Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Эти цифры были озвучены в ходе совещания по повышению эффективности использования лесных ресурсов в регионе, которое провел Премьер-министр РА Мурат Кумпилов. В центре внимания его участников — лесозаготовителей, арендаторов и переработчиков, глав муниципальных образований, руководителей ведомств — были вопросы господдержки, подготовки кадров для лесной отрасли, сбыта готовой продукции, а также о состоянии лесных дорог.

Докладывая о перспективах и потенциале использования лесов в республике, начальник Управления лесами РА Рашид Бельмехов отметил, что в лесном фонде региона ежегодно можно заготавливать 320 тыс. куб. древесины. В аренду для ее заготовки передано 192 тыс. га лесного фонда, потенциал этой деятельности — более 240 тыс. куб. в год.

Как отметил Рашид Бельмехов, на аукционной основе, по договорам купли-продажи лесных насаждений было реализовано 14 тыс. куб. леса. За последние два года число лесозаготовителей уменьшилось с 166 до 90. Это результат оптимизации лесопользования и ужесточения требований по соблюдению лесного законодательства. С прошлого года Рослесхозом введена в действие Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС). В этом году прогнозируется, что лесозаготовкой будут заниматься 90 предпринимателей региона. С другой стороны, процесс движения древесины с момента заготовки до начала ее переработки стал прозрачным.

В отрасли существуют проблемы, связанные с учетом и отчетностью предприятий и предпринимателей, которые занимаются переработкой древесины. По данным Управления федеральной налоговой службы по региону, в 2015 году на учете в налоговых органах республики состояло 376 налогоплательщиков, занятых в этой сфере. Из них деятельность осуществляют 271 налогоплательщик, а 105 человек, имея разрешение на этот вид работ, фактически показали нулевые результаты. Но так ли это на самом деле? Рашид Бельмехов предложил налоговой службе совместно с МВД региона провести проверку деятельности подобных предприятий с целью их возможного налогообложения.

— Необходимо проанализировать, какое влияние оказывает отрасль на экономику республики, величину валового регионального продукта. Что необходимо сделать для того, чтобы и лес сохранить для будущих поколений, и получить доходы от отрасли, которые можно будет использовать для реализации социальных программ, — отметил Мурат Кумпилов.

Для экономики региона не выгодно, чтобы деревья пилили и вывозили в качестве «кругляка». Необходимо наладить глубокую переработку леса, что позволит создать новые рабочие места, применять современную технологию переработки и получать добавочную стоимость, уверен Премьер-министр.

Как отметил Министр экономического развития и торговли региона Махмуд Тлехас, в прошлом году от деятельности в сфере обработки древесины и целлюлозно-бумажной промышленности региона в консолидированный бюджет РФ поступило налогов и сборов на сумму 547 млн. руб., более чем на 100 человек по сравнению с 2014 годом увеличилось число работников в этой сфере. Индекс промышленного производства в сфере деревообработки в 2015 году составил более 110 процентов, а в целлюлозно-бумажной промышленности — 105 процентов к уровню 2014 года.

По мнению Министра, решить задачу повышения эффективности лесопромышленного комплекса можно путем создания условий для увеличения добавленной стоимости при переработке древесины. Этого можно добиться за счет повышения инвестиционной привлекательности отрасли, продвижения готовой продукции на товарные рынки, развития кадрового потенциала.

На федеральном уровне, в частности, создан инструмент поддержки инвестиционных проектов в области освоения лесов, об этом говорил во время совещания в Майкопе Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Суть этого инструмента состоит, в частности, в снижении в два раза платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестпроекта в течение срока его окупаемости.

Кроме того, в соответствии с заключенным соглашением между Минэкономразвития РФ и Кабинетом Министров региона предоставляется возможность использования ресурсов торговых представительств России за рубежом для продвижения продукции местных товаропроизводителей, в том числе и представителей лесной отрасли. На федеральном и региональном уровне предусмотрены и другие различные виды господдержки отрасли. В частности, в республике производится субсидирование процентной ставки по кредитам, затрат на организацию производства и на лизинговые платежи. Также осуществляется господдержка с использованием средств гарантийного фонда.

Мурат Кумпилов поинтересовался спросом на все эти виды господдержки. Как оказалось, он невелик. Между тем участники совещания признались в том, что развиваться без господдержки трудно.

— Главы администраций муниципальных образований должны жить проблемами отрасли, чаще встречаться с арендаторами, руководителями деревообрабатывающих предприятий. И они должны знать о той государственной поддержке, которая может быть оказана их предприятиям. Это важно еще и потому, что от эффективной работы лесопромышленного комплекса зависит и наполняемость бюджета, обеспеченность территорий рабочими местами. А Минэкономразвития региона должно внести предложения по увеличению господдержки отрасли. Если нет у нас для этого полномочий на региональном уровне, необходимо с подобной инициативой выходить на федеральный центр, — считает Премьер-министр.

Махмуд Тлехас озвучил и проблемы отрасли. В частности, в регионе подготовка кадров для деревообрабатывающей промышленности почти не осуществляется, она проводится лишь на базе политехнического колледжа МГТУ всего по одной специальности — «технология деревообработки». Спрос на получение образования в политехническом колледже снижается, и прием абитуриентов на бюджетной основе в 2016 году не осуществляется.

Как отметили участники совещания — представители деревообрабатывающей отрасли, квалифицированных работников для обслуживания современного оборудования в регионе найти сложно. При этом молодые работники, имеющие профильную специальность, требуют высокой зарплаты, а пожилые уже не справляются со сложными станками с числовым программным управлением. В результате предприятия из-за нехватки кадров порой не имеют возможности укомплектовать вторую смену. Деревообработчики готовы сотрудничать со средними специальными учебными заведениями по этому вопросу, но не знают, как это делать.

— В регионе есть колледжи, которые мы полностью финансируем и, соответственно, влияем на их специализацию. Министерству экономического развития и торговли республики мы предоставили возможность активизировать обучение по тем специальностям, которые соответствуют потребностям региональной экономики. Если мы планируем развивать деревообрабатывающую отрасль и обеспечить ее кадрами, то необходимо создать группу из молодых людей (человек 15—20) и обучать их необходимой специальности. Это обучение можно организовать на базе МГТУ. Кроме того, кадровую проблему можно решить и за счет переобучения безработных деревообрабатывающим специальностям в Центре занятости, — подчеркнул Мурат Кумпилов.

Подводя итоги обсуждения проблем, Мурат Кумпилов, в частности, отметил, что необходимо запланировать проведение совещания представителей отрасли для обсуждения всех наболевших вопросов. Надо использовать резервы гарантийного фонда для поддержки лесопромышленного комплекса, а для пополнения оборотных средств следует активнее предлагать предпринимателям воспользоваться микрокредитованием. Перед отраслью стоит задача — по результатам текущего года добиться увеличения объемов переработки леса и отгрузки готовой продукции.

Владимир Киселев

21.03.2016 в 18:55
Возрастная категория материалов: 16+