Наш вклад в разгром врага

Тугургой — маленький адыгейский аул. Его жители работали в местном колхозе, выращивали хлеб, занимались животноводством, строительством колхозных корпусов. Но мирное время внезапно прервала Великая Отечественная война. Гитлеровская Германия вероломно вторглась в нашу страну.
Никогда не забуду тот черный день 22 июня 1941 года. Аул гудел, словно улей. Началась отправка на фронт молодых аульчан. В первые же дни войны ушел защищать родную землю мой отец Хаджимус Ханаху. Горьким было его расставание с родными и близкими. Но он старался держаться мужественно, успокаивая всех: «Вот разгромим фашистов, я и вернусь». В мирное время Хаджимус работал бригадиром комплексной бригады, а затем и председателем колхоза, трудился с полной самоотдачей. А когда началась война, он стал бойцом, защитником Родины.
Хаджимус был отличным наездником. И его определили служить в Кубанский кавалерийский полк. С боями он прошел огненными верстами тысячи километров, принимал активное участие в освобождении многих городов и сел, был ранен в сражении за Будапешт. Но до этого была жесточайшая схватка с немецкими захватчиками в районе Керченского пролива, где противник сосредоточил крупнейшие военные группировки, которые вели беспрерывный шквальный огонь по нашим позициям.
— Но мы выстояли, отступать было некуда. Приказ — «Ни шагу назад!». Девиз был один: «Вперед, на запад!» — вспоминал фронтовые будни отец.
Он рассказывал нам, его детям, о своих боевых товарищах, с которыми замерзал зимой в окопах и ел кашу с одного котла, делил одну махорочную самокрутку…
Храбро воевали наши земляки Батырбий Женетль из Тугургоя, Аюб Шеуджен, Сагид Гакаме из Лакшукая и другие аульчане.
После тяжелого ранения в боях за Будапешт в составе 137-го стрелкового полка отец находился на лечении в госпитале и 5 мая 1945 года был демобилизован. Вернулся в родной Тугургой. Аул свой он не узнал, много было разрушено во время оккупации его немцами. Пострадал и его дом. В окрестностях аула шли ожесточенные бои, рядом — Краснодар. Гитлеровцы сосредоточили на его подступах огромные боевые силы и технику. Грохот орудий раздавался почти круглые сутки.
У моего отца было двое младших братьев — Махмуд и Асхад, которые тоже в первые дни войны ушли на фронт. Махмуд командовал стрелковым взводом 67-й гвардейской дивизии. Но в одной из неравных схваток с врагом 3 августа 1943 года погиб. Похоронен в братской могиле в селе Бутово Белгородской области. Асхад храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны, к счастью, остался жив и вернулся домой в 1946 году в звании капитана. После войны работал директором Лакшукайской семилетней школы, а затем в областном радиокомитете в г.Майкопе.
Пятерых детей воспитали мои родители Хаджимус Беляович и Збитхан Цуковна (трое сыновей и две дочери). Я горжусь своим отцом и его братьями, которые с честью выполнили свой воинский долг по защите Отечества от фашистских захватчиков.
Отец и его братья удостоены многих боевых наград за мужество и героизм в жестоких сражениях с врагом. А отец как зеницу ока хранил Благодарность от Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина, в которой были отмечены его героизм и отвага в борьбе с фашистскими захватчиками.
Вот такой скромный вклад в разгром врага внесла и адыгейская семья Ханаху. И я горжусь этим!
Все шесть сыновей отца и его брат Асхад также прошли воинскую службу в Вооруженных Силах нашей страны.
Меня война застала в Горячем Ключе в детском санатории «Звездочка». В послевоенное время мне довелось служить в суровых краях Кольского полуострова на Северном Военно-Морском флоте. Был отличником боевой и политической подготовки, меня избрали членом Мурманского обкома комсомола. Служба в суровых краях меня закалила и дала путевку в жизнь.
Кадырбеч Ханаху, почетный гражданин поселка Энем и Тахтамукайского района, кавалер высшей награды республики — медали «Слава Адыгеи».