Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Необычная выставка «Искусство глубокого погружения» открыта в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока.

Московский художник Константин Худяков предлагает взглянуть на свой особый философский мир через произведения, созданные в современных компьютерных программах.

Казалось бы, сегодняшний насыщенный гаджетами день дает любому возможность попробовать себя в создании цифровых картин. Между тем в России мастеров, работающих в этом набирающем популярность направлении искусства, можно по пальцам пересчитать. Потому выставить свои работы Константина Худякова с удовольствием приглашают ведущие картинные галереи и музеи не только России, но и зарубежья. В Майкопе выставка «Искусство глубокого погружения» будет открыта до конца апреля.

Взгляд через «цифру», или Апокалипсис Константина Худякова
Взгляд через «цифру», или Апокалипсис Константина Худякова

Какая философия скрывается за работами действительного члена Российской академии художеств, профессора Строгановской академии Константина Худякова и вытеснят ли «цифровые» картины полотна, написанные кистью и краской? Создатель проекта «Искусство глубокого погружения» рассказал корреспонденту «СА» о своем пути в искусство нового времени, технологии создания произведений и помог «прочитать» тайны сюжетов его картин.

Всепоглощающие технологии

То, что компьютер делает большую часть работы, — огромное заблуждение обывателя. Прежде чем взяться за компьютерную мышь с целью создания картины, нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Константин Худяков окончил Московский архитектурный институт, затем работал главным художником Центрального музея им.В.И.Ленина в Москве. Большинство его коллег — российских художников, вышедших, как и он, из классической русской школы, остались верны кисти и холсту. Интересуемся, с чего начался его переход на «цифру»?

— У каждого художника свой путь в искусстве. Я прилично владею кистью, но она меня всегда не устраивала. Я чувствовал, что не могу этим средством выразить все. Меня всегда интересовали технические новинки, и я задумывался, как бы применить их для работы. Когда появились компьютеры и я впервые попробовал работать в специальных программах, сердце забилось неровно, и я понял, что бросаю краски. Наконец-то я дождался своего инструмента и с 1998 года стал единым целым с компьютером, — делится с «СА» Константин Худяков.

Даже во сне он словно существует в компьютерных программах. Однако не соглашается, что это вредно для организма. Главное — помогает в творчестве!

Пространство, объем и глубину и в целом ощущение погружения в полотно помогают создать специальные программы 3-DMax, Cinema-4D и другие. Но работе в программе, конечно, предшествует создание эскизов на бумаге. Затем художник погружается в тему и дорабатывает идею в «цифре». И неудивительно, что первоначальный замысел сильно отличается от результата. Полет фантазии — процесс безостановочный.

Сюжеты работ, мягко сказать, необычны. За каждой скрывается свой философский подтекст, заставляющий зрителя размышлять, предполагать, соглашаться или спорить с автором. Художник убежден, что все мы в разной степени философы. Только для одних это профессия, для других — черта характера. Без философского взгляда невозможно сделать обобщения, зато есть риск скатиться в крайности. По представленным на выставке работам чувствуется увлечение автора книгами писателей-фантастов. Любимый автор в этом жанре для Худякова — Рэй Брэдбери.

Многие работы художника просто пропитаны пессимизмом.

— Откуда такое восприятие жизни? — интересуюсь у автора.

— Это не пессимизм, а реализм. На мой взгляд, мы живем в эпоху апокалипсиса. А что это такое? Это перерождение и переоценка ценностей через что-то страшное. У каждого свой апокалипсис, он может быть у человека, страны, планеты. В этих картинах — мое восприятие сегодняшнего дня. В каждой — масса различных ассоциаций. Я намеренно выстраиваю структуру сюжета так, чтобы давать зрителям возможность ассоциативно мыслить и глубоко чувствовать, — отвечает Константин Худяков.

Взгляд через «цифру», или Апокалипсис Константина Худякова
Взгляд через «цифру», или Апокалипсис Константина Худякова

Реализм по Худякову

«Утро нашей родины» отражает этот самый апокалипсический реализм Худякова. Красная площадь залита нефтью и засыпана золотом, здесь летают огромные мухи и затягивают в кольцо драконьи хвосты. Такое, по мнению автора, невеселое утро нашей страны.

— Я патриот и люблю свою родину. Близко к сердцу принимаю все беды — экономические, политические, социальные, которые происходят в стране. Поверьте, на мне это лежит большим грузом. Как художник, я имею возможность говорить с людьми посредством искусства, и мне есть что им сказать, о чем заставить задуматься, — добавляет художник.

Останавливаемся у масштабного триптиха «Новый русский шрифт» с изображением банановой кожуры. Что вызвало такую ассоциацию?

— У художников часто большую роль играют случайности. Увидел брошенную шкурку банана — она лежала в форме буквы S, как знак доллара. Это было на рубеже тысячелетий, когда в стране жилось небогато. Страна была разрушена, разворована, народ унижен. Было ощущение, что мы скатываемся на уровень третьих стран, попадаем в зависимость от курса иностранной валюты и превращаемся в банановую республику. Тогда пришла идея создать новый русский шрифт из банановой кожуры, — объясняет автор.

На выставке Константина Худякова нет привычных пейзажей, натюрмортов. Пожалуй, только портреты поданы в классическом представлении. Это работы из масштабного проекта «Предстояние» по реконструкции образов библейских персонажей. Художник не считает себя религиозным человеком, но в свое время с удовольствием согласился работать над этой темой. По его словам, независимо от веры стоит заходить в храмы хотя бы за эстетическим наслаждением, ведь в церквях не только очень красиво, но и царит особая атмосфера.

Откликом на тему войны является картина «На реке Плотве». Художник родился в 1945 году, поэтому Великая Победа для него — особенная дата. В центре сюжета — купающиеся в реке дети, мирное развлечение которых прерывает сорвавшийся в воду вражеский самолет. Без привязки к конкретному событию художник напоминает о том, что война может ворваться в жизнь внезапно, принести боль и разрушения. Картина «Орлы прилетели» — его реакция на бомбежку Белграда. Здесь орлы — символ Америки — выступают как хищники-разрушители.

Кисть VS мышь?

Сегодня большинство россиян пользуется компьютером, и некоторые создают в программах различные картины, сюжеты. Есть и те, кто, немного владея навыками рисования и программами обработки, громко называют себя художниками. И таких уже сотни, тысячи по стране. Щелк-щелк мышкой — и готово искусство!

Молодым художникам мэтр цифровой живописи дает ценный совет. Овладевайте карандашом, кистью, мастихином, лепите, режьте, клейте. Главное, оттачивайте мастерство до идеала и создавайте свое, а не копируйте.

Если буквально 20 лет назад художники продолжали обращаться к обществу через холст и кисть, то в XXI веке представители искусства говорят на языке новых технологий. Неужели век живописи не долог? Может, скоро художники забросят свои мастерские, уберут на чердак мольберты, отмоют столы от краски и усядутся за чистенькие компьютерные столы?

— Нет, этого не произойдет. Конечно, новые технологии потеснили искусство. Но то, что можно выразить кистью, не сделает ни одна программа. То, что может создать резец скульптора, не «слепит» ни один 3D-принтер. Это факт, проверенный мной и многими художниками, — утверждает Константин Худяков.

Мастер цифровых технологий уверен, что чем сильнее компьютерная графика входит в нашу жизнь, тем ценнее становятся работы, созданные живой рукой художника. В настоящий момент «цифровые» картины, не претендуя занять место живописных произведений, являются демонстрацией безграничных возможностей как фантазии отдельного автора, так и достижений современных технологий.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

22.03.2016 в 12:30