не сказать о важном — о его мужской и одновременно утонченной, аристократической красоте. Вот такой тип адыгской красоты, на мой взгляд, породил в свое время понятие «рыцарь Кавказа». Я всегда считала и продолжаю считать, что красота дается человеку не просто так. Редкое сочетание красоты физической и духовной — это печать свыше, которой отмечены немногие.

Инверби имел много официальных благодарностей — от Адыгейского областного отдела здравоохранения, Краснодарского крайздравотдела. Приказом Министра здравоохранения СССР был награжден медалью «За доблестный труд» и значком «Отличник здравоохранения». Но главное — за его спиной стояла, без преувеличения, огромная армия спасенных его отделением людей.

Инверби Гвашев много жизненных сил и ресурсов отдал своей работе, своему призванию, к которому всегда относился как к высокой миссии.

После тяжелой болезни, с которой он мужественно боролся, 6 февраля 1993 года Инверби Пшихизовича не стало.

Но он оставил добрый след на земле, в его семье много медиков. Супруга Инверби Пшихизовича, с которой он прожил 32 года, Сусана Сафербиевна по окончании Кубанского мединститута 50 лет проработала акушером-гинекологом, из которых 31 год — в качестве заведующей акушерско-гинекологическим отделением. А ведь она еще была надежным тылом семьи, в которой росли двое детей — сын Заур и дочь Зара.

Династию врачей продолжают брат Инверби Пшихизовича Рамазан, внук Рашид, племянники и племянницы. В роду есть акушеры-гинекологи, онкологи, стоматологи, дерматовенеролог, УЗИ-специалисты. Внучка Дана — студентка Кубанской медицинской академии.

В день его 80-летия снова вспоминаю о том, как я всегда сверяла свою собственную жизнь в профессии, пусть и далекой от медицины, с его профессионализмом. Врачи продлевают жизнь живущих, а мы, историки, продлеваем в благодарной памяти народа жизнь тех, кого уже нет рядом с нами, но кто составил его славу и гордость.

Людмила Хут, доктор исторических наук, профессор.

Фото из семейного архива.

25.02.2016 в 13:21