По древней традиции глашатаи оповестят жителей столицы республики о наступлении адыгейского Нового года
Кортеж глашатаев с гармонистами и трещоточниками по старинной традиции оповестит жителей столицы республики о наступлении адыгейского Нового года, который празднуется 21 марта, в День весеннего равноденствия.
— Это древняя традиция. В давние времена глашатай объезжал аул и оповещал о наступлении Нового года, поздравляя с праздником и приглашая народ собраться на следующий день, пока еще солнце не взошло. Кортеж начнет путь в воскресенье в 16 часов и проследует по улице Краснооктябрьской — от городского парка культуры до площади Ленина, — рассказали в оргкомитете праздника.
Главное празднование развернется 21 марта у монумента «Единение и Согласие». Здесь будет воссоздан обряд встречи Нового года по адыгским традициям, пройдут факельное шествие, народные игры и конкурсы. Гостей будут угощать национальными блюдами — щэлам, бахъсым, ашрай. Венцом праздника станет традиционное адыгэ джэгу, лучшие танцоры будут награждены призами.
День весеннего равноденствия широко отмечается во всех мусульманских и восточных странах и считается точкой отсчета нового календарного цикла. В этот день адыги в древности отмечали наступление Нового года. В полночь 21 марта, услышав удары лемеха, люди выходили из своих домов с факелами. В это время с гор спускался старец в сопровождении молодой девушки. С зажженными факелами они шли к людям, неся в руках огонь, символизирующий тепло, добро и свет. По поверью адыгов, огонь, зажженный от факела старца, никогда не гас в домашнем очаге, согревал членов семьи своим теплом в течение всего года, очищал дом от болезней и злых духов. Люди благоговейно разносили факелы с частицей этого огня в свои дома.
У предков этот праздник был почитаем, с ним связано множество традиций, обычаев и обрядов, некоторые из которых дошли и до наших дней. Например, обряд жертвоприношения. Для предков он имел сакральное значение и совершался в каждом ауле в так называемой священной роще. Старейшина произносил молитву, затем окроплял животное священным напитком — бузой и доставал кинжал — обязательно ранее не использовавшийся. Кинжал передавался среди мужчин из рук в руки, после того, как каждый мужчина прикоснулся к кинжалу, жертвенное животное закалывали, кровь сливали в жертвенник — она использовалась в качестве оберега. Мужчины окропляли ею уголок черкески, а женщины — лоскут ткани, который хранился в доме весь год и защищал семью от бед.
Продолжение дня сопровождалось пышным пиршеством и гуляньями. Жители аулов участвовали в игрищах, танцевали. Из мяса жертвенного животного готовили традиционные национальные блюда, которыми угощали всех желающих. Составной частью праздничного стола была обрядовая пища: натрыфыпс, бахъсым, хьатыкъ, къурамбый, щэлам, хьалыжъу. Семь предметов на подносе и семь блюд на праздничном столе — это дар Солнцу. Почетное место на любом празднике занимали адыгские старейшины. Им первым подносили чашу с медовой брагой бахъсым. В этот день было принято украшать дерево боярышника с семью ветвями — на нем развешивали сладости, разноцветные ленточки, бараньи шкуры, свечи. Количество свечей обычно соответствовало числу членов семьи. Праздник продолжался до восхода солнца. Рано утром, повернувшись лицом к восходящему утреннему солнцу, участники праздника произносили молитву, чтобы наступивший год стал для их семей удачным и счастливым.
В Адыгее в определенный период традиция празднования этого дня была утрачена, но несколько лет назад ее было решено возродить. Празднование адыгейского Нового года вновь стало ярким и масштабным мероприятием, призванным сохранить национальную культуру, укрепить межнациональные отношения — ежегодно участие в праздновании принимают люди разных возрастов и национальностей.
В этом году организаторами выступили региональное Министерство культуры, общественное движение «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» и Центр народной культуры республики. Принять участие в праздновании Нового года по старинным адыгским традициям может любой желающий. Начало мероприятия — 18.00, на площади перед монументом «Единение и согласие».
Юлия Мельникова