Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Она — коренная майкопчанка. Как говорит сама, не могла бы сменить родной город ни на какой другой в мире. «Одноклассники, сокурсники, школьные учителя и вузовские преподаватели, многочисленные родственники — как без них? Наверное, я такой человек по характеру — бесконечно предана тем, кого люблю: своей малой родине, дому, всем людям, с которыми выросла и чье мнение для меня особо ценно», — убеждена она.

Все это ей — заместителю Премьер-министра Адыгеи — необходимо постоянно. Чтобы реально ощущать себя в обычной жизни, где быть нужной — главное для женщины.

Пуговицы — на счастье

Активисткой она была всегда. В юности, как и многие другие, мечтала, что займется творческими видами деятельности, поскольку все школьные годы занималась танцами.

— Были такие мечты — поступать в Краснодарский институт культуры. Я постоянно занималась и выступала с нашим школьным танцевальным ансамблем «Радуга», и в какой-то момент даже думала, что мое будущее будет связано со сценой. Очень нравился танцевальный коллектив «Нальмэс», и я мечтала в нем танцевать, — рассказывает она.

Тогда хореографом детского танцевального ансамбля школы №7 была Наталья Евгеньевна Дрижакова, которая теперь преподает в детской школе искусств Майкопа. Она учила девочек, как держать осанку, красиво ходить и «подавать себя». По мнению ее давних выпускниц, то, как они идут по жизни, — во многом ее заслуга.

— Безусловно, и заслуга моей мамы. У меня простая семья, все предки — крестьяне, работали на земле. Вместе с тем родители мамы дали своим детям высшее образование. Мне родители предоставили возможность заниматься в школе всем, что у меня вызывало интерес: танцы, художественная школа, агитбригада, шахматы. Я с удовольствием все это вспоминаю, — говорит Наталья Сергеевна.

Бабушка также повлияла на то, чтобы привить ей вкус к творчеству, но практический. К примеру, Наталья очень хорошо шьет и считает это умение «бабушкиным наследием». Бабушка часто брала ее с собой на работу. Не потому, что ребенка не с кем было оставить, — просто на Майкопской швейной фабрике, где она работала, девочке было очень интересно: яркие ткани, цветные нитки, стук швейных машин. А пуговицы? Из пуговиц всех форм и размеров того времени можно было собирать коллекции!

— Бабушка дома занималась художественной вышивкой и ришелье. Глядя на нее, я стала шить одежду куклам, конечно, с бабушкиной поддержкой и подсказками. В школьные годы я уже перешивала на себя бабушкины «крепдешины», — рассказывает она.

На выпускной вечер в 9 классе Наташа сшила себе платье, проявив незаурядный талант. К выпускному балу 11 класса платье ей шили на заказ. «Но, честно говоря, я бы сшила не хуже», — смеется она, вспоминая свой юношеский максимализм.

— В те годы умение шить давало возможность выглядеть интересно. Мы устраивали в школе показы мод, чему немало способствовала наша школьная учительница по труду Таисия Ивановна. Она — профессиональный модельер-закройщик, в молодости работала в индустрии моды. Нас учила аккуратности, вниманию к деталям, терпению. Журналы мод были для девчонок любимыми, тогда многие шили, поскольку этого требовали уроки труда. И конкуренция у нас была: если модель в журнале понравилась всем, то договаривались кроить из разных тканей, чтобы не выглядеть одинаково, — рассказывает Наталья Широкова.

Сегодня она выглядит прекрасно, отдавая предпочтение строгому дресс-коду. Это у министров-мужчин все просто: костюм, рубашка, галстук. А женщине в должности заместителя Премьер-министра республики приходится ломать голову, чтобы и себе угодить, следуя моде, и соблюсти этикет. Коридоры власти — не подиум прет-а-порте. Она с этим полностью согласна и не склонна драматизировать ситуацию. И тут впору благодарить судьбу, что в ней так элегантно ужились и мирно сосуществуют разные натуры: аналитик, математик, дизайнер и даже художник — творческая личность.

Мужская работа

Если бы в детстве ей сказали, что она будет занимать высокий правительственный пост в Адыгее, — говорит, не удивилась бы. Впрочем, то, что одноклассница, сокурсница стала министром, не удивило и никого из ее друзей. Они говорят, что ее всегда тянуло «в активные сферы». Она должна была постоянно быть в движении, организовывать. И лидерские качества находили воплощение. Энтузиазма и сил ей хватало на все, включая любимую математику и общественные задачи. Ее выбрали комсоргом школы, и она отлично справлялась. Но через год комсомол отменили — из их юности он ушел в историю. Отчасти его заменили школьные и студенческие советы, которые дистанцировались от былых политических атрибутов.

Она и не стремилась в политику. Не разделяла и феминистских взглядов, к равноправию женщин с мужчинами никогда не стремилась, тем более в семье, где, несмотря на «чины», есть одно звание — женщина. Семья для нее — самая важная часть жизни, в ней царит гармония.

— Мы с мужем познакомились во время педагогической практики. Готовы были пожениться еще в студенческие годы. Когда пришли с этим сообщением в семью мужа, мой будущий свекор, очень строгий человек, много лет проработавший директором школы, сказал: «Принесете университетские дипломы и можете отправляться в загс». Спорить с ним нам и в голову не пришло, — говорит Наталья Сергеевна.

Свадьбу сыграли после защиты дипломов, и вопреки устоявшемуся мнению, что студенческие браки недолговечны, счастливы. И этот факт тоже важен, поскольку может многое объяснить. Менталитет семьи, народа не способствует тому, что женщина вдруг оказывается в политике высокого уровня. Возможно, поэтому в новой истории Адыгеи женщин-политиков — единицы?

— Все женщины в политике, которых вижу, с которыми знакома, мне очень симпатичны. Каждая по-своему, как среди депутатов Государственной Думы, так и в исполнительной власти. Они могут быть не так заметны потому, что делают свою работу внимательно, без надрывов и пафоса. Но работают честно, ответственно, как это в принципе и свойственно женщинам, — считает Наталья Широкова.

В ее собственном характере при всей активности в жизни доминирует толерантность. Она считает, что женщина должна справляться с любыми обстоятельствами терпением и мягкостью, не «ломая» людей и ситуации.

— Действовать «мягкой силой»: выслушать собеседника, рассмотреть проблему со всех возможных точек зрения. Поскольку любому человеку свойственно ошибаться, — проговаривая вопрос, можно отыскать верное решение. Я всегда даю возможность людям самоопределяться, но при этом нести полную ответственность, — говорит Наталья Сергеевна.

По словам Вице-премьера, женщинам в политике приходится очень непросто. И хотя свою нынешнюю должность она не считает политической, в большей степени «кураторской», это не умаляет личной должностной ответственности. Ведь ее должность сегодня объединяет идеологию непосредственно с решением социальных вопросов.

— Я стала министром, не имея серьезного управленческого опыта, и мне было очень тяжело. За короткое время нужно было освоить огромный объем информации, функций Министерства. Не знаю почему, но я только сейчас задумалась, что никогда не сталкивалась с откровенными противниками, — говорит Широкова. 

Из школьного учителя она шагнула в преподаватели Майкопского технологического университета. Ей предложили перейти, и это казалось увлекательным, новым. Словом, рост. А через время, так получилось, она попала в выборный список республиканского Парламента от только что образовавшейся партии — в стране был провозглашен приоритет многопартийности, и новые объединения появлялись «пачками».

Как-то в университете ее остановил ректор Аслан Тхакушинов и спросил — зачем она в этих списках? Он объяснил, что ее «политический шаг» наивен и кроме разочарований в политической жизни ничего не принесет. Ректор пытался ей объяснить суть дела, поскольку был убежден: эта партия недолговечна. И оказался прав, так и случилось позже. У Натальи Широковой была возможность добровольно выйти из партийного списка. Но в момент разговора она прямо ответила ректору, что не будет так поступать. Бросать людей, которым обещала поддержку, не в ее правилах. Даже если они потерпят фиаско. Возможно, именно эту принципиальную позицию Широковой и заметил тогда ректор МГТУ и депутат республиканского Парламента Аслан Тхакушинов. Позже, в 2007 году, став Главой Адыгеи, он доверил ей республиканский Комитет по делам молодежи.

— Он проницательный человек, для которого люди всегда имеют первостепенную важность. Аслан Китович ценит работоспособность и прямоту в суждениях. Я всегда старалась делать больше, чем от меня ждут, чем это входит в мои должностные обязанности. Но это мое правило, которому я следую, независимо от мнения других, оно вполне могло остаться незамеченным, — говорит Наталья Широкова.

Тем не менее многие знают, что именно эта история сыграла в ее судьбе ключевую роль. Ей поручили работу с молодежью. Комитет был вновь образован как отдельная структура. При этом поставили задачу — собрать молодежный актив республики, сплотить его работой, поскольку молодежь — резерв будущего Адыгеи. До этого поддержки и интереса со стороны исполнительной власти никто из молодых реально не ощущал.

А через полтора года работы Наталью Широкову вызвали в Правительство республики и поставили перед фактом — новое назначение. Известие о должности Министра труда и социального развития республики она встретила в свои 33 года без «обморока»: ни восторгов, ни страха.

— Я сразу ответила «да». Я люблю все новое, потому что это — саморазвитие, хотя и осознаю: придется преодолевать много сложностей, — рассказывает Наталья Широкова.

Свой первый рабочий день в должности Министра труда и соцразвития Адыгеи она вспоминает словами — «я очень старалась»! Старалась выглядеть достойно. Она убеждена, что когда уровень выхода предполагает высокую ответственность, женщина не должна отвлекаться, по крайней мере, на мысли, каков ее внешний вид. Она прямо говорит о собственной наивности тех лет и о том, что большой профессиональный коллектив Министерства встретил ее с достойным своему опыту пониманием.

— Я была смущена тем, что на меня смотрят взрослые и такие опытные люди… Но я сказала им: «Нас ждут великие дела», — рассказывает Наталья Широкова.

Она многому училась у этих опытных сотрудников Министерства, и коллектив ее оценил, откликаясь на новшества и молодежный задор. 

Ей свойственна смелость — брать на себя обязательства. И сегодня она надеется, что выполняет их достойно. Говорит так: не ей давать оценку своей работе. Но и лукавить не хочет — каждый человек внутренне себя оценивает сам. Путь в карьере — это основание думать, что действует правильно. Хотя убеждена, что усилий, которые предпринимает, пока не достаточно. Ей есть над чем работать. И не так много лет, чтобы успокаиваться на том, чего достигла.

Женский взгляд

— Я очень благодарна своим коллегам по Министерству труда и социального развития. Думаю, что во многом благодаря именно им успешно справлялась с должностью. Очень много было терпения. Все вопросы мы обсуждали с каждым отделом — направления работы, все нюансы учитывались. Я — математик, поэтому не могу поставить знак «равно», пока понимаю, что нет тождества между двумя частями. Но такое удовлетворение и радость ощущаешь, когда ты все понял и сделал все правильно. Возможно, кто-то скажет, что все знать невозможно. Я убеждена: при желании — возможно, — говорит Наталья Широкова. 

Справиться со всеми жизненными задачами ей помогла поддержка семьи. И она отвечает своим близким той же заботой.

— Я очень ответственный человек, не могу позволить себе поступать так, чтобы у других возникали ко мне вопросы. Во всяком случае, всеми силами стараюсь так поступать и дома. Поэтому в моем доме все в порядке, — говорит Наталья Широкова.

Но в семье она другая, говорит, что лидерства в семье вообще не должно быть. Муж ее поддерживает во всем, сын помогает. В семье она остается обычной женщиной, которую ценят, независимо от мужских чинов. Они всегда вместе, находят время помогать маме, бабушке, родным людям, не перекладывая свои обязательства на посторонних людей.

— Я понимаю свои домашние обязанности и никогда от них не отказывалась. Очень люблю готовить для своих мужчин, часто экспериментирую с новыми блюдами, что их радует. Не могу сказать, что в моей жизни не возникало эмоциональных моментов. Но в должности Министра я научилась регулировать в себе эмоции и контролировать их, — убеждена Наталья Широкова.

Высокая должность — это та позиция, которую оценивают люди. За публичность сам несешь ответственность. Теперь ее уже узнают на улице, но это ответственность, которую она с себя не снимает.

— А еще я очень люблю моих одноклассников и близких друзей. Прошло столько лет после окончания школы, но мы часто встречаемся, вспоминаем школьные дни и своих учителей, шутки нашей юности и забавные происшествия. Теперь мы говорим и о своих детях, которые вроде незаметно становятся взрослыми, выбирая свои пути. Ради таких встреч я готова освободить время, если позволяют обстоятельства, — говорит Наталья Сергеевна.

Для них она никакой не «Вице-премьер», а, как и прежде, Наташа — верный друг и отличный товарищ по жизни. Такой у нее характер…

Елена Космачёва.

Фото Алексея Гусева.

09.03.2016 в 10:56