Наш Степаныч

В 1966 году по окончании школы в родной станице Кужорской для Николая Стуконоженко настало время определиться с профессией.
Его друзья решили поступать в пожарно-техническое училище МВД СССР во Львове, и Николай поехал с ними.
— Из Адыгеи поехали шесть человек. Я вроде бы не был застрельщиком в этом деле. Поехал за компанию, мир посмотреть. А вышло так, что из всей группы поступили лишь два человека, одним из которых оказался я, — рассказывает он.
Так Николай Стуконоженко стал курсантом Львовского пожарно-технического училища МВД СССР. По его словам, учеба и служба давались хорошо, он активно участвовал во всех мероприятиях дивизиона и училища.
По окончании учебы Николаю было присвоено специальное звание техник-лейтенант.
В 1969 году он прибыл на службу в управление охраны общественного порядка Адыгейского облисполкома и был назначен старшим инспектором государственного пожарного надзора отделения пожарной охраны.
Николай Степанович учил и воспитывал молодых коллег. И со временем все стали уважительно звать его Степаныч.
С 1981 года, когда создавалась СВПЧ-23 по охране Майкопа, Николаю Степановичу одному из первых предложили возглавить дежурную смену штаба пожаротушения, со временем реорганизованную в службу пожаротушения. На этой должности Стуконоженко проработал 20 лет.
— Никто не считал, сколько пожаров под его руководством было потушено. Но в памяти сохранилось: ни один пожар, где он выступал руководителем тушения, не был запущен. Все возгорания Стуконоженко тушил грамотно, быстро и с наименьшими материальными потерями, — прокомментировал председатель Совета ветеранов ГУ МЧС России по РА Константин Дударев.
Для пожарной охраны Адыгеи с точки зрения ситуации с пожарами особенно трудным стал 1986 год. Один из пожаров возник в январе на железнодорожной станции Дондуковская в Гиагинском районе. Произошло возгорание грузового состава поезда, перевозящего нефть и нефтепродукты. К прибытию основных сил пожарной охраны горело три цистерны, произошел разлив нефти, и огонь стал распространяться в сторону близлежащих жилых домов.
Благодаря правильным действиям руководителя тушения пожара Николая Стуконоженко огнеборцы потушили пожар в короткий срок. Но горловина одной из цистерн продолжала извергать пламя. Тут Николай Степанович поистине совершил подвиг. Вместе с начальником караула пожарного поезда они взяли войлочную кошму, поднялись на цистерну и накрыли горловину — после этого горение прекратилось.
Эпопею с пожарами того года можно продолжать, вспоминая мартовский пожар на станции Гиагинская, когда горела цистерна грузового железнодорожного состава, перевозящего бензин. Пылающий вагон оказался под путепроводом автодороги федерального значения. Тогда Николай Степанович своевременно и грамотно организовал вывод железнодорожного состава из-под путепровода, который в целом не пострадал, а сама цистерна была потушена в короткий срок.
В добавление можно упомянуть о двух пожарах на отводных железнодорожных путях базы «Адыгоблпотребсоюза» и базы химизации по улице Промышленной в городе Майкопе, произошедших из-за грубых нарушений при сливе бензина из железнодорожных цистерн. И вновь благодаря грамотным действиям руководителя тушения пожара Стуконоженко огненная стихия не нанесла ущерба.
За мужество и отвагу, проявленные при тушении пожара на станции Дондуковская Гиагинского района, Николай Стуконоженко Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 сентября 1986 года был награжден медалью «За отвагу на пожаре».
В 2001 году ветеран в звании подполковника внутренней службы вышел на пенсию, однако до 2012 года продолжал работать в государственной противопожарной службе на гражданских должностях. Его сын Сергей и внук Артур пошли по его стопам. Они оба пожарные — достойные огнеборцы.