Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Третий год длится противостояние жильцов дома по улице Комсомольской с Управляющей компанией «ЖЭУ-3» Майкопа: то ли они должны «коммуналке», то ли она — им…

Не любят жильцы многоквартирных домов в Майкопе чиновников от «коммуналки». И не только в Майкопе или в Адыгее, а в целом — везде. В Майкопе отношения собственников жилья с Управляющими компаниями не налаживаются вот уже 10 лет — с 2006 года, когда власти столичного центра республики в связи с вводом в действие реформы ЖКХ переложили 100% оплаты коммунальных услуг на потребителей. С тех пор жильцы домов и управляющие компании оказались по разные стороны коммунальных баррикад. Копья ломаются на цифрах региональных тарифов, начислений и расчетов в квитанциях коммунальных платежей, завышении смет на работы по обслуживанию МКД. Ссорам по поводу сора в подъездах и вывоза мусора с контейнерных площадок, протечек крыш и снятия показаний с приборов учета нет конца. Прокуратура ищет виновных в нарушении законов и пытается упорядочить взаимодействие собственников и обслуживающих жилфонд компаний с поставщиками коммунальных ресурсов. На полную катушку работают контролирующие сферу ЖКХ инстанции, силовые структуры и суды региона. Но из сезона в сезон — отопительного, осветительного или водообеспечительного — ничего кардинально не меняется. Заколдованный круг, форменная чертовщина происходит в этой сфере регионального коммунального масштаба.

Гордиев узел учета

Николай Лысенко утверждает — приборы в порядке.
Николай Лысенко утверждает — приборы в порядке.

Из обращения собственников жилья дома №187 по улице Комсомольской в прокуратуру Майкопа (все документы по данному делу находятся в редакции «СА», здесь и далее орфография в документах сохранена): «В январе 2015 г. ООО «УК ЖЭУ №3» произвела перерасчет за отопление 2014 г., в результате которого собственники жилья обязаны доплатить за отопление большие суммы денег: однокомнатная (квартира) — 2000 руб., 2-комнатная — 2830 руб., 3-комнатная 3230 руб., 4-комнатная — 3670 руб… УК объяснила повышение оплаты тем, что приборы учета работали неправильно и Тепловые сети выставили счет за отопление по нормативам, а не по показаниям приборов учета».

Вот, собственно, и суть конфликта. Как только собственники квартир в доме получили квитки с разорительными суммами перерасчета за тепло, активисты, совет дома, обратились в фирму «Экотерм», с которой у ЖЭУ №3 был заключен договор на обслуживание тех самых общедомовых приборов учета тепла.

— Главный инженер «Экотерма» сказал, что после установки приборов (по завершении очередной их поверки — в соответствии с требованием законодательства. — Прим. авт.) документы были переданы в «УК ЖЭУ №3», которая должна была передать их в Тепловые сети для включения в эксплуатацию. Но документы не были переданы — неизвестно по каким причинам, — рассказывает один из жильцов, в ту пору бывший старшим дома Николай Лысенко.

По словам жильцов дома, договор УК с фирмой «Экотерм» на обслуживание приборов учета в ЖЭУ №3 им показать отказались. А именно в договоре указываются сроки периодичности обслуживания общедомовых приборов в течение года. Жильцы, однако, выяснили, что в течение 2014 года приборы в их доме фирма не обслуживала, контрольные показания не снимались с приборов ни разу. В УК тем не менее настаивали, что приборы учета тепла в доме №187 были в нерабочем состоянии, поэтому расчет за потребленную тепловую энергию взимали с жильцов не по показаниям приборов, а по нормативу. При корректировке оплаты АТЭК и был произведен перерасчет.

— Капремонт в нашем доме был сделан в 2009 году. Тогда же были установлены общедомовые приборы учета тепла, и УК заключила договор по их обслуживанию с фирмой «Экотерм», которая была подрядчиком капремонта. В июне 2013 года, по истечении 4-летнего срока эксплуатации, мастер КИП фирмы «Экотерм» Савченко снял приборы с дома, и «Экотерм» отправила их на плановую поверку и сертификацию в Краснодар, — рассказали «СА» жильцы дома.

Наступил октябрь 2013-го, а вестей о судьбе сертификации, как и самих приборов, нет. Тогда Николай Лысенко стал звонить мастеру из «Экотерма» Савченко — холода на носу, пора приборы возвращать! Мастер уверил: приборы из Краснодара привезены, но в силу загруженности службы КИП вышла задержка с установкой, на днях все будет сделано. Напоминать о себе «Экотерму» домовладельцам пришлось еще более полутора месяцев — до наступления зимы. 

— После этого оба прибора (на вход и выход горячей воды) были привезены и установлены в подвале нашего дома 24 декабря 2013 года. Мастер КИП фирмы уверил: приборы работают как часы, все в полном порядке! — говорят жильцы.

Согласно федеральному законодательству прибор учета тепла после поверки должен быть запущен теплоэнергетической компанией в эксплуатацию до фактического отопительного сезона. Безусловно, собственники квартир дома к столь точной контрольно-измерительной технике никакого касательства иметь не могут, это право УК передает по договору обслуживающей приборы фирме — «Экотерму». Мастер установил приборы и документы на них отвез второй в договоре стороне — в УК №3. А жильцы, естественно, отправились на теплую встречу нового 2014 года, желая друг другу и всем коммунальным службам успеха и благополучия.

Жили мирно и платили за коммунальные услуги, как положено, в срок. До февраля 2015 года, когда в платежках за услуги ЖКХ увидели большие суммы перерасчета по отоплению за 2014 год. И оказались в недоумении: почему должны переплачивать, хотя все сделали для экономии тепла в доме?

Причина, как выяснили, в том, что «Экотерм» вместе с «УК ЖЭУ №3» не предъявили поверочные документы узла учета тепла в АТЭК. Соответственно, АТЭК не приняла приборы в эксплуатацию и предъявила счет УК на оплату поставки тепловой энергии за весь год по нормативу. А ООО «УК ЖЭУ №3» в течение 2014 года выписывала счета собственникам квартир по среднемесячному показателю 2013 года.

Судный день

Директор УК Владимир Лоенко сочувствует жильцам, но долг им придется заплатить.
Директор УК Владимир Лоенко сочувствует жильцам, но долг им придется заплатить.

— Вот те на! Мы все были в шоке: коммунальные услуги и без того дорого обходятся в Майкопе. Тут кризис случился в декабре — рубль обрушился, цены на продукты скакнули вверх. Управляющая компания с нас решила по долларовому курсу оплату взять или за счет пенсионеров погашает свои долги перед АТЭК? — возмущению жильцов не было предела. 

При перерасчете за 2014 год долг за домом по неуплате коммунальных услуг составил, таким образом, более 214,6 тыс. рублей. Кроме того, УК и за январь 2015 года взяла плату за отопление по нормативу, а не по приборам учета.

— Удивляет то, что УК №3 ежемесячно получала счета на оплату поставки тепла от АТЭК по нормативу. Но при этом не получала ежемесячных фактических данных показаний приборов учета от фирмы «Экотерм». В УК есть специалист, который обязан за этим следить, мы все его хорошо знаем, ведь к ЖЭУ №3 дом относится испокон века! Почему же заместитель главного инженера УК Сергей Гриненко, профессиональная обязанность которого заключается в контроле показаний приборов учета, не забил тревогу сразу? Почему он молчал весь год, не предпринял никаких действий в отношении работающего с ЖЭУ по договору «Экотерма»? Мало того, в УК не только не выяснили причину — почему нет данных с общедомовых приборов учета, но даже нас не поставили в известность о том, что приборов у дома фактически нет! — в сердцах говорит один из жильцов дома, пенсионер Чатиб Хунагов. 

С одной стороны, фирма «Экотерм» уверила совет дома, что приборы в исправном состоянии после поверки, с другой — весь год ее специалисты не появлялись и не снимали показаний с приборов. В родной УК, по словам жильцов, они не нашли не только ответа на поставленные вопросы, но и взаимопонимания. Извинений от сотрудников управляющей компании по поводу возникшего недоразумения, которых ждали чисто по-человечески, тоже не услышали. И обратились с жалобой в Жилищную инспекцию Адыгеи. 

— Полагаем, что дальше произошло следующее: представители жилинспекции запросили в УК документы на поверку приборов и их установку в доме. В УК представили акт от 21 октября 2013 года о том, что прибор учета вышел из строя. Но прибор был снят с дома еще в июне, установлен 24 декабря 2013-го, а 21.10.2013 года — этим числом подписан акт — он вообще находился на поверке в Краснодаре, — приводит свои доводы старший дома Азамат Шовгенов.

Эту ситуацию жильцы пояснили представителям жилинспекции. О дальнейших событиях в кухонно-коммунальном быту можно только гадать на кофейной гуще, ибо в УК появился еще один акт — от 18 марта уже теперь 2014 года о проверке технического состояния прибора учета тепла. С той же формулировкой — прибор в доме не работает. Почему его тут же не сняли специалисты КИП «Экотерм» согласно договору об обслуживании с УК? Почему не увезли его снова в Краснодар или куда-нибудь еще?

— АТЭК не принимает прибор к учету, если начался отопительный период. Только до начала и после завершения отопительного периода, — говорит директор «УК ЖЭУ №3» Владимир Лоенко. 

И жильцы дома вынесли общее решение — отправиться в суд. Но не с тем, чтобы выплатить повисший на них долг, а — взыскать. В общем, с собственным исковым заявлением против действий УК и «Экотерм».

Безусловно, факт неработающего прибора и отсутствия мер по устранению этой ошибки не прошел мимо выводов жилищной комиссии. ЖЭУ №3 привлекли к административной ответственности за нарушение правил содержания общего имущества собственников в МКД по ст.7.22 КоАП РФ — взыскали штраф в размере 40 тыс. рублей. И выдали предписание об обеспечении «к допуску узла учета тепловой энергии и принятия его к учету». Но проблему повисшего на жильцах долга это никак не решало. Привлеченный старшим дома юрист со слов жильцов составил исковое заявление в суд с требованием возмещения материального ущерба (цитата), «нанесенного собственникам многоквартирного дома ООО «УК ЖЭУ №3» вследствие ненадлежащего управления». Его подписали практически все собственники 68 квартир. 

Разумеется, ответчик иск не признал и просил суд отказать в необоснованных требованиях жильцов. Представитель УК пояснил суду (цитата из решения Майкопского горсуда от 1 декабря 2015 г.): «…Перерасчет был произведен на основании данных поставщика тепловой энергии за предыдущий (2014) год и с учетом, что в многоквартирном доме №187 вышел из строя в октябре 2013 г. общедомовой прибор учета, поскольку не прошел очередную поверку и был введен в эксплуатацию в октябре 2015 г. Считаю, что их вины в этом нет, так как их подвела организация, с которыми у них был договор на обслуживание прибора, а они потеряли документы на общедомовой прибор учета».

Кто кого подвел и кто потерял чьи документы? Ответчик, видимо, не четко сформулировал суду.

— Все просто — после поверки приборы учета тепла вернули на место и опломбировали, как положено. Специалисты «Экотерма» нас уверили, что все работает. И передали документы на приборы в УК. Но в теплосети Майкопа наши документы не поступили. Вывод напрашивается сам собой — в УК №3 эти документы потеряли! — возмущен Чатиб Хунагов. 

Но суд это особенно и не интересовало. Жилинспекция за халатность наказала УК, а денег жильцы в полном объеме долга бездействующей год с лишним УК не выплатили. Выслушав показания сторон, «суд считает отказать в иске за необоснованностью, поскольку фактически ущерб истцам не причинен», хотя сумма его и велика для пожилых жильцов, которых в доме большинство, они живут одной мыслью — не копить долги, иначе «коммуналка» их морально убьет. На основании этого они и стремились старательно выполнять все требования коммунального законодательства. Но попали впросак, как это ни печально, даже с юридическими услугами…

Закрепощенные реформой

А затем пришли уведомления коммунальщиков, которые повергли жильцов в ужас. Из предписания «УК ЖЭУ №3» Лысенко Н.А. от 24 декабря 2015 года: «Администрация (УК) уведомляет Вас, что по состоянию на 17 декабря 2015 года у вас имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 4905,76 руб. Убедительно прошу Вас погасить в 3-х дневный срок… В противном случае подача электроэнергии и предоставление коммунальных услуг… будет приостановлена (ограничена)». Далее следует угроза взыскания долга в судебном порядке.

Жильцы настаивают: увеличенный перерасчет и невесть откуда взявшийся долг — неправомерны. Тепловые коммуникации в доме после капремонта находятся в хорошем состоянии, все стояки и трубы утеплены как должно, теплопотерь нет. Это подтверждают и те факты, что за отопительные сезоны 2012 и 2013 годов при перерасчете потребленного тепла по окончании отопительного сезона УК возвращала жильцам деньги — в суммах от 200 до 1200 руб. в зависимости от площади квартир. То есть приборы показывали фактическое потребление тепла, что значительно меньше сумм, которые они ежемесячно платили с начала календарного года по среднему показателю за предыдущий год. В должники их повергли, во-первых, бездействие «УК ЖЭУ №3» — факт доказан решением жилищной комиссии и неоспорим, во-вторых, корректировка расчетов, последовавшая от АТЭК.

Чем же «отличился» 2014 год с его теплой осенью и не очень холодной зимой, когда и отопление в доме включили позже обычного октябрьского срока, и ноябрь-декабрь позволяли сэкономить? Возможно, обратись УК с заявлением в АТЭК вовремя, проблему можно было бы решить проще — без упреков, проволочек и судебных издержек?

— Первоначально начисленные суммы перерасчета с января по апрель 2015 года после суда с нас в ЖЭУ сняли и корректировку провели правильно — по показаниям приборов, которые в АТЭК приняли в эксплуатацию только в октябре 2014 года. Но ведь до суда в УК с нас хотели «стрясти» и эти деньги. Что же, нам снова обращаться в суд, отыскав уже более квалифицированного адвоката? — задаются вопросом жильцы сегодня.

— В 2014 году прибор был неисправен, поэтому плату с них брали по нормативу, — подтвердил «СА» директор УК Владимир Лоенко.

— В 2014 году наши 35 домов обслуживала фирма «Экотерм». Все приборы были сданы на поверку. Вовремя их оттуда не привезли — у них были финансовые трудности. Мы им писали письма, звонили, сюда приводили разбираться. Мы занимались этим вопросом, — рассказывает Сергей Гриненко.

По словам руководителей УК, фирме «Экотерм» за допущенные нарушения даже не выплатили деньги по договору об обслуживании приборов учета, коль договор нарушил сам подрядчик.

— Вроде мы со своей стороны все сделали, то есть не заплатили Савченко деньги за обслуживание приборов, которые он снял. Это не только по этому дому, с другими  такая же ситуация. И со счетов домов за обслуживание приборов учета деньги не снимали. Все это документально оформлено, нас проверяла жилинспекция. И по решению суда — вы же видели, суд вынес его в нашу пользу, — говорит Владимир Лоенко.

Вместе с тем суммы перерасчета за 2014 год так и числятся на жильцах дома №187. Строка долга висит в их квитанциях коммунальных платежей и в 2016 году. По словам Лоенко, он, как руководитель Управляющей компании, признает нарушения, видит, что несправедливость есть, но что надо было сделать — не знает.

— У нас лицензии нет на обслуживание приборов учета, нужна специализированная организация. Мы с ней и заключили договор, где указана цена, сроки — все. Они не исполнили — обанкротились. Дальше что? Какие наши действия? Мы нашли другого специалиста, а с предыдущим расторгли договор на все дома. Нашли специалиста, который ввел прибор в эксплуатацию, прибор работает. За свои деньги он там ввел, какими методами он там сделал, это, конечно, не важно. Прибор сейчас работает, за 2015 год мы сделали перерасчет по нулям. Но с той организации — они банкроты — ничего не возьмешь. Ну, попали мы в такую ситуацию, — говорит директор «УК ЖЭУ №3».

Странно, что вопрос о банкротстве «Экотерма» до этого момента ни разу не звучал вслух. Не звучал он и в суде, где, по идее, юрист ЖЭУ должен был бы его озвучить. Почему-то об этом факте не знали жильцы домов, ведь, как выяснилось со слов работников УК, пострадавший дом не один, как минимум их порядка 30 в центре Майкопа. Со слов жильцов, они по собственной инициативе нашли нового мастера, который взялся обслуживать их прибор учета тепла и ввел его в эксплуатацию в АТЭК.

— Мы берем деньги (платежи), но это не наши деньги. Люди должны их внести в нашу кассу, а мы их переводим АТЭКу. Люди оплачивают нам, мы эти деньги на другой день отдаем Теплосетям по договору о поставке тепловой энергии. У нас своего счета как такового нет, он транзитный. У нас их деньги не задерживаются, тут же уходят в ресурсоснабжающую организацию. Но за 2014 год жители этого дома отказываются платить за тепло. Пока все это висит на мне — я должен АТЭКу эту сумму, жильцы должны мне, но не платят. Других долгов на доме нет. Но они же пользовались теплом, если честно говорить? Пользовались. Почему они вообще отказываются платить? Они платили по расчетам 2013 года, хотя бы норматив за 2014-й они должны заплатить? Не работал прибор учета, но дом ведь отапливался, норматив обязаны заплатить. А они платили за минимальное количество тепла, исходя из среднего расчета за 2013 год. За 2015 год им ничего не начислили лишнего, наоборот, при корректировке оплаты мы выплатили им сумму, которая могла бы покрыть часть долга, — говорит Лоенко.

Общий долг УК перед Теплосетями за жильцами МКД, как говорят, сегодня составляет порядка 7 млн. рублей. Это фактически сумма сборов по оплате тепловой энергии за два месяца. Чтобы возместить долги через суд, УК должна сначала заплатить госпошлину к исковым требованиям. С 2011 года, когда АТЭК в Майкопе стала частной компанией, а не муниципальным предприятием, как раньше, УК потратила только на судебные издержки 1,8 млн. рублей. Как решить проблему с долгом более 214 тыс. рублей за жильцами дома №187 мирным путем?

— На собрание жильцов никто никогда не соберется. С 2006 года, когда ЖЭУ №3 стало частной организацией, я 4 года ходил на каждое собрание жильцов. Первый год приходили люди, во второй — мало, а в третий вообще никто уже не приходил. Обычно выходят 3-4 человека, которые ни решения никакого принять не могут, ни к какому общему мнению с Управляющей компанией в таких условиях прийти не могут. Поэтому я обычно собираю инициативную группу по каждому дому, с ней и разговариваю. Какой выход из данной ситуации? Никакого. Пока сейчас долг висит на убытках Управляющей компании. Я не имею права их заставить. В принципе, решение суда было, я могу на основании этого заставлять их платить, но я же тоже прекрасно понимаю: чем идти в суд, платить судебные расходы, а потом еще с этих бабушек брать и расходы по суду… Поэтому я и объяснял им: хотя бы заплатите норматив — это намного меньше, то есть по коэффициенту не 0,63, а 0,11. Какое взаимопонимание здесь еще можно найти? Если бы у меня были свободные деньги, я бы сказал — да ладно, живите спокойно, я понесу издержки. Но у меня нет этих денег. Я не имею права использовать деньги по содержанию дома на оплату расходов поставщиков коммунальных ресурсов. Не только жильцы — прокуратура тут же будет в моем кабинете. У нас идут постоянные проверки жалоб, сроков ответов и прочего, — подчеркнул директор УК.

— Жилинспекция — контролирующая организация. Они проверили дом, а ответ написали двоякий: вроде бы и мы все правильно начислили, но и жильцам сказали — можете обратиться в суд, если не согласны. Они и отправились в суд, который в результате признал действия УК правомерными, — говорит Сергей Гриненко. 

— Но ведь через суды прошли многие УК Майкопа, об этом людям публично заявляли правоохранительные органы — напраслину возвели?

— Москва разобралась со всеми вынесенными судебными решениями в Майкопе и пришла к выводу, что они вынесены незаконно. Я тоже 9 месяцев был под уголовным преследованием. Мне вменяли превышение служебных полномочий в крупном размере. Уголовное дело завели на меня как на обвиняемого: допросы, слежки, аресты личного имущества — все было. Ничего не нашли и переделали все протоколы допросов на меня уже в качестве подозреваемого. А в суде уголовное дело прекратили в связи с отсутствием состава преступления и вернули все, что находилось под арестом. Я вам так скажу: с 2006 года, когда произошла реформа ЖКХ, создали Управляющие компании и т.д., по сей день все МУПы в коммунальном хозяйстве отдают в частные руки или переводят в частно-государственное партнерство. Государству не велено содержать их. Доплачивать разницу в тарифах и фактическом расходовании средств на содержание МКД из бюджета регионы не могут, за исключением всего лишь нескольких городов федерального уровня. Можно сделать тариф в 3 рубля, как было в Майкопе до 2006 года, но по факту стоимости услуг он будет обходиться в 10 рублей. Тогда доплачивал городской бюджет, а сейчас где взять деньги на покрытие разницы, которая больше в разы? Я вам прямо скажу — Управляющие компании созданы в помощь государству, чтобы не платить государственные деньги на содержание «коммуналки». То есть жильцы должны обслуживать себя сами, — подвел откровенный итог Владимир Лоенко.

И разрубить этот гордиев узел сегодня не в состоянии даже суд?..

Елена Космачёва.

Фото Аллы Салиенко.

13.04.2016 в 16:25