Как сохранить молодые жизни?
Структуры, ответственные за профилактику детских суицидов, не справляются со своими задачами. Рост числа подростковых самоубийств требует принятия срочных мер.
Состоялось совместное заседание Консультативного совета по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Следственного управления СКР по Адыгее и Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних (РКДН). Вели заседание руководитель Следственного управления Александр Глущенко и Вице-премьер Адыгеи Наталья Широкова. Инициатором встречи — первой подобного рода — выступили сотрудники СКР, мотивацией стало возрастающее число подростковых суицидов. Хотя в целом участниками заседания был рассмотрен более широкий круг вопросов, касающихся защиты несовершеннолетних.
Актуальные темы
Открывая работу по повестке дня, Александр Глущенко привел статистические данные, характеризующие остроту поставленных вопросов. В прошлом году в производстве следователей СУ СКР по Адыгее находилось 72 уголовных дела по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними. В двух случаях речь шла о причинении смерти по неосторожности, в трех — о причинении тяжких телесных повреждений. Основной массив — дела об изнасилованиях (2) и о насильственных действиях сексуального характера (55). Еще девять дел касались грабежей, одно — разбоя. По всем оконченным уголовным делам внесены представления о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений.
Наталья Широкова в свою очередь отметила, что за минувшие два года сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами правопорядка — МВД по Адыгее, республиканской прокуратурой, Следственным управлением — поднялось на качественно новый уровень. Взаимодействие осуществляется по наиболее острым вопросам защиты прав несовершеннолетних. При этом Следственное управление всегда занимает последовательную позицию, указывает на слабые места в профилактической работе. С учетом имеющихся недостатков по инициативе сотрудников СКР пройдет прокурорская проверка работы комиссий по делам несовершеннолетних в муниципальных образованиях Адыгеи.
— Приходится признать, что результаты работы по профилактике подростковых суицидов крайне неудовлетворительны. У нас есть возможность критически посмотреть на нашу работу и принять соответствующие меры, исходя из выводов, которые будут сделаны по итогам сегодняшней дискуссии, — резюмировала Наталья Широкова.
Как сохранить молодые жизни?
Работать на упреждение
Далее собравшиеся предметно обсудили работу органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В первую очередь говорили о профилактике суицидов в подростковой среде. В своем выступлении заместитель руководителя отдела Следственного управления Айтеч Дауров напомнил аудитории, что, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 800 тыс. человек. Самоубийства являются второй ведущей причиной смертности среди молодых людей в возрасте 15—29 лет, а Россия входит в число «лидеров» в этом своеобразном антирейтинге. Не обошла беда стороной и нашу республику.
— В Адыгее суицидальные проявления в подростковой среде также распространены, а динамика происшествий представляется ужасающей, — подчеркнул Айтеч Дауров. — Если в 2013 году следственные органы рассмотрели семь сообщений о детских суицидах (два — об оконченных), то в 2014 году таких сообщений было девять (два — оконченных). В прошлом году зарегистрировано уже 15 таких сообщений, из них четыре — об оконченных суицидах. За январь — февраль текущего года имело место три таких факта, из них два — оконченные суициды.
Статистика свидетельствует о том, что проводимая работа — органов опеки и попечительства, КДН, органов образования — не приносит ожидаемых результатов. Увеличение количества детских суицидов свидетельствует также о том, что дети и их родители, оказавшись в сложной жизненной ситуации, не получают действенной поддержки. Либо же родители, ведущие асоциальный образ жизни и не обеспечивающие детей элементарными средствами к существованию, не воспринимают всерьез применяемые к ним меры.
Следователи сталкиваются с проблемами несовершеннолетних по большому счету уже после того, как случилось несчастье. Возможности повлиять на ситуацию для них ограничены рамками законодательства. По этой причине своевременное распознавание признаков суицидальных намерений, профилактическая работа с входящими в группу риска подростками должны проводиться по линии органов образования и здравоохранения. Тем не менее по каждому сообщению о суициде или попытке подросткового суицида следователями определяются причины, толкнувшие ребенка на подобный шаг. Итогом этой работы может стать в том числе возбуждение уголовных дел о халатности, оставлении ребенка в опасности, побоях, истязании, неисполнении родительских обязанностей — в отношении родителей или сотрудников органов профилактики. Ранее эта работа имела свои изъяны, но сейчас руководство Следственного управления намерено переломить ситуацию. Помимо прочего, возобновлены проверки по материалам о самоубийствах подростков с целью более полного установления причин случившегося, определения лиц, которые потенциально могут понести ответственность. Также сотрудники СКР по итогам расследования резонансных и общественно значимых уголовных дел проводят сходы граждан, разъясняют причины и условия произошедшего, ведут профилактическую работу с населением.
Айтеч Дауров сделал акцент еще на одном моменте. Изучение материалов процессуальных проверок указывает, что самоубийства и покушения на самоубийство совершались несовершеннолетними с целью привлечь к себе внимание или в результате ссоры — с молодыми людьми противоположного пола или родителями (как правило, девочек с матерями). Причем в подавляющем большинстве случаев свести счеты с жизнью решаются именно девочки. Жизненные обстоятельства всех этих подростков, к слову, тоже во многом схожи — низкое материальное благосостояние, недостаток родительского внимания к проблемам детей.
Отцы и дети
Сотрудники СКР озвучили ряд конкретных предложений. В первую очередь они видят необходимость совершенствования системы поддержки семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, формирования более близких психологических отношений между родителями и детьми. Важную роль здесь могут сыграть священнослужители. Сохраняет актуальность задача создания условий для детского досуга, творческого, культурного и спортивного развития подрастающего поколения — посещение ребенком из малообеспеченной семьи кружков и секций является порой непосильным бременем для семейного бюджета. Помимо этого, сотрудники СКР предложили органам образования разработать курс лекций, в рамках которого подросткам будут рассказывать о том, каким образом можно справляться с жизненными трудностями, будут учить понимать и ценить жизнь. Аналогичным образом важно учить родителей устанавливать психологический контакт с родными детьми, объяснять взрослым недопустимость жестокого обращения с детьми.
Следователи заявили о необходимости проверки прокуратурой того, каким образом осуществляется социальная и психологическая реабилитация семей, находящихся в социально опасном положении. Но главное предложение, прозвучавшее с их стороны, касалось проведения психосоциального опроса о причинах суицидов среди жителей Адыгеи. Итоги подобного исследования можно будет использовать в практической деятельности по профилактике подобных проявлений. Наталья Широкова поддержала эту идею.
Конструктивная критика
С отчетами выступили представители КДН муниципальных образований республики. Наталья Широкова критически отозвалась о достигнутых муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних результатах, дала им конкретные поручения. Серьезной критике со стороны участников заседания подверглась работа КДН Майкопа. Результаты ее работы по профилактике подростковых самоубийств были оценены как «провальные».
Говоря о профилактической работе в школьной среде, Министр образования и науки Адыгеи Аминет Хуажева сообщила, что в ближайшее время школы Адыгеи будут полностью доукомплектованы психологами. Была обсуждена роль педагогов, в первую очередь классных руководителей, в выявлении случаев социально опасного положения подростков.
Отдельным вопросом повестки дня обсудили состояние здоровья детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. Каких-либо серьезных отличий в состоянии их здоровья от сверстников, живущих в родных семьях, у них не имеется. Однако возникли вопросы относительно того, насколько готовы к исполнению своих обязанностей сами приемные родители. К примеру, по существующему порядку близкие родственники при оформлении опеки не обязаны проходить обучение в Школе приемных родителей. Однако и они не всегда психологически готовы заниматься воспитанием ребенка. Поэтому Наталья Широкова рекомендовала профильным органам подводить всех будущих опекунов к тому, чтобы и они проходили обучение в Школе приемных родителей.
Напутствие молодым
В завершение заседания Александр Глущенко поблагодарил собравшихся за участие в дискуссии и неравнодушие к проблеме. Также он поделился личными, основанными на многолетнем опыте работы в органах правопорядка, суждениями относительно того, каким образом должна строиться профилактическая работа в молодежной среде. За последние десятилетия в обществе исказилась система ценностей, что сказалось и на мировоззрении подрастающего поколения. Далеко не всегда проводимые с подростками мероприятия приводят к желаемым результатам — временами достаточно послушать, с использованием какого лексикона общается на улицах молодежь — как мальчики, так и, что особенно печально, девочки.
Генерал предложил аудитории взглянуть правде в глаза. Кто лидеры и кто в почете в школьной среде? Дети из состоятельных семей, дети родителей, занимающих серьезные должности. Им изначально уделяется особое внимание, они уже со школьной скамьи имеют хорошие перспективы в жизни. А вот внимания к попавшим в трудную жизненную ситуацию детям явно не хватает.
— Мы должны поднимать в учебных коллективах статус детей из малообеспеченных семей. Публично их поддерживать, давать всем понять, что те трудности, которые они преодолевают сейчас, помогут им в будущем стать достойными гражданами, занять достойное место в жизни, — подчеркнул Александр Глущенко, поделившись личными наблюдениями в подтверждение своей позиции.
Успешные сотрудники и руководители органов правопорядка выросли в простых семьях. Те же, кто попадает на службу по протекции, часто не выдерживают и уходят после того, как мама и папа найдут им «теплое место».
Что касается непосредственно профилактики суицидов, то здесь главный принцип — не навреди. Работу надо проводить индивидуально с каждым ребенком, при этом уделяя особое внимание сохранению в тайне обстоятельств его личной жизни. Если о попытке суицида станет известно сверстникам, ребенок рискует стать изгоем, что только усугубит ситуацию, отметил Александр Глущенко.
Укрепляя взаимодействие
В ходе заседания его участники согласовали порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в вопросах организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
Также состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Следственным управлением и МГТУ. Подписи под документом поставили Александр Глущенко и ректор вуза Саида Куижева. В рамках соглашения намечены совместные мероприятия — встречи сотрудников СКР со студентами, обучающие семинары и совещания с участием сотрудников вуза. Студентов планируется привлекать к поиску безвестно пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних. Последнее — крайне немаловажно для сотрудников СКР, ведь развитое волонтерское движение может стать одним из факторов обеспечения законности. Александр Глущенко рассказал аудитории о планах организации совместно с волонтерами и военными полного обследования лесных массивов, расположенных на территории Адыгеи. Цель — поиск останков погибших людей и следов преступлений. Тема, также имеющая общественное значение. В числе безвестно пропавших есть жители республики, местонахождение которых неизвестно еще с девяностых годов прошлого века. Только в 2015 году в Адыгее было возбуждено 11 уголовных дел по фактам безвестного исчезновения людей. Удалось установить судьбу пятерых человек, из которых четверо погибли из-за несчастных случаев, не носивших криминального характера.
Дмитрий Кизянов.
Фото Аллы Салиенко.