Командир стартовой группы

В победном 1945-м майкопчанин Лев Волков служил в Центральной группе войск на территории Европы.
22 июня 1941 года братья-близнецы Лев и Виктор Волковы вместе с отцом собирались за город, в санаторий, где их мама Екатерина Ивановна была директором. И тут по радио они услышали о том, что началась война.
Отец — ведущий инженер железнодорожного машиностроения паровозостроительного завода — на следующий же день отправился в военкомат, но его, по словам Льва Николаевича, «завернули» — ему была поставлена задача: подготовить и провести эвакуацию завода.
Екатерина Ивановна, которая была на финской войне военврачом, вернулась к работе в госпитале. Однако ее здоровье было настолько подорвано, что через три месяца ее комиссовали, дали вторую группу инвалидности.
И народ зажигалки тушил
Лева и Витя вместе с одноклассниками тушили зажигательные бомбы, которые сбрасывали на их родной город вражеские самолеты. Железными клещами откидывали шипящие «зажигалки» с крыши, а девчонки, также клещами, переносили смертоносный груз в бочки с песком.
— Но потом враг пустил в ход фугасные бомбы, от них взрывной волной могло убить нас всех, и нас, подростков, отправили на рытье оборонительных укреплений за 100 км, — рассказывает во время нашей беседы полковник Лев Николаевич Волков. — Но наше взрослое начальство бросило нас, как только поступила информация, что фронт приближается. Мы с братом и товарищами пешком вернулись в Калугу.
10 октября 1941 года немецко-фашистские войска уже были на подступах к городу. Завод к тому времени эвакуировали в Красноярск, и Волков-старший прицепил к маневровому паровозу товарный вагон, в нем разместились Волковы и еще одна семья работника завода. И они выехали из города.
На тот момент это была единственная возможность не нарваться на немцев, уже вошедших на родину великого Циолковского.
Но по дороге в Москву, где жили родственники отца, их состав, как и находящиеся поблизости, разбомбили. 15-летние близнецы выпрыгнули из вагона и покатились по насыпи. Уцелели чудом. Но их ровесницу — дочь отцовского друга — убило осколком. Для них это была первая страшная картина смерти на войне. Ведь убило не только их знакомую девочку — на поле близ железнодорожной насыпи лежали и другие погибшие.
Екатерина Ивановна оказала помощь тем, кто в ней нуждался, перевязала раненых.
Добравшись в Москву и проведав родных, Волковы уже в другом эшелоне поехали в Красноярск, где разместился завод из Калуги.
Отец работал по 14 часов в сутки, из них по 5-6 часов — у станка. Дети с мамой жили в таежном поселке, куда Николай Волков приезжал раз в месяц — проведать близких, отдать жене зарплату.
— Мы, комсомольцы, на лыжах ходили в соседние поселки в составе агитбригады, проводили беседы, читали сводки с фронта. Учились в местной школе, мама, по просьбе районного руководства, работала врачом, медиков там не хватало, — продолжает вспоминать мой собеседник.
Лев Волков рассказывает, что в феврале 1943-го им с братом исполнилось 17 лет, и их призвали в армию. Но, разобравшись, перенесли призыв на осень, чтобы братьям хотя бы 17 с половиной было.
В октябре 1943 года их первым испытанием стал ночной марш-бросок через сопки Даурии (близ границы с Маньчжурией) в составе 327-го стрелкового полка Дальневосточного фронта. Братья Волковы так и служили вместе в пулеметном расчете, пулеметы системы «Максим» возили на лошадях. 120 лошадок состояли в их части, и за животными тоже нужно было ухаживать.
Лев с Виктором и их товарищи стремились на фронт, ребята мечтали о том, как будут бить врага, ведь им было уже 18 лет.
Но снова по приказу их перебросили на Урал, где они, сдав экзамены, стали курсантами Одесского артиллерийского училища имени Фрунзе. В апреле 1944 года училище вернули в освобожденную Одессу, где курсанты разбирали завалы на месте здания училища. И снова ждали отправки на фронт. В январе 1945 года окончили курс, но пришел приказ маршала Воронова — перенести окончание учебы и присвоение звания на сентябрь.
Только в сентябре победного года Льва и его брата направили в Центральную группу советских войск на территорию Австрии. Выпускников военного училища поселили в доме местных жителей.
По словам Льва Николаевича, обстановка там была более чем неспокойной: им в окно бросили гранату. При патрулировании улиц на военных нападали, ранили офицеров.
Как вспоминает полковник Волков, во время одного из ночных дежурств ножом зарезали его товарища, сержанта, а нападавших Лев и его сослуживцы тут же задержали и позже передали в СМЕРШ.
Затем была служба в Венгрии, а в 1947 году 123-ю артиллерийскую бригаду, в которой служил Лев Волков, перебросили в Котовск. Здесь Лев познакомился с будущей женой Тамарой, ему было 20 лет, ей — 18, когда молодые люди поженились.
Дважды его направляли на службу в Германию, в ГДР.
28 августа 1960 года, как говорит Лев Николаевич, он ступил на землю Адыгеи, где служил до 1966 года командиром ракетной батареи.
В 1960-е он по приказу уехал на несколько лет в район Семипалатинского ядерного полигона.
На то время Лев Волков уже окончил военную академию и стал командиром стартовой группы.
В 1972 году он завершил военную службу, но продолжал работать. Сначала два года на ЖБИ, потом еще 25 лет — старшим инженером по охране труда Майкопского машзавода.
Его сын Валерий окончил МТУ имени Баумана, 17 лет был начальником экспедиции на Байконуре, участником запуска знаменитого «Бурана». Его жена Надежда и дети окончили тот же вуз.
У Льва Николаевича две замечательные правнучки — Катя и Маргарита. Внук Сергей приезжал с женой и дочерьми к деду на 70-летие Великой Победы, они шли в одном строю со своим старшим в роду Волковых — Львом Николаевичем. Родные были у ветерана и в день его юбилея в феврале текущего года. К сожалению, ушел из жизни брат-близнец Льва Николаевича, с которым они прошли дорогами Европы в победный 1945 год и служили в армии после войны.
Лев Николаевич и сегодня в патриотическом строю. В день нашей встречи он провел урок мужества в СОШ №3 Майкопа, здесь он — нередкий гость. Он и с дошколятами в детском саду ведет беседы, и очень важно, что подрастающее поколение знает правду о Великой Отечественной войне.
Марина Лебедева