Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«АРТкино» — это соревнование среди молодых кинорежиссеров России, студентов и выпускников ведущих киношкол страны, а также независимых авторов. Премия «АРТкино» присуждается в номинациях «Лучший короткометражный фильм года по мнению профессионального сообщества» и «Лучший короткометражный фильм года по мнению зрителей». Конкурсные показы проходили в 50 городах России.

Как уже писала «СА», Майкоп в третий раз присоединился к фестивалю «АРТкино». В этом году он объединил более 170 зрителей, среди которых молодежь, студенты, представители интеллигенции, пенсионеры, в общем, публика самых разных возрастов и профессий. Но один общий интерес собирал всех на протяжении пяти дней — на четырех показах и одной демонстрации лучших лент кинофестиваля. Показы проводились на базе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в Северокавказском музее народов Востока.

Арткино
Арткино

Многие целый год ждали этого мероприятия. Все-таки два конкурсных показа в предыдущие 2014 и 2015 годы пробудили в майкопчанах интерес к качественному отечественному кино короткого метра.

— Каждый год интригуют темы фестиваля: в прошлые годы фильмы объединяли в программы «Мужское», «Женское», «Животное», «Нереальное», а в этом году — «Огонь», «Вода», «Земля» и «Ветер». Зрителям были продемонстрированы 23 короткометражных фильма продолжительностью от 8 до 35 минут. После каждого просмотра зрители голосовали по 5-балльной системе за понравившуюся ленту, — рассказала «СА» куратор проекта «АРТкино» в Адыгее Полина Образцова.

В итоге были определены лучшие фильмы по мнению майкопчан. Корреспондент «СА» также посмотрел и оценил короткометражки «АРТкино-2016».

У каждого фильма-победителя непростой сюжет и глубокая философия, которые, в принципе, позволяли «растянуть» каждую ленту в полнометражное кино. Но режиссеры остановились на коротком метре, поэтому ленты получились динамичные и проникновенные. Каждая берет за душу своим глубоким посылом и драматизмом. Комедийному жанру места не нашлось.

Победитель в программе «Огонь» — фильм Анны Гороян «Доктор», в котором главную роль играет актер Кирилл Кяро, известный зрителю по сериалам «Нюхач» и «Измены». В центре сюжета — судьба врача в первую Чеченскую войну. История подается как основанная на реальных событиях, но автор не акцентирует точное время и место действия.

Выросший в Чечне доктор Миша лечит каждого, кто обращается к нему за помощью — будь то боевики или бойцы федеральных войск. Друг детства Ахмет ежедневно предлагает доктору уехать, напоминая о бежавших от войны жене и дочке. Но Миша продолжает выполнять клятву Гиппократа. Только когда у него на руках умирает подстреленный федералами боевик, он понимает свое бессилие перед ситуацией и уходит. Зрителя до последнего держит в напряжении момент, когда доктор, совершенно не прячась, не спеша продолжает идти под прицельным огнем. Жертвой чьей пули он падет? И чья пуля для него, выросшего в горной республике, своя, а чья чужая? Но в какой-то момент и наши военнослужащие, и боевики прекращают огонь. Доктор остается жив. Поданная Анной Гороян неоднозначная ситуация заставляет зрителя спорить с самим собой: прав ли доктор, когда помогает выжить бойцам разных сторон? Но в том-то и дело, что для главного героя не существует своих и чужих. Ведь на войне нет одной правды, есть только смерть, кровь, потери и боль…

Лучшим фильмом программы «Земля», по мнению зрителей, стала лента «Настя». Режиссер Кирилл Плетнев, известный как актер по главным ролям в фильмах «Диверсант», «Десантура», «Приказано уничтожить. Китайская шкатулка», собрал сильную актерскую команду. В короткометражке снялись известные актеры российского кино Анна Уколова, Инга Оболдина, Алексей Бордуков, Юрий Тарасов, Сергей Легостаев и другие. В центре сюжета — короткая встреча двух абсолютно противоположных героинь с одинаковым именем Настя. Одна — молодая преступница, ограбившая почту. Вторая — сотрудница линейного отдела полиции, которая случайно ловит свою тезку. Каждая из них мечтала быть счастливой и искала свой путь к счастью. Молодая Настя думала, что счастье принесут большие легкие деньги. Настя, носившая на плечах погоны, считала, что счастье — это когда все по закону, и через побои приучала к этому свою дочь-подростка. И вот героини оказались по разные стороны тюремной решетки. И если у Насти-преступницы судьба предопределена и ее ждет колония, то Настя в мундире еще может пересмотреть свои взгляды и быть счастливой не напоказ, а по-настоящему.

Фильм режиссера из Башкортостана Айнура Аскарова «Пусть ветер унесет мои слова» стал победителем программы «Ветер». В центре мелодрамы — история взросления молодой мамы с двумя детьми-близнецами, ее отчаянное желание быть счастливой. Она рано родила и считает, что ее беспокойные дети — основная причина того, что рядом с ней нет любимого мужчины. Сюжет тесно переплетен с башкирской легендой о том, как мать проклинает непослушных детей и те, превратившись в птиц, разлетаются по концам света и скитаются в вечных муках и поисках друг друга.

Как и в легенде, главная героиня сгоряча произносит запретные слова, и теперь проклятие может погубить ее сыновей. И только настоящая материнская любовь способна спасти близнецов, потерявшихся в темном лесу. Сможет девушка стать настоящей матерью или ее сыновья обречены? Этот вопрос зритель задает себе на протяжении практически всего фильма. Нам показывают, как мама отвозит мешающих личной жизни мальчишек в деревню к деду. Что-то почувствовавшие сыновья убегают в лес, и один из них падает в яму. На помощь прибегает мама и помогает сыну выбраться, но сама срывается вниз. За долю секунды зритель успевает перебрать разные финалы этой истории, вплоть до трагического. Но в последний момент сильная отцовская рука перехватывает женскую кисть и спасает женщину. Несмотря на почти 30-минутное напряженное действие, концовка фильма настраивает в сторону позитива — домой из деревни женщина уезжает вместе с сыновьями. Правда, благополучный конец не смог снизить градус драматичности. По мнению некоторых зрителей, сложно заставить себя пересмотреть эту ленту еще раз, настолько она заставляет переживать и волноваться каждый раз. Но есть и другие мнения.

— Этот фильм мне понравился тем, что, в отличие от многих современных лент, он защищает настоящие человеческие отношения и семейные ценности. Как говорит отец героини, самое главное в жизни — это дети. Родить ребенка — полдела, а воспитывать и любить может только настоящая мать. Герои справляются с возникшей ситуацией. Трудности их не разъединили, а, наоборот, еще больше сплотили и сделали родней. Несмотря на глубокий драматизм показанной истории — оказывается, саму героиню еще в детстве бросила мать и не дала той любви и теплоты, которую она должна была получать с детства, — этот фильм несет свет, — считает консультант по семейным отношениям Любовь Гляненко. — Я думаю, что после просмотра любого фильма человек должен выходить из кинотеатра не с отрицательными чувствами, отнимающими жизненные силы, а становиться хоть чуточку, но сильнее, мудрее, просветленнее. Фильмы должны учить воспринимать любую ситуацию, даже самую сложную, как жизненный урок, который делает человека сильней и дает ему силы жить дальше и выбирать правильный, светлый путь.

В программе «Вода» выбор майкопского зрителя остановился на фантастической ленте «Путешествие Федора по Москве XXI века». Современная Москва показана глазами мальчика, которого в новом городе мама оставила погостить у своей сестры. Вместе с тетей-студенткой Федор ходит на лекции, гуляет по городу и впитывает всю информацию, которую дает ему окружение. В это время Москву захлестывает смертельный вирус: люди сначала чувствуют боль в груди, а потом умирают. Как выясняют ученые, смертельный вирус передается половым путем только в том случае, если партнеры не чувствуют друг к другу любви. Обитатели мегаполиса умирают, потому что разучились любить. Выжить может лишь тот, чье сердце наполнено чувствами.

Фильм наталкивает на мысль, что подобный вирус может и сейчас охватить нашу планету, наполненную злобой, ненавистью, войнами и негативом. Как ни банально звучит, но мир спасут красота и любовь!

Так совпало, что фильмы-победители 2015 года были более светлыми, позитивными и легкими. А в 2016 году режиссеров-участников «АРТкино» потянуло отражать темные стороны нашей жизни.

«СА» рассказала о выборе майкопчан. Совпали ли наши мнения с оценкой профессиональных критиков и какие фильмы победят в номинации «Лучший короткометражный фильм года по мнению профессионального сообщества», станет известно в середине апреля.

Елена Маркова.

Фото Егора Сергеева.

08.04.2016 в 11:22