В Адыгее представители общественности проверяют качество подготовки молодых водителей в местных автошколах

По статистике республиканской Госавтоинспекции только 5—10% выпускников автошкол региона в состоянии сдать экзамен на получение водительских прав с первого захода….
Дорожная безопасность в Адыгее по-прежнему пристально контролируется исполнительной властью республики. В конце декабря минувшего года Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов на очередном заседании республиканской комиссии по безопасности отметил, что анализ высокой аварийности на дорогах региона показывает — часто причинами ДТП становятся неумелые действия молодых водителей, стаж вождения у которых менее 3 лет. В этих авариях эксперты наблюдают и довольно высокую тяжесть последствий. А это означает, что получение водительских прав и подготовка молодежи в автошколах региона не соответствуют должным требованиям.
Именно поэтому впервые в Адыгее по инициативе руководства республиканского МВД был организован рейд в Майкопскую объединенную техническую школу ДОСААФ с привлечением представителей общественных институтов региона. В нем приняли участие председатель Общественной палаты республики Руслан Устов, общественный деятель, заведующий отделением общей хирургии Майкопской городской клинической больницы, доверенное лицо Президента РФ Альберт Багов, представитель Общественного совета при МВД по РА Меджид Тхагапсов и руководитель Союза женщин Адыгеи Светлана Дорошенко, руководители региональной Госавтоинспекции, представители республиканского военкомата и СМИ.
Общественности было предложено осмотреть классы для подготовки будущих водителей, компьютерное обеспечение и технические средства, с помощью которых кандидаты в водители овладевают нужными навыками, побывать на занятиях, пообщаться с преподавателями и самими учащимися автошколы.
Как пояснил и.о. начальника Управления ГИБДД по Адыгее Казбек Мамиек, информация о каждом молодом водителе, совершившем аварию либо серьезно нарушившем правила движения, фиксируется и анализируется сотрудниками ДПС отдельно, включая стаж вождения и школу его подготовки. В течение суток с момента ДТП этот материал поступает к руководству автошколы, чьим выпускником оказался данный водитель. И такие нелестные письма из Госавтоинспекции — не редкость для некоторых подготовительных учреждений. По сути, это единственная мера, которую могут принять в республиканском ГИБДД, чтобы обратить внимание частных обучающих организаций на возможные существенные недостатки в их деятельности.
— Взаимосвязь аварийности и качества подготовки водителей в местных автошколах определенно должна прослеживаться. Безусловно, наша задача — обеспечить качественную подготовку и снизить риски возможных ДТП на дорогах. Заинтересованность обучающих организаций должна быть в том, чтобы все, кто изъявил желание получить водительские права, реально посещали занятия, выполняли практические тесты, которые им даются, и были подготовлены к любым дорожным ситуациям в полном объеме требований, — рассказал начальник Центра военно-патриотического воспитания ДОСААФ России в РА Марат Нартоков.
Как пояснили сотрудники автошколы ДОСААФ, за последние два года из Госавтоинспекции региона они получили только два сообщения по результатам дорожно-транспортных происшествий с участием своих выпускников. Тем не менее каждая такая ситуация подробно анализируется специалистами школы, вносятся коррективы в учебный процесс. Причины конкретной аварии разбираются и изучаются на занятиях с учащимися, в том числе на уроках по вождению.
— Политика нашей организации заключается в том, что качество обучения достигается с помощью совершенной материально-технической базы школы. Чем больше средств школа вкладывает в свое техническое развитие, тем более доступным и понятным становится сам процесс подготовки молодых водителей. Если в организации есть компьютерные мультимедийные комплексы, значит, учащиеся получают реальные навыки, — говорят в автошколе ДОСААФ.
Если достаточной технической базы нет, а обучение проходит в арендованных, не всегда приспособленных для автодела помещениях, то и процесс усвоения теории, и всю деятельность школы можно ставить под вопрос. Отследить, когда обещанная кандидату в учебный класс «эффективность» образования переходит в «фиктивность», — задача проверяющих, а также организаций, ответственных за врученную той или иной школе лицензию на право научить человека быть водителем на дороге.
— Конечно, техническая база автошколы ДОСААФ за последние годы стала намного богаче. Хотелось бы, чтобы учащиеся ее использовали с большей отдачей. Поскольку я являюсь инспектором военных частей Южного военного округа, то часто бываю в разных подразделениях, и там мне говорят, что подготовленные водители в армии сегодня — на вес золота. К качеству подготовки для работы с современной военной техникой очень высокие требования. И отрадно слышать, когда при выборе призывников в военных частях нашим водителям, окончившим автошколу ДОСААФ, отдают предпочтение, — подчеркнул представитель Общественного совета при МВД по РА, председатель Совета Союза ветеранов Российского флота в Адыгее, контр-адмирал в отставке Меджид Тхагапсов.
Безусловно, автошколы сегодня — это бизнес, а любой бизнес прежде всего направлен на извлечение прибыли. В среднем курс теоретического обучения рассчитан на 3 месяца занятий и стоит сегодня от 8 (на право вождения легкового автомобиля) до 20 (для грузового автотранспорта) и более тыс. рублей. Разброс цен на обучение в автошколах Майкопа довольно большой. А психология человека так устроена, что, даже решив получить то или иное образование, он выбирает то, что дешевле стоит. Но получение водительских прав напрямую связано с безопасностью жизни как самого водителя, так и других людей на дорогах. Как полагают специалисты, автошкола — не тот случай, где стоит экономить. Но при нынешних доходах и возможностях сесть за руль авто молодежь «покупается» на доступность теоретической базы в надежде на свой первичный навык вождения либо на количество часов практики за рулем с инструктором в кабине, за которую приходится платить отдельно.
При этом недобросовестные конкуренты наносят урон качественным автошколам, сбивая установленные расценки, тормозят развитие собственного и чужого технического перевооружения. И этот вопрос также относится к важным аспектам качества подготовки водителей.
— Наличие водительского удостоверения — не гарантия того, что водитель имеет знания и практику их применения, находясь за рулем в потоке транспорта. Те, кто понимает важность этого, выбирают опытную школу, — говорят педагоги.
Техническая школа ДОСААФ — одно из старейших специализированных образовательных учреждений, в котором получали права и специальность водителей многие поколения майкопчан. У нее есть определенные социально значимые задачи — патриотическое воспитание молодежи региона, подготовка специалистов для Вооруженных сил страны. Объединенная техническая школа ДОСААФ — хозрасчетное учреждение. Заработанные собственной деятельностью средства направляются в бюджет, затем затраты на текущую работу компенсирует бюджет Минобороны. На сегодняшний день задолженность федерального бюджета перед образовательным учреждением составляет порядка 500 тыс. рублей, которые будут компенсированы во втором полугодии деятельности.
— Сегодня есть проблемы, которые должны решаться не только специальными структурами. Вокруг их решения должно объединяться все общество. Я считаю, что Министерство внутренних дел по Адыгее сегодня рассматривает весьма актуальный вопрос безопасности на дорогах, привлекая к его решению именно общественные организации. Проблема действительно важная, об этом говорит и статистика Госавтоинспекции. То, что ужесточаются законы в отношении нарушителей безопасности движения, — это один путь ее решения. Но мы сегодня рассматриваем другой, не менее важный момент — подготовку водителей в ходе образовательного процесса в специализированных учреждениях. Я считаю, что полностью отдать приоритет техническим средствам в этом деле нельзя. Никакая современная техника не в силах заменить слово учителя, педагога, которое должно преобладать на любом занятии, в том числе в автошколе. Технические средства лишь дополняют и усиливают возможности педагога по раскрытию учебного материала более наглядно. В целом, как мне кажется, по итогам этой встречи мы должны совместно с руководителями Центра технической подготовки ДОСААФ сделать совместные выводы, а потом уже двигаться дальше к поиску общего решения, — сказал Руслан Устов.
— Поскольку я сам когда-то здесь учился, то сегодня наглядно увидел, что материально-техническая база школы улучшилась. Уровень дорожного движения в Майкопе и в регионе стал совсем иным за последние годы. Риски и нестандартные ситуации при этом будут только возрастать, они уже сейчас достаточно наглядны, это все видят и понимают. То, как работает сегодня данная школа, похвально. Единственное замечание — общение преподавателя и учащегося должно быть прямым и эмоциональным, — поделился мнением Альберт Багов.
Как отметила Светлана Дорошенко, Общественный совет при МВД по Адыгее уже не раз бывал в автошколе ДОСААФ. Его представители были пассажирами машин автошколы во время практических занятий инструкторов с учащимися на дорогах Майкопа, присутствовали на экзаменах, которые выпускники школы сдавали в Госавтоинспекции, видели, какой процент учащихся не справляется с заданиями в ходе экзамена.
— Сегодня строгие требования к сдаче экзаменов не только по теории, но и по практике вождения. И это правильно. На наших дорогах в автомобилях должны ездить только грамотные, сдержанные, культурные и ответственные водители. Членами Общественного совета при региональном ведомстве принято решение провести проверки в ряде таких же образовательных учреждений, чтобы сделать конкретные выводы, которые будут вынесены на заседание Общественного совета для того, чтобы проанализировать ситуацию с подготовкой водителей и внести объективно необходимые рекомендации на суд специалистов ведомства и общественности. Чтобы понять все возможные аспекты проблемы с подготовкой водителей, нужно посетить 10—20 уроков в различных школах, потому что какие-то вопросы пока остаются вне нашего поля зрения, — отметила Светлана Дорошенко.
К примеру, вопрос по обеспечению базы образовательного процесса возник не только у проверяющих, но и у других представителей общественности.
— Я сам учился здесь вождению, у меня солидный водительский стаж. Мой сын тоже окончил эту школу, отслужил в армии. Сегодня я привез на занятия свою дочь. Я доверяю преподавателям этой школы, ее автотранспортной базе и классу инструкторов. Вопрос только о том, что многие ребята приходят сюда сразу после занятий в вузах, некоторые — после работы. Они проводят здесь достаточно времени, поскольку теоретические занятия, бывает, сменяются практикой, а в школе нет столовой, — обратился к представителям школы и общественным экспертам один из родителей самого молодого класса учащихся.
Как объяснили руководители центра ДОСААФ, раньше столовая здесь действительно была, но упразднена оптимизацией. Тем не менее вопрос с пунктом питания для учащихся также обещали рассмотреть и руководители школы, и общественники.
В заключение встречи Министр внутренних дел по Адыгее отметил, что в республике сегодня работает значительное количество образовательных организаций, обучающих водителей. Если такой «общественный контроль» системно и последовательно изучит их работу, то станет ясным реальное положение вещей в этих образовательных учреждениях. Речь идет не только о теории и практике преподавания в школах, но и о возможности реально оценить качество принятия экзаменов — также по теории и практике, которые учащиеся сдают в системе МВД по Адыгее. Цель — выработать и систематизировать возможные недостатки и недоработки в работе республиканских автошкол.
— Таким представительством, в котором участие принимают серьезные общественные организации, мы подходим к этому вопросу в регионе впервые. По инициативе Главы Адыгеи было принято решение о необходимости проведения тщательной проверки всех автошкол с привлечением специалистов и представителей общественных институтов. Была поставлена конкретная задача: разобраться в проблеме — соответствует ли качество подготовки водителей полученным знаниям и навыкам поведения на дороге. В регионе сегодня работают 29 автошкол — это немалое количество для Адыгеи. Вместе с тем, автошколы — частные предприятия, которые получили соответствующие лицензии и действуют на законных основаниях. У Госавтоинспекции, как и полиции в целом, сегодня нет полномочий по контролю качества их работы. Мы лишь констатируем факты: экзамен на получение прав сегодня в состоянии сдать с первой попытки только небольшое количество кандидатов из каждой подготовленной группы. Когда мы детально исследуем суть проблемы, на мой взгляд, мы сможем внести предложения общественных организаций на рассмотрение Комиссии по безопасности и Главы республики, — рассказал специально для «СА» Министр внутренних дел по Адыгее Александр Речицкий.
Елена Космачёва