Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сирии, по данным экспертов, в рядах Международной террористической организации ИГИЛ воюет около 1,8 тысячи россиян. Большинство их вербуется на Северном Кавказе, поскольку на территории Северо-Кавказского региона все более отчетливо проявляются факторы, обусловленные распространением радикальной идеологии среди отдельных граждан. В этих целях используются информационно-пропагандистские ресурсы. В результате лица, подверженные идеям религиозно-политического экстремизма, выезжают на территорию Сирии для участия в вооруженном конфликте на стороне ИГИЛ.

В зону риска попадает молодежь в возрасте до 30 лет, характеризующаяся социальной неустроенностью, профессиональной и духовной нереализованностью, а также восприимчивостью к элементам религиозно-политического экстремизма. Для молодых мужчин стимулирующим фактором присоединения к ИГИЛ в основном является возможность получения заработка. Девушки, стремясь обрести материальную стабильность и физическую защиту, решаются на отчаянный шаг — выйти замуж за террориста.

Товар — деньги — товар

Если прибывший в Сирию боевик не женат или законная жена отказалась следовать за ним, то, чтобы не быть «соломенным холостяком», он, скорее всего, познакомится с новой супругой с помощью интернета. Чаще всего для знакомства и сватовства используются социальные сети, которые предоставляют возможность узнать характер собеседницы, ее убеждения, жизненные планы и пожелания.

Психологи говорят, что наиболее благоприятным для манипулятора объектом является человек, не удовлетворенный своей жизнью, карьерой, материальным положением, семейными отношениями. Когда такому человеку расписывают все блага, которыми он мог бы владеть, он постепенно от состояния подавленности переходит к состоянию покоя и удовлетворения. Жертва начинает видеть в манипуляторе спасителя, чья правота однозначна. После первого успеха манипулятор может перейти от торможения негативных переживаний к универсальному торможению сознания. То есть ему удается очаровать жертву настолько, что у той сужается взгляд на мир.

Шаг за шагом жертва отказывается от собственных идей и решений, все больше доверяясь манипулятору. В итоге остается единственный канал, который пропускает информацию, и тогда жертва превращается в примитивного исполнителя простейших команд манипулятора.

Одураченные опытными интернет-мошенниками, в реальности девушки сталкиваются с быстрым крушением всех своих иллюзий.

Говорят, что «хорошая жена — это половина твоего имана», десятки девушек из республик Северного Кавказа, Поволжья и даже из Москвы уже приняли решение стать женами сирийских боевиков, отказавшись от привычной жизни, но хорошо ли всем этим женам?

Реальность говорит сама за себя: сотни прибывших в Сирию и принявших ислам юных девиц, даже не увидев своего «жениха», попадают в специальные лагеря для женщин, где их свободно выставляют на торги перед лидерами ИГ. Некоторым «повезло» больше — они увидели джихадистов и даже успели выйти замуж, пока «женихи» были живы.

Статистика правоохранительных органов Кабардино-Балкарии свидетельствует о том, что только из одной этой республики за последние месяцы отправились в Сирию, чтобы стать «фронтовыми» женами, 14 женщин и девушек. Три из этих женщин до отъезда являлись вдовами боевиков, нейтрализованных на территории КБР. Но вдовство у этих женщин, как объясняют правоохранители, надолго не затягивается — «фронтовые» подруги нарасхват.

— Часто брак заключается даже с помощью интернета или мобильного телефона. К примеру, в Дагестане для заключения браков с «сирийцами» вообще спокойно используют мобильное приложение WhatsApp, — рассказывает один из сотрудников оперативно-разыскного бюро ГУ МВД по СЗФО, так называемого Центра по борьбе с экстремизмом, или Центра «Э».

Более того, иногда для женитьбы хватает обмена SMS-сообщениями. Во всех этих случаях имеет место «скрытый никах» — то есть тайное бракосочетание без опекуна, свидетелей и обнародования.

К слову, большинство священнослужителей «скрытого никаха» не признают и не считают его истинным и законным мусульманским браком, однако такие браки продолжают совершаться.

Некоторые едут в Сирию с детьми. А кто-то рожал уже там, несмотря на полное отсутствие условий и антисанитарию. Причем дети зачастую становятся объектом торговли. Дороже всего продают девочек до 9 лет и девочек-подростков до 15 лет — в среднем боевики готовы заплатить 130 долларов за человека. Затем «товар», если он еще остается в продажном состоянии, может быть «реализован» еще порядка пяти-шести раз.

Зачем едут?

Девушки и молодые женщины в большинстве своем довольно симпатичные. Ни для одной из них военная Сирия не могла стать последней надеждой выйти замуж.

По словам правоохранителей, фанатично верующих среди них мало, как и желающих стать террористками. Огромная, всепоглощающая любовь тоже очень редко становится причиной поездки за мужем в Сирию. Гораздо больше среди них просто «безголовых», не думающих, куда и зачем отправляются. Есть так называемые «бомбиты» — девушки, что называется, «на понтах», буквально живущие в соцсетях и желающие похвастаться даже таким образом.

Вербовщики ИГИЛ учитывают эмоциональный настрой людей и способность вызывать у них именно те переживания, которые обостряют восприятие (интерес, любопытство, удивление, радость, чувство удовлетворенного самолюбия).

По мнению психологов, информационному психологическому воздействию легче поддаются как раз те люди, которые долго не переживали острых впечатлений. В данном случае девушкам недостает романтических отношений и впечатлений. А им предлагается сразу несколько факторов эмоционального всплеска: высокая честь, оказанная представителем противоположного пола; переезд в другую страну, то есть смена надоевшей однообразной обстановки.

Результат

Стать «невестой джихада» может далеко не каждая. Если не соответствуешь — нужно себя «подтянуть» под определенные стандарты. Прежде всего, это соответствие канонам ислама. Женщина должна быть мусульманкой, то есть придерживаться всех канонов веры. И, конечно, любить и уважать мужа. Как говорится, хорошая жена — это пятьдесят процентов твоего имана. Причем хороша та, под влиянием которой вера мужа становится крепче, а сам он сильнее духом. Но даже если вера девушки крепка, в Сирии ей придется жить совсем не как дома.

— О богатстве, обеспеченности, роскоши, конечно, нечего и говорить. Грязь, антисанитария, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, холодная вода. Многие из них приобретают там хронические заболевания, в основном женские, — говорят оперативные сотрудники Центра «Э».

Кроме того, женщина оказывается практически заперта в доме, откуда она может выходить два-три раза в месяц, да и то только в сопровождении мужа. Готовит она то, что принесет муж, одевается в принесенное им же. И только для мужа.

— Если мужа убили, женщина не пропадет — ее, безусловно, накормят и кто-нибудь заберет к себе, возьмет замуж. В любом случае одна она не останется, и это, может быть, единственное, что гарантировано женщине в воюющей Сирии, — отмечают оперативники.

Внимание правоохранителей к «невестам джихада» не ослабевает. Ведь такие женщины — серьезный источник опасности. В первую очередь потому, что каждая из них — потенциальная смертница, тут все зависит от ее личных качеств. Неизвестно, как, чем и насколько женщине заморочили голову. Возможно, она будет готова на все. Сотни человеческих жизней, которые она может отнять, в ее представлении — всего лишь прямая дорога в рай.

— В случае если женщина выживает и возвращается на родину, она становится пропагандистом и агитатором. Рассказывает окружающим о важности джихада и попутно агитирует знакомых девушек ехать в Сирию. Женщине, которая сама там побывала, это сделать легче. Первыми жертвами агитации могут стать ее подруги. И главное — дети. Кого она воспитает из своих детей? Скорее всего, эти женщины будут растить потенциальных членов бандформирований, — отмечают сотрудники Центра «Э».

В век современных технологий мы с вами значительную часть времени проводим в виртуальном пространстве. Любой из нас зайдет на страничку человека, который побывал на нашей, хотя бы из любопытства. Мы с интересом посмотрим его фотографии, пробежимся по социальному статусу. Подсознательно определим человека со схожей системой ценностей, общими проблемами, если он побывал в такой же жизненной ситуации.

Чем больше таких совпадений, тем больше мы открыты для общения с таким человеком. И в этом нет ничего удивительного — так создан мир. Мы всегда будем тянуться к тем, кто нас понимает.

А теперь давайте еще раз внимательно посмотрим на тех, кто ходит с нами по одним улицам, учится в одной школе, работает в одном коллективе. Почти в каждом маленьком обществе есть люди, которые по каким-то причинам выбиваются из коллектива, остаются непонятыми большинством. В лучшем случае таких не замечают, в худшем — унижают или бойкотируют.

А ведь такое отношение вызывает обратную реакцию. Человек замыкается в себе и начинает ненавидеть окружающих. Он готов на любую месть обидчикам либо себе — в форме суицида.

С этого момента он становится легкой добычей для умелых террористических вербовщиков, на которых работает целый штат профессиональных психологов. Человеку дают почувствовать, что он не один. Ему навязывают мысль, что виновата система, государство, другие религии, кроме единственно правильной. Затем ему подсказывают возможность отомстить за себя, причем в составе таких же единомышленников, строящих светлое будущее на основе понятных и справедливых законов (Великий халифат). Жертве объясняют, что можно красиво уйти из жизни во имя некой цели и попасть в рай (путь шахида).

Человека подводят к этой мысли пошагово, плавно, но достаточно быстро. Этап психологической обработки составляет от 2 до 6 недель. Однако подводимая идейная и религиозная основа ничего общего не имеет с исламом.

Ислам, как и любая традиционная религия, отрицательно относится к убийствам и самоубийствам. Мусульманин не может желать смерти ни христианину, ни иудею. Но вербовщики, которые вовлекают отвергнутого окружением человека в террористическую деятельность, берут из ислама лишь те постулаты, которые выгодны для психологической обработки жертвы, создания в ее душе мнимой точки равновесия.

Поэтому стоит неоднократно подумать, прежде чем поддаться на манипуляции недавно появившегося в жизни «друга».

Артур Вайсабов.

25.03.2016 в 11:17
Возрастная категория материалов: 16+