Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Гармошка на Руси всегда считалась народным музыкальным инструментом. Хотя, как отмечают отдельные исследователи, появилась она в Германии в начале 1800-х годов и придумал ее Кристиан Бушман. В Россию гармошку привез чешский органист Франтишек Киршак. Предприимчивые русские промышленники наладили выпуск этих голосистых и удобных в обращении музыкальных инструментов. Гармошечные производства впервые открылись в Саратове. Деревянные детали производили мастера на дому, все остальное — на фабриках, где и собирали гармошки.

В конце позапрошлого века в России были известны разные гармони: саратовская, ливенская, хромка и воспетая Сергеем Есениным тальянка. 

Предприимчивый майкопский купец Иван Завершинский, магазин которого находился на улице Офицерской (ныне — Краснооктябрьская), на углу, где сейчас расположено здание администрации города, отправил своего подрядчика в Саратов за гармошками. К приятному удивлению купца, новый товар быстро разошелся. И в старом Майкопе зазвучали гармошки. Не все купившие музыкальный инструмент стали хорошими гармонистами. Но один из них — мещанин Павел Власов овладел игрой на гармошке и вскоре стал очень известным в старом городе гармонистом. Его приглашали на свадьбы, другие семейные торжества. 

Сначала гармонист довольствовался угощением с праздничного стола, потом начал получать за игру деньги. В дни ярмарок владельцы кабаков и других питейных заведений стремились во что бы то ни стало заполучить именитого гармониста, а Павел Власов торговался и выбирал, кто больше заплатит, и меньше чем за 5 рублей в день не соглашался. По тем временам это были приличные деньги. Для сравнения скажем, что на поденных работах в поле в летнюю пору плантаторы платили такую сумму за неделю работы.

У Павла Власова было двое сыновей. Они тоже были гармонистами, но не столь известными, как отец. В первые годы советской власти они, работая на заводе, участвовали в художественной самодеятельности. Как вспоминал старожил Майкопа Николай Зеленчуков, он хорошо знал младшего сына Павла Власова Андрея. Он не только играл на гармошке, но и хорошо пел. Когда началась Великая Отечественная война, братья Власовы ушли на фронт и не вернулись.

Верховное главнокомандование нашей страны большое внимание уделяло поднятию боевого духа советских воинов. И уже в первые месяцы войны была издана директива о «мобилизации» на фронт гармошек. К осени 1941 года в политотделы воинских соединений поступило 60 тысяч гармошек. Понятно, что изготовить такое количество новых инструментов было невозможно. Гармошки, как и теплые носки, варежки, собирало для бойцов сражающейся армии население тыловых регионов, в том числе и Майкопа. По некоторым данным, из нашего города на фронт было отправлено 80 гармошек. Были ли среди них инструменты прославленного майкопского гармониста Павла Власова и его сыновей — неизвестно.

Зато хорошо известно, как согревали души бойцов на привалах, в окопах и блиндажах, в землянках певучие гармошки, которые грустили и радовались вместе с солдатами, вселяли надежду на победу, на встречу с любимыми. «Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза» — эти проникновенные строки написал большой друг Константина Симонова и тоже фронтовой поэт Алексей Сурков, а музыку сочинил Константин Листов. Песня пережила своих создателей и продолжает оставаться любимой в народе.

Дмитрий Крылов

10.03.2016 в 11:41