Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Годичный круг торжеств Русской православной церкви всегда открывает Пасха — наиболее почитаемый общехристианский праздник.

Накануне Светлой Пасхи у всех православных христиан много дел. Связаны они с древними традициями и простыми человеческими надеждами на исполнение самого великого чуда — Воскресения Иисуса Христа во имя вечной жизни. Поэтому этот праздник и сегодня православные миряне ждут и встречают с душевным трепетом, искренней теплотой.

Заботы людского года

Этому празднику более 5 тысяч лет. Пасха отмечается в первое воскресенье после первой полной луны, следующей за весенним равноденствием, поэтому каждый год этот праздник попадает на новую дату.

С принятием христианства на Руси началась новая эпоха в жизни. Церковный праздник — не просто воспоминание о событии, которое произошло в далеком прошлом. Это время, когда люди становятся участниками в самой Божией вечности, и потому он остается современным изо дня в день, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, до тех пор, пока история мира не завершится.

По древнему еврейскому календарю Пасха праздновалась всегда в один день — 15 числа весеннего месяца нисана. В целом празднование Пасхи древнее христианства. Она являлась одним из трех главных иудейских праздников и была установлена в память избавления евреев от египетского рабства. Христианская Пасха сформировалась уже во II веке и является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, его крестной смерти и Воскресении. Поскольку искупительная смерть Спасителя и его Воскресение к вечной жизни стали опорным камнем христианства, праздник Пасхи для верующих превратился в своего рода календарную ось, важнейшее событие каждого года.

Пасха празднуется 40 дней — в память сорокадневного пребывания Христа на земле после его воскрешения. Но наиболее торжественно отмечается первая неделя — седмица по Пасхе, называемая в народе Светлой. В эти дни в храмах постоянно звучат колокола — в знак победы Христа над смертью и адом.

В славянской и, в частности, русской народной традиции с праздником Пасхи связывалось множество верований, преданий, легенд, обычаев и обрядов. Так, например, согласно общему для всех славян поверью, с первого дня пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, и при этом небесные странники выглядят как простые нищие в ветхих рубищах. Странствуя, они испытывают людское милосердие, награждают великодушных людей и наказывают злых. Злые же духи, смущающие род людской, в это время в ужасе бегут прочь, ибо светлый праздник «угрожает власти демона, лишает его возможности вершить злокозненные дела, причиняет муки, изгоняет прочь».

Так, наши предки верили, что на земле не бывает бесов только в светлый день Пасхи. На это время вся нечисть прячется в преисподнюю, страшась Божьего гнева. Даже сам прародитель зла — Сатана, помня о поражении, которое нанес ему Иисус Христос, лежит в аду ничком, не шелохнется всю Святую неделю до самого Вознесения.

По восточнославянским поверьям, «во время Всенощной святой службы и в первый день Пасхи в церкви можно услышать, как под землей ведьмы и нечистые духи стонут и вопят по случаю Воскресения Христова». Было весьма распространенным поверье о том, что дьявол посажен Богом на толстую цепь в аду, весь год он грызет эту цепь, но когда ему остается совсем немного, наступает Пасха, и едва священник в храме возвещает первое — «Христос воскресе!», цепь немедленно восстанавливается. И будет вселенское зло грызть свою цепь до следующей Пасхи, а поскольку праздник верующие люди чтят свято — вечно.

Дом — полная чаша

На Пасху, по народному убеждению, следует выставить лучшее и более богатое угощение! Этому правилу православные твердо следуют, чтобы не испытывать нужду и голод в течение всего года. Поэтому каждая хозяйка готовила лучшие и разнообразные блюда. В богатых домах к Пасхе обычно жарили и варили мясо, красили и расписывали пасхальные яйца, а также пекли специальный сдобный пасхальный хлеб с миндалем или изюмом — кулич.

Издавна на Пасху принято помогать бедным семьям, которые не имеют средств для того, чтобы должным образом отпраздновать этот Великий день. Зажиточные родственники и соседи следили, чтобы светлый праздник не омрачался «голодными разговинами», поэтому в Страстную пятницу многие женщины из состоятельных семей разносили по домам бедных необходимые для праздника припасы — молоко, яйца, творог, куличи и даже мясо.

В народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для определенных магических действий, чтобы обеспечить удачу в каком-нибудь деле. Встречались и довольно неординарные. К примеру, вор полагал, что, стащив в пасхальную ночь что-нибудь у зазевавшегося прихожанина, будет чувствовать себя в безопасности весь год. Свои традиции были и у охотников и рыболовов. Как только священник в храме произносил «Христос Воскресе!», рыбаки отвечали тихонько: «У меня рыба есть!», чтобы обеспечить себе полные сети. Охотники в этот момент вблизи церковного порога стреляли из ружья в воздух, с полной уверенностью, что так их ружья будут весь год меткими, и будет водиться дичь. Ну, а крестьянские девушки обращались в эту ночь к Богу с просьбой послать добрых женихов. 

Проспать пасхальную службу в те времена было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день селяне купали или обливали водой. К слову, существовал даже указ Синода от 1721 года, по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени». Однако люди верили, что с человеком, проспавшим пасхальную заутреню, в течение года могут случиться какие-то неудачи.

Все калачи на стол мечи

Со дня Страстной пятницы в домах начиналась подготовка праздничного стола. Именно в этот день хозяйки пекут куличи. Наши бабушки говорили, что перед тем, как взяться за работу, нужно прочитать молитву «Отче наш» и произнести: «Господи, благослови». И только после этого приступать к замесу теста и выпечке куличей.

В Страстную пятницу нужно купить в церкви как можно больше свечей и в течение всего дня жечь их в каждой комнате дома. Кроме того, это день самого строгого поста. В церковных преданиях говорится, что в пятницу, когда Христос был распят, христиане не должны употреблять никакой пищи.

С выпечкой пасхального хлеба тоже связаны свои предания. Считалось, что зола, взятая из печи, где в Страстную пятницу пеклась пасха, поможет вылечить страждущего от алкоголизма, порчи и сглаза. Кроме того, в Страстную пятницу раньше «обметали» углы комнат тряпкой, хотя весь дом к этому времени уже был чисто убран. Полотенце, которым обметались углы, сохраняли, поскольку верили: если им обвязаться, оно поможет от болей в пояснице, а если вытирать им ноги после бани, это избавит от недугов в костях.

В пятницу хозяйки старались сделать все сложные дела предпраздничной кухни. Вместе с выпечкой готовились блюда пасхального стола. В давние времена зажиточные хозяева подавали на Пасху 48 блюд — по числу дней предшествующего светлому празднику Великого поста. Пасхальные яйца обычно красили в Страстную субботу, поэтому она называлась «красильной» или «красной».

Остатки освященных в храмах пирогов, яиц и других яств ни в коем случае нельзя было выбрасывать. Их закапывали в поле, чтобы почва была плодородной и дала много урожая в текущем году, либо опускали в реку, течение которой уносило освященные дары. Именно поэтому во многих губерниях существовали свои традиции, что из еды и как святить в храме. К примеру, в Курской области многие хозяйки до сих пор несут на освящение несколько яиц, очищенных от скорлупы, — по числу домочадцев. В других губерниях Центральной России скорлупу пасхальных яиц добавляли в корм домашней птице, чтобы куры водились на подворье. Правда, для этого яйца красили только натуральными красителями — в отварах луковой шелухи, березовых листьев и пр.

Так как Пасха — праздник воскрешения и возрождения, на стол принято ставить проросшее зерно (пшеничное, ячменное или другое). Пасхальный стол всегда был богатым. Кроме творожной пасхи, куличей, яиц, на стол подавались различные закуски из овощей, тушеные куриные потроха, блюда из рыбьей икры и молок, сельдь, заливная рыба, холодец, говяжьи почки, тушенные с солеными огурцами, томленая гречневая каша с бараньим мясом, жаркое с грибами, буженина, утка или гусь в меду, поджаренные на можжевеловых веточках. К столу подавали домашние пиво, настойки, наливки, кисели и сбитни. Пасха традиционно отмечалась только качественными, часто сладкими винами, такими как кагор, поскольку с древности на Руси существует и другое поверье. Как говорили бабушки, если день Пасхи провести в крепком хмелю, то можно на весь год потерять ощущение реальности, прожив его, словно в полусонном забытьи. Все пасхальные блюда готовятся только раз в год, поэтому важно приготовить их вкусными, красивыми, а праздник должен стать запоминающимся.

Что святят на Пасху

Как только начинали звонить колокола, люди в праздничном наряде торопились в церковь. В руках — зажженные свечи и красивые корзины. В корзинах — накрытая лучшим полотенцем пасха, пасхальные яйца, кулич, завернутая в холстину соль. Кроме того, святить несли вино, сало, жареного поросенка, сыр, хрен, жареную рыбу, пшено, мак, мел, нож. Иногда с ножом клали даже брусок, на котором точат ножи.

Свяченым ножом разрезали пасху и все освященные продукты. Затем его прятали, а летом он служил оберегом от градобоя. В сильную грозу с градом на середину двора бросали накрест лопату и кочергу, а между ними втыкали нож. Считалось, что таким образом от всей усадьбы, огорода и поля отводили удары молнии и сильный град. Особым было и отношение к полотенцу, в котором святили пасху. Верили, что оно облегчало женские болезни и роды.

После торжественной службы с освященной снедью люди спешили домой, иногда даже бежали, обгоняя друг друга. Считалось, что если придешь из храма раньше соседа, то будет тебе сопутствовать удача и долгожитие. Люди верили — кто первым прибежит домой с пасхой, у того будет лучший урожай и тот первым закончит полевые работы. Хлеб будет расти так быстро, как бежит с пасхой хозяин. Кто всех обгонит, у того лошадь будет самой сильной и весь год вместе с хозяином станет в работе обгонять других.

Войдя в дом с освященной пасхой в руках, переступая через порог, трижды приговаривали: «Святая пасха в дом, вся нечисть из дома». За праздничным столом начинали разговение с освященной еды. Иногда — с разрезания святой писанки, крашеного освященного яйца, на столько частей, сколько членов семьи в доме. Съедать свою часть каждому домочадцу полагалось молча, а дальше уже обедали холодцом, свининой, колбасой, завершая трапезу пасхальным куличом. Начинали праздничную трапезу и с кулича — с него срезали верх, который предназначался домашней живности, водившейся на подворье: корове, чтобы было много молока, овцам для хорошего приплода.

После обеда полагалось не пить воды часа два — тогда и в поле во время жатвы не захочется воды. С остатками праздничной пасхальной трапезы обращались очень осторожно. Косточки от освященного барашка или поросенка закапывали в землю в таком месте, где никто не ходит. Иногда сжигали в печи, чтобы уберечь дом от возможного в будущем пожара. Все эти приметы хранились в народе, в сельской местности — о них не забывают и сегодня.

Праздник Пасхи всегда был неотъемлемой частью народной истории. В ходе своего существования он вбирает в себя исторические, религиозные и народные особенности жизни.

Елена Космачева

Кстати

На Пасху категорически нельзя хмуриться, грустить и ссориться со своими ближними. Стоит помнить, что Пасха отмечается не один день, как большинство привыкло считать, а целую неделю — Светлую седмицу, поэтому в эти семь дней нужно не терять хорошего расположения духа.

Насчет того, можно ли работать на Пасху или нет, в условиях современной жизни однозначно ответить практически невозможно. Если на Светлое воскресение у вас выпадает выходной — то это замечательный повод посетить храм, сходить в гости к родственникам, поздравить друзей и знакомых. Однако большинство работающих людей сегодня — люди подневольные, поэтому им приходится исполнять свои обязанности независимо от того, праздничный день или будний.

04.05.2016 в 10:36