Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Хазрет Барчо — один из старейших артистов Государственного академического ансамбля народного танца «Нальмэс», коллектив которого в этом году отметит 80-летие творческой деятельности.

Семилетний Хазрет во все глаза смотрел, как танцует на аульской свадьбе его родственник, дядя Хасан. Хасана, профессионального танцора, с трудом уговорили выйти в круг. И он словно взорвал окружающее пространство стремительными движениями народного танца «къэчъахь». В нем ярко проявляется свобода и торжество духа человека, все то, что трудно выразить словами.

В тот день судьба маленького Хазрета и была предопределена. Он рос и впитывал в себя всю красоту и искренность народных обычаев, радовался каждому дню в своей большой семье, где был старшим среди пяти братьев и трех сестер.

Так и прошли юные годы парнишки из Старобжегокая: в школе — старательная учеба, дома — семейные заботы и помощь родителям.

После армейской службы в Германии в 1968 году Хазрет вернулся в родной аул. Еще и недели не прошло, вдруг известие — двоюродная сестра Хазрета участвует в отборе абитуриентов Тбилисского хореографического училища для целевого набора участников ансамбля адыгейского танца. Дядя сказал племяннику:

— И ты попробуй!

Отбор проходил в ДК «Дружба» в Майкопе. Природные данные молодого человека и хорошая физическая подготовка приятно поразили членов комиссии. Он прошел в основную группу.

В Тбилиси Хазрет Барчо учился у танцоров и хореографов мировой величины — у лучшего исполнителя «Отелло» Вахтанга Чабукиани, Сологова, Зарецкого, Векуа.

С 1971 года выпускник хореографического училища был зачислен в штат Государственного ансамбля «Нальмэс» тогда еще Адыгейской автономной области. Один из художественных руководителей ансамбля Григорий Гальперин сразу заметил Хазрета. На него были рассчитаны образы в танцах «У нас в ауле», «Адыгейские игры». Амербий Кулов, позднее возглавивший коллектив ансамбля, говорил, что Хазрету Барчо выпадало множество аплодисментов. Образы, созданные Хазретом Батмизовичем в танцах «Наши старики», «Адыгейские народные игры», «Адыгейская свадьба», стали образцами актерского мастерства в комическом жанре.

Репетиции и гастроли — большую часть времени артиста забирают они. Но всегда в поездках Хазрет звонил жене Бибе, писал письма, обращенные к ней и маленьким детям — Индире и Индару. Биба даже вела свой календарь, подсчитывала, сколько дней в году глава семьи бывал дома. Оказалось, тридцать дней.

Коллективу «Нальмэса» в те годы рукоплескал весь Советский Союз. За 25 лет своей творческой деятельности в коллективе ансамбля Хазрет Барчо побывал на гастролях: в 1985 году в Польше, в ноябре 1990 года на Кипре, в октябре — ноябре 1991-го в Турции, затем в Японии, в августе 1995 года в Израиле. Хазрет — участник двух фестивалей: Всемирного фестиваля адыгской культуры в Нальчике в 1991 году и Международного фестиваля фольклорного танца в 1992-м. В 1996 году Xазрету Барчо было присвоено звание заслуженного артиста РА.

В середине творческого пути народного танцора ждало сильнейшее испытание: произошел несчастный случай во время репетиции на сцене. Врач вынес приговор — с такой травмой ноги готовь документы на инвалидность. Дочь Индира училась тогда в первом классе, сыну Индару было три годика.

Но Хазрет пошел наперекор, лечил травму у костоправа в Сочи. Он снова шел к сцене, к творчеству дорогой мужества и стойкости. И вернулся.

Для жены и детей Хазрета Батмизовича было еще одним испытанием решение мужа и отца в зрелом возрасте помочь воюющей за независимость Абхазии. Он отправился туда в отряде добровольцев с первым автобусом, а потом отряд шел через горы. Оставалось только молиться, чтобы он вернулся. И Биба молилась. Во время переговорного процесса на правительственном уровне добровольцы вернулись.

Хазрету Батмизовичу повезло и с прекрасной семьей, и с другом. Недаром говорится, что настоящих друзей у человека всегда немного. У Хазрета Барчо есть друг — Магомед Кемечев. Хазрет и Магомед были соседями в многоквартирном доме. Когда семья Барчо переехала, их дружба не прервалась. Друг помогает Хазрету в житейских делах и радуется его творческим успехам.

До 2007 года Хазрет служил искусству в ансамбле «Нальмэс», работал в филармонии.

Струны души Хазрета Барчо радостно звенят от успехов его детей. Индира по специальности художник-график, живет и работает в Санкт-Петербурге. Индар окончил МГТУ по специальности «государственное управление», после службы в армии уже несколько лет работает в отделе полиции Майкопа. У сына и дочери — свои семьи, и родители мечтают о внуках.

Однако Хазрет Батмизович в день своего 70-летия в душе по-прежнему тот же восторженный мальчик, завороженный народным танцем, призванный своим искусством делать окружающий мир лучше.

Марина Лебедева.

Фото Аллы Салиенко.

23.03.2016 в 11:57
Возрастная категория материалов: 16+