Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В домах престарелых и психоневрологических интернатах социального обслуживания Адыгеи сегодня находятся порядка 830 пожилых людей. Но есть те, для кого единственный удел в этом возрасте — улица.

В Майкопе нашлись добровольцы, которые на общественных началах открыли центр духовно-нравственной реабилитации для людей, пытающихся выйти из наркологической или алкогольной зависимости. Не секрет, что неоднократно проходящие стационарное лечение в республиканском наркологическом диспансере пациенты в какой-то момент оказываются в ситуации, когда при выписке им просто не от кого ждать помощи и некуда идти («СА» №61 от 8 апреля 2016 г.). Особая участь в такой момент ждет инвалидов и престарелых.

Путь в никуда

Дом на одной из улиц частного сектора в Майкопе они арендуют. Здесь находятся в более-менее приличных условиях около десятка пожилых людей, которые уже прошли через реабилитационный центр, организованный на общественных началах. Это съемное жилье они назвали домом Милосердия, и их пациенты с таким статусом полностью согласны. Практически всем некуда идти.

Возраст жильцов дома Милосердия — от 56 до 80 лет. Оборудовали дом для жилья — с миру по нитке. Что-то дали христианские верующие, что-то подарили знакомые с работой центра и просто пожертвовали добрые люди.

Справка «СА»
На сегодняшний день дома престарелых в РФ рассчитаны на 250 тыс. коек, однако в специализированных учреждениях социального обслуживания находится 270 тыс. человек. Официальная очередь в домах престарелых составляет 20 тыс. человек, реальная потребность — еще 150 тыс. коек. Из более чем 1,5 тыс. домов престарелых только 1% — частные пансионы. Ежегодно за госсчет вводится всего 1% дополнительных коек от существующей емкости. Реальная потребность роста мест в домах престарелых составляет 10% в год.

Самому старшему, Владимиру Федоровичу, 81 год. Он лежачий больной без родных и близких, а здесь за ним ухаживают и поддерживают. Владимир Федорович не рассказывает о себе, с закрытыми глазами он лишь тихо молится, дрожащей рукой осеняя себя крестным знамением. О чем он просит Бога? Возможно, о прощении своей души, избавлении от боли и покое, которого ждет… Философы говорят, что человек остается одиноким в течение всей жизни, даже имея семью, детей и родных. Он до конца откровенен только с самим собой и с Богом. Иногда прозрение приходит поздно, но и оно достойно понимания.

Леонид Мегдан когда-то был жителем города Первоуральска. Своей семьи он не создал. По его словам, когда уже пенсионный возраст настал, поехал на Украину разыскивать родных братьев, но никого не нашел. Списался с другом детства, жившим в Пятигорске, и тот позвал к себе. Из Украины Леонид перебрался на Северный Кавказ к другу, но тот вскоре умер, и Леонид остался на улице. В Пятигорске примкнул к христианской общине, а затем перебрался в Майкоп. После лечения в наркологическом диспансере в свои 64 года попал в реабилитационный центр, а затем и сюда, в дом Милосердия. Он до сих пор пишет письма в программу «Жди меня», не оставляя попыток найти братьев или племянников. Последние, возможно, живут в Екатеринбурге. Ответа пока нет. Но он не теряет надежды.

Юрий Васильевич нашел свой приют в этом доме в 63-летнем возрасте, когда зимой стал приходить на бесплатные благотворительные обеды центра реабилитации по программе «Накорми голодного». Там и выяснилось, что жить ему негде, а бесплатные обеды — это возможность хоть изредка поесть горячей еды. Тогда ему предложили перебраться в дом Милосердия, где он сможет жить под крышей и по мере сил быть полезным другим, таким же, как он.

— Благодаря организаторам центра и с Божьей помощью я нашел своих родных. Когда-то, 25 лет назад, бывшая жена встретила другого, вышла замуж и сменила фамилию. Я искал своих детей, но не мог найти. А теперь знаю, что дочь живет в Краснодаре, я даже говорил с ней по телефону, — рассказывает он.

Безусловно, он надеется на то, что дочь приедет в Майкоп повидаться с ним. А возможно, вспомнят о нем и дети, которые давно живут в Петербурге. На самом деле он понимает, что за эти годы они стали чужими друг другу, но надежда на встречу с близкими всегда теплится в человеке. Это в молодости кажется, что все еще впереди! Чем ближе старость, тем острее воспоминания и тем нужнее родственные связи.

Александр Аверин в Адыгею попал из Новороссийска. Здесь лечился в наркологическом диспансере, а после выписки оказался в Майкопском центре духовно-нравственной реабилитации. Как быть с пожилым инвалидом?

— Несколько человек попали к нам не просто с улицы, а из другого региона, где их подобрали верующие одной из христианских общин в Пятигорске. Нас просто попросили приютить этих пожилых людей, поскольку в общине они не могли находиться по ряду причин, — говорит директор Майкопского благотворительного фонда «Рука помощи» Юрий Дачев.

К тому времени у организаторов реабилитационного центра уже возникла необходимость искать помещение для того, чтобы содержать стариков и инвалидов отдельно. Постоянно находиться в центре они не могли, так как туда приходили новички, часто молодые люди, которым требовалась реабилитация. 

Социальная справедливость

Как рассказывает о себе 47-летняя Елена, она проходила реабилитацию в центре — избавлялась от алкогольной зависимости. А затем сама приняла решение остаться в доме Милосердия, чтобы помогать другим. Сейчас она чувствует свою необходимость в помощи людям, работает на благое дело в программах реабилитационного центра, готовит благотворительные обеды для программы «Накорми голодного». И ухаживает за лежачими и инвалидами в доме.

— Я сама решила, что буду здесь служить людям. У меня есть мама и сын, он учится в Ставрополе. Теперь мы уже поддерживаем связь, отношения с родными налаживаются, — говорит она. 

— Дело в том, что из реабилитационного центра многие местные жители все-таки возвращаются домой. У нас есть определенная программа реабилитации, и многим она помогает. Они себя чувствуют достаточно уверенно, чтобы держаться и не пить. Некоторые, кто способен работать и зарабатывать на жизнь, уходят на съемные квартиры, находят работу. Но что делать с теми, кто стар, страдает тяжелыми хроническими заболеваниями или инвалид? Нельзя же людей просто выставить на улицу, в никуда, — говорит Юрий Дачев.

Двое из десяти, как рассказывают нам постояльцы, сейчас находятся на лечении в клинических диспансерах Майкопа. Один минувшей зимой лишился обеих ног — их ампутировали в результате обморожения, полученного в алкогольном угаре. Сейчас ему предстоит повторная операция. Второй после тяжелой алкогольной интоксикации страдает хронической почечной недостаточностью. Несмотря на болезнь, его забрали в центр реабилитации, но когда состояние ухудшилось, смогли устроить в отделение урологии Адыгейской республиканской клинической больницы.

— Человек оказался у нас, поскольку у него не было никаких документов. Насколько удалось выяснить, родных у него нет с детства, семьи тоже нет. Сведения, которые он рассказывает, настолько несвязные, что разобраться в них сложно. Мы пытались раздобыть хоть какие-то данные о нем через паспортный стол Майкопа, но там ничего не нашли. И все-таки врачи пошли навстречу, его взяли на лечение в отделение урологии республиканской больницы, а затем, опять-таки благодаря усилиям врачей, к поиску подключилась полиция Майкопа, — рассказывает Юрий Дачев.

Урологи сделали все, что могли, но у больного выявили туберкулез. Сейчас он находится на лечении в Адыгейском республиканском туберкулезном диспансере.

— Как говорят специалисты туберкулезного диспансера, у него очень тяжелое состояние, в Адыгее ему оказывают лечение, но помочь кардинально могут лишь в Санкт-Петербурге. Без документов направить его на лечение в диспансер Северной столицы невозможно. Если полицейские смогут найти его данные, чтобы восстановить документы, только тогда появится перспектива, — рассказывают жильцы дома Милосердия.

Врачам Адыгеи здесь очень благодарны, о них говорят с глубоким уважением и слезами на глазах.

— Вышло так, что нас выслушал завотделением урологии АРКБ Александр Попель, он взял этого человека на лечение в тяжелейшем состоянии почечной недостаточности, без его помощи больной просто бы умер в течение нескольких дней. В стационаре к вопросу о судьбе бездомного подключилась и заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности республиканской клинической больницы Людмила Псеуш. Она написала заявление в полицию, после чего к поиску данных на этого человека, его документов подключились полицейские. Вообще, многие люди в Майкопе склонны к милосердию, состраданию, взаимопониманию в совершенно безвыходной, казалось бы, ситуации, — говорит Юрий Дачев. 

Когда возникла необходимость отселять инвалидов и стариков из центра реабилитации, Юрий решил искать помощи у исполнительной власти региона — записался на личный прием к Премьер-министру Мурату Кумпилову. Премьер выслушал его внимательно. Все, что просил Дачев, — это выделить участок земли в пригороде Майкопа или в сельской местности, чтобы создать там полноправный реабилитационный центр. На этой же территории должен разместиться и дом Милосердия, чтобы попавшие в сложную жизненную ситуацию люди могли не только проходить реабилитацию, но и помогать друг другу, тогда и престарелым, инвалидам будет легче, они будут чувствовать поддержку молодых.

Мурат Кумпилов не забыл о нуждах, по сути, общественного центра — на минувшей неделе центру выделили участок в станице Курджипской. Теперь для людей, оказавшихся за гранью черты всех социальных статусов, откроется перспектива сельской жизни.

Елена Космачёва

Фото Аллы Салиенко.

А в это время…

В начале апреля этого года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев потребовал привести в порядок дома престарелых и ликвидировать очереди в них. По проекту, к 2020 году в России появится 100 новых домов престарелых.

В соответствующем поручении главы Правительства говорится, что до 1 октября 2016 года должен быть представлен проект программы по приведению в субъектах федерации стационарных организаций социального обслуживания в надлежащее состояние на 2017—2020 годы.

По данным вице-спикера Совета Федерации Галины Кареловой, сейчас очередь в психоневрологические интернаты, а речь в основном о них, составляет, по разным оценкам, около 14 тыс. человек. Из этого количества порядка половины пожилых людей ждет места в стационар более года. Обеспечив им и уже находящимся в стационарах пожилым людям достойные условия существования, качественный профессиональный уход, государство решит одну из самых важных гуманитарных задач.

По поручению Дмитрия Медведева ведется предварительное обследование состояния домов-интернатов, устанавливается объем необходимых работ.

Резонанс “СА”

После первой публикации мы получили разные, подчас противоположные мнения наших читателей. Из десятка откликов более половины были все-таки добросердечными и понимающими суть проблемы. Ведь если в обществе есть обездоленные люди и кто-то решил взять на себя ответственность заботы о них, значит, он делает благое дело. Ждем новых мнений, советов от наших внимательных читателей.

— Очень жаль мужчин, которые попали в зависимость алкогольного угара, но еще больше жаль женщин! Говорят, женский алкоголизм не лечится, но, думаю, это не так. Все зависит от личного желания человека изменить свои взгляды на жизнь. То, что кто-то взял на себя труд им помогать, достойно благодарности общества, — уверена жительница Майкопа пенсионерка Валентина Сергиенко. 

— Зачем обществу заботиться о тех, кто полжизни отдал праздному существованию? У нас всегда находится кто-нибудь готовый зарабатывать либо политический имидж, либо деньги на социальных изгоях. То борются за права бездомных собак, то алкоголиков подбирают на улицах… А сколько больных детей ждут лечения? Лучше бы тратили свои силы и деньги на то, чтобы помочь нуждающимся детям! — такое мнение выразила другая майкопчанка. 

 

15.04.2016 в 10:44