Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На торжественном вручении ключей от квартир в доме, специально построенном в столице Адыгеи для детей-сирот, трижды звучала фамилия Уманец. Разнились лишь имена — Александр, Любовь, Вячеслав. А порадоваться именно за них пришло достаточно внушительное число родственников — почти двадцать человек! Но, пожалуй, больше всех радовался приемный папа ребят-новоселов — самый родной и близкий для них человек — Григорий Шумилин.

История этой большой многодетной семьи: пятеро кровных и шестеро приемных детей — достойна глубокого уважения.

А началось все в многодетной семье Шумилиных с младшей дочери — Оленьки. Она в составе группы молодежи в 2004 году отправилась в Шовгеновскую школу-интернат с гостевым визитом. И там подружилась с хорошей девочкой Любочкой. На майские праздники Любу пригласили погостить. Она очень понравилась всей семье — такая ласковая, приветливая, домашняя. Расставались перед отъездом Любочки в интернат со слезами на глазах. А потом решили: чем слезы лить, лучше пригласить девочку на летние каникулы к себе, а потом и вовсе забрать ее из интерната. В семье, где своих детей пятеро, всегда найдется место и для шестой тарелки на обеденном столе. Спросили у девочки, хочет ли она остаться в их семье. Девятилетняя Любочка расплакалась: «Конечно же, хочу! Но у меня в интернате остался брат Саша, а в детском доме еще один, Славик. Скучать будем друг по другу». Григорий тут же отправился в Шовгеновский интернат знакомиться с Александром. Парнишка ему понравился — спокойный, воспитанный, вежливый.

— Поразил его взгляд, совсем не детский, пришлось мальчику, видимо, хлебнуть горя с лихвой, — вспоминает их первое знакомство Григорий. — Мы всей большой семьей тогда жили в старом доме, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Стали оформлять нужные документы на всех троих детей — не разлучать же их. Отправились в детский дом знакомиться со Славиком. Ему было семь лет, а выглядел на пять, такой маленький, худенький. Вышел к нам, увидел сестренку и братика, бросился к ним, плачет, обнимает, целует. У меня у самого слезы на глаза навернулись.

Вот тут то и всплыла трагедия семьи Уманец. Их мама в шестнадцать лет встретилась с парнем, чуть постарше ее, приезжим из Молдавии. Молодые люди стали встречаться. На свет появился Сашенька. Работать в семье особенно никто не старался, а вот к выпивке были неравнодушны. Глава семейства имел взрывной характер: выпив, бросался на всех с кулаками. Доставалось и детям — их в семье было уже трое. Саша, как старший, хватал малышей и убегал или в огород, или к соседям прятаться. Доставалось и их маме. Но она, и сама изрядно выпив, отправлялась спать, мало заботясь о том, где находятся дети.

В школу, в первый класс, Александра собирали всем хутором. Одни соседи дали ранец, другие — школьные брючки, белую рубашку. А вот сестренке и братишке, пока Саша учился читать и писать в сельской школе, приходилось туго. Отец пил беспробудно, и малыши, чтобы быть подальше от застолья и драк собутыльников родителей, убегали и прятались под мостом, ожидая возвращения из школы старшего брата. Случалось, что мальчику — первокласснику! — приходилось разнимать пьяные драки родителей. Соседи жалели детвору, подкармливали, иногда забирали к себе на ночь. Органы опеки неоднократно предупреждали горе-родителей, что заберут детей. Но время шло, пьянки становились все более частыми, детьми никто в семье не занимался. Сашу и Любу отправили в Шовгеновскую школу-интернат, а маленького Славика в Майкопский детский дом.

В 2004 году все трое детей Уманец обрели приемную семью. Григорий, человек правильных взглядов и устоев, решил сам поехать к родителям детей и поговорить с ними. Дать им еще один шанс не потерять детей окончательно, одуматься. Отца в живых уже не застал — его убил собутыльник в пьяной драке. Мать призналась, что у нее не хватит сил самой воспитывать детвору. Григорий еще пару раз ездил к их матери: вдруг она захочет увидеться с детьми. Но она даже не подошла к автомобилю, в котором находились Саша, Люба и Славик. Такая вот «материнская» любовь…

А приемная детвора быстро привыкла к новой большой и дружной семье. Дети пошли в школу, учились прилежно. Григория и Татьяну сразу стали называть папой и мамой.

В 2008 году в семье случилось большое горе — ушла из жизни после продолжительной тяжелой болезни супруга Григория, Татьяна. Это была невосполнимая утрата. Взрослые дети уже жили своими семьями, на попечении Григория остались четверо детей-школьников. Ему в их воспитании помогали старшие дочери.

И вдруг спустя некоторое время — телефонный звонок из органов опеки с просьбой приютить у себя хорошую девочку. Григорий признался, что ему сейчас не до опекунских дел… Четверо детей требуют постоянного внимания и заботы, ведь он заменил им и маму, и отца. Но спустя еще некоторое время органы опеки повторили эту просьбу. Григорий, человек глубоко верующий, воспринял это как сигнал бедствия от маленького человека, попавшего в беду. Собрал всю семью на большой совет. И было принято решение — забрать девочку в свою семью. Знакомиться с ней отправились Григорий и Люба. Девочку звали Саша Рашевская. Но поскольку в семье уже был Александр, было решено называть ее Шурой, чтобы не путаться с именами. Шуре было 10 лет. Ребенок — социально запушенный, из очень неблагополучной семьи. Девочка не была приучена в порядку, к чистоте. Училась в классе для детей с задержкой психического развития. И — опять Григорий отправился знакомиться с родителями девочки. Семья — пьющая, старший брат Шуры отбывает наказание. В доме-развалюхе ни дров, ни продуктов. «Но — люди же, пусть и заблудившиеся в жизни. Жалко», — рассудил Григорий, привез продукты, одежду. Рассказал слегка отрезвевшим родителям девочки, где будет жить их дочь, чтобы не волновались. Но, по всей видимости, взрослых в этой неблагополучной семье мало заботила судьба их кровиночек.

За Шурино воспитание в приемной семье всерьез взялись все: и старшие дети, и сам Григорий. В итоге — девочка стала исправляться, помогать старшим по дому, прилежнее учиться. Вскоре диагноз «задержка умственного развития» с Шуры был снят.

— Все наши дети, кто послан нам судьбой, с нами, — часто повторял Григорий.

И Судьба послала им еще двух сыновей. В очередной визит в Шовгеновскую школу-интернат, куда Григорий достаточно часто приезжал в гости, он привез квадроцикл, чтобы мальчишки покатались. А сам наблюдал со стороны детскую радость. Заметил, что пока ребята катаются, один мальчик — тихий, худенький — стоит одиноко в сторонке. Подошел к нему, познакомился. Это был Дима Миндоля, родом из Краснодарского края. Мама у мальчика пила, была лишена родительских прав. Григорий побеседовал с педагогами, воспитателями интерната, все в один голос хвалили Диму, говорили, что мальчику будет лучше в семье. Весну 2013 года Дима встретил уже в Майкопе, в большой и дружной семье.

К тому времени Александр, Люба и Вячеслав Уманец уже выросли, окончили общеобразовательную школу. В семье принято, чтобы дети не болтались без дела по улице, помогали по дому, занимались спортом. Александр и Вячеслав, закончив учебу, пошли работать в один из деревообрабатывающих цехов. Люба заканчивает колледж, выросла настоящей красавицей. Подрастают и младшие дети, Шура и Дима. Казалось бы, самое время и самому Григорию — уже одиннадцать раз деду! — отдохнуть от хлопот. Но не тут-то было: не дают ему расслабиться и немного сбавить жизненный темп в опекунском совете.

Вновь раздался телефонный звонок с просьбой помочь мальчишке с очень непростой судьбой. На руках у семилетнего парнишки умерла мама. Отец тут же нашел ей замену, женился на не очень доброй женщине с ребенком. Пасынок стал мешать строить семейную жизнь, и встал вопрос об отправлении его в приют. Отец мальчика не набрался смелости сказать сыну об этом и придумал иной ход — сказал, что отправляет его в санаторий. Мальчик, конечно же, обрадовался такой новости. В один из дней отец привел ребенка во двор детской больницы и сказал: «Сиди и жди меня. Это — санаторий, здесь тебе будет хорошо». И мальчик послушно ждал отца до самого вечера, пока на него, одиноко сидящего на лавочке, не обратили внимание медработники. Когда услышали сбивчивый рассказ мальчика, все поняли. Так Даниил Волошин оказался в приюте «Очаг». Очень сильно скучал по дому, дважды убегал из приюта, пешком шел в Майкоп к папе. Не хотел верить, что тот его предал. Даньку возвращали обратно в приют. Услышав эту историю — о предательстве взрослого человека по отношению к своему сыну, Григорий сильно переживал. Очень хотелось взять Даню к себе, но не решался — а сможет ли он вернуть мальчику веру в справедливость, хватит ли сил одному поднимать детей?

И снова на совет собралась вся семья, дети выслушали рассказ о мальчике и приняли решение — забрать Даниила к себе, пообещав свою помощь отцу. Так что детская комната в большом новом отстроенном доме у Григория не пустует. Растут дети. Александр встретил хорошую девушку, летом будут играть свадьбу. Все переживали, где предстоит жить молодым? А тут — как нельзя кстати — новость, что для детей-сирот построено жилье. Еще когда дом этот только строился, Григорий с детворой приходили полюбоваться им. Мечтали, на каком этаже кто будет жить. И не могли нарадоваться в предвкушении новоселья!

Получили ключи — каждый от своей квартиры. Пока они живут в доме у папы Григория. Постепенно обживают свои хоромы. Александр занимается кладкой кафеля в ванной. Любе в новую квартиру уже приобрели шкаф-«стенку». Сразу обставить мебелью все три квартиры пока тяжеловато для семейного бюджета.

У Любы квартира — на седьмом этаже. Из окна открывается прекрасный вид.

Новоселы не устают хором повторять:

— Папа Гриша часто говорил: «Нет никаких ключей от Счастья. Дверь всегда открыта». Вот только путь к этой двери детям, попавшим в непростую жизненную ситуацию, должен показать кто-то из взрослых. И встретить такого человека в жизни — большая удача. Нам, детям большой семьи Шумилиных, несказанно повезло, на нашем пути встретился удивительный человек — Человек с большой буквы, и это наш папа, Григорий Шумилин.

Валерия Ломешина.

Фото автора.

На снимке (слева направо): Даниил Волошин, Александр, Любовь, Вячеслав Уманец. В центре — Григорий Шумилин.

26.02.2016 в 15:23