Почему кухня Великого поста — во благо, а диеты — не впрок?
Есть такая очень древняя русская загадка: «Весенняя дрема кудрями лохмата, лишь два дня в году — шасть по дому». Что это? По-нашему, в современном обиходе, — апатичный авитаминоз и экспансивная депрессия, пожаловавшие в гости с началом весны. На старый лад — вешняя лихорадка, в общем, вирусное что-то.
Сытый кусочек от доброго здоровья
Ту самую весеннюю лихорадку поселяне Костромской губернии называли «кумоха». Причисляли ее к нечистой силе. По народным поверьям, сама Кумоха живет в дремучем лесу, в избе с дырявой и ветхой крышей. Но она не одна, с ней живут 12 ее сестер, ни по каким приметам их не отличить одну от другой. Кумоха — старшая среди них, она и посылает своих сестер в народ, «чтобы людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить».
Видимо, злая Кумоха все-таки древнеславянский персонаж, поскольку ее день отмечался 10 марта (по новому стилю). В Тульской губернии поселяне верили, что в этот день она не смеет нападать на людей, поскольку ее стережет домовой, а после него всех заболевших считали страждущими кумохи. И есть отчего в нее поверить. По стойкому убеждению многих, это — депрессия. Впрочем, по своим симптомам она практически не отличается от персонажа из языческих времен, который адаптировался в современном реальном мире и с начала марта путает людям деловые планы и активные начинания. Короче, от лукавого?
Тут возникли некоторые недоразумения в нашем расследовании. Дело в том, что 10 марта в православном календаре — дата почтения памяти святителя Тарасия Константинопольского, архиепископа. В народе его называют Тарасий Бессонный или Тарас-кумошник.
— Название праздника «Бессонный» пошло от того, что в этот день, как считали наши предки, нельзя ложиться спать днем. Конечно, это суеверия, но люди верили, что через дневной сон в организм проникает болезнь. Сперва Кумоха убаюкивает человека, а затем входит в спящего. До захода солнца 10 марта даже малым детям не давали дремать, — рассказала знахарка и травница из Майкопского района Адыгеи Мария Пантелеева.
Почему и когда святителя Тарасия прозвали такими именами, не ясно. Святитель получил хорошее образование, отличался мудростью, аскетизмом и исключительной добротой. Большую часть времени уделял старикам, нищим, больным, сиротам и вдовам. Во время праздника Пасхи накрывал для них стол, за которым прислуживал сам.
Однако по традиции православные молятся святому Тарасию и просят у него защиты от лихорадки. Мол, кумоха приходит на рубеже сезонов, потому что солнце припекает, поднимает нечистую силу и гонит ее поживиться — ухватить «сытый кусочек» от доброго здоровья человека. Поэтому в кровать до ночи старались не ложиться. А высокую температуру и ломоту в костях чем только не лечили!
— Не знали в старину, что причина болезни — ослабленный иммунитет. Ранней весной, да еще в пост, организму не хватает витаминов и солнечного света. Тут возникают слабость, недомогание, сонливость. Часто день святителя Тарасия приходится на Великий пост, и некоторые убеждены, что иммунитет снижается якобы от однообразия постных блюд. Однако в ежедневное меню поста входит мед — прекрасное профилактическое средство от сезонной простуды, — считает Мария Пантелеева.
На самом деле кухня Великого поста весьма разнообразна. Пост — не диета, и подходы к кулинарии несколько иные: для очищения телесного, а прежде всего духовного. К слову, 7 апреля — Благовещенье, большой православный праздник, в который разрешено есть рыбу.
Еда в утешение
Третье воскресенье и четвертая неделя от начала Великого поста в православии называются Крестопоклонными и означают середину говения. Нелегко держать строгий пост (говение), который к тому же длится целых семь недель.
В этом году Крестопоклонная неделя отмечается с 3 по 8 апреля, поскольку начался Великий пост 14 марта, а закончится 30 апреля. Он длится до Пасхи, которая по православному календарю 2016 года приходится на 1 мая. Крестопоклонная неделя знаменует собой середину поста и укрепляет верующих к его продолжению. Во время всенощной воскресной службы в середину храма выносится Святой крест, где он будет оставаться до пятницы, поэтому неделя так и называется.
В старину на этой неделе — в среду — православные люди поздравляли друг друга с окончанием первой половины поста. Маленьких детей, которые приходили в дом с поздравлениями, усаживали под корзину, дети пели специальную здравицу: «Здравствуйте, хозяин — красное солнышко! Здравствуйте, хозяюшка — ясный месяц! Здравствуйте, дети — яркие звездочки! Половина говенья переломилась, а другая наклонилась». Хозяева кропили детей весенней водой, дарили им специальное печенье — крестики, которые пекли на неделе во всех домах из постного пресного или слоеного пшеничного теста.
Вот как описывает выпечку этой недели великий русский писатель Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»: «Кресты» — особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечники «креста» — вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали — в утешение для поста…»
По традиции в некоторые кресты запекали ржаное зерно, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы куры водились. Считалось, что тот, кому попадется печенье с «сюрпризом», будет счастлив в этом году. Печенье было напоминанием о страданиях Иисуса Христа и о том, что у каждого человека есть свой крест в жизни.
Монастырское тесто
Многие рецепты мы нашли в разделе русской традиционной кухни Свято-Данилова монастыря.
Для приготовления постного дрожжевого теста на 1 кг муки берут 2 стакана воды, 150 г растительного масла, 40 г дрожжей, соль, 1,5-2 чайные ложки сахара.
Тесто готовится безопарным способом: в теплой воде растворить сахар и дрожжи. Муку просеять два раза в большую емкость, добавить к муке соль, размешать. Сделать в муке углубление, влить разведенные дрожжи и растительное масло, постепенно замешивая жидкость с мукой. Тесто хорошо вымесить, затем поставить для брожения в теплое место. Обминку рекомендуется сделать 2-3 раза. Из такого теста готовили булочки, пироги с овощной начинкой или с кашей. Из него получаются вкусные вареники с картофелем, грибами, с капустой, морковью, свежей зеленью. Десертные пироги пекут с яблоками, тыквой, изюмом. Верх закрытого пирога посыпать очищенными семечками, маком, кунжутом и семенами льна.
Для приготовления постного пресного теста на 1 кг муки берут 250 мл воды, 3 ст. ложки растительного масла, соль.
Муку просеять, влить теплую воду, добавить растительное масло, соль и замесить тесто. Накрыть его полотенцем и поставить на 10—15 минут в теплое место.
Затем тесто раскатать скалкой, снова накрыть полотенцем и оставить еще на 10—15 минут. После этого посыпать стол мукой, выложить готовое тесто и очень тонко раскатать. Сформовать из него печенье, рогалики, можно присыпать их сахаром. Из пресного теста делают рулеты, лепешки или пирожки с различными начинками.
Для приготовления постного слоеного теста дрожжевое тесто раскатать тонким слоем, смазать растительным маслом, посыпать сахаром и сложить конвертом. Аккуратно раскатать снова, повторить все операции 3-4 раза, слегка посыпая тесто мукой.
Формочкой с острыми краями (острота нужна, чтобы не сминать края, иначе они слипнутся и плохо поднимутся) вырезать булочки различной формы либо острым ножом нарезать на жгуты и свить из них булочки в виде кос, кренделей. Уложить изделия на противень и выпечь в духовом шкафу. Сверху готовые булочки посыпать сахарной пудрой.
Елена Космачева