Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Международный день детского «телефона доверия» призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им. В рамках этой даты в Республике Адыгея в подведомственных учреждениях Министерства труда и соцзащиты проводится работа по популяризации детского «телефона доверия». Сама инициатива отмечать этот день принадлежит Международному объединению детских «телефонов доверия», которое официально признано комитетом по правам ребенка ООН и включает в себя представительства в более чем 150 странах мира.

На расстоянии звонка

Куда звонят дети, когда стоят на краю отчаяния? О чем молчат, чего боятся и кому доверяют? О работе «телефона доверия» в преддверии Международного дня детского «телефона доверия» рассказала медицинский психолог высшей категории Адыгейского республиканского центра медицинской профилактики, консультативный член психотерапевтической лиги Лариса Третьякова.

Сегодня дети, подростки и их родители все чаще обращаются за психологической помощью. Причин тому много: сложнее становятся проблемы, связанные с взрослением детей, их взаимоотношениями с родителями и сверстниками, с учебой, сдачей ЕГЭ и другими трудностями нашего непростого времени… Способов получить необходимую поддержку, конечно, существует немало. Но практика показывает, что одним из самых востребованных остается дистанционное консультирование, помощь, которую на протяжении пяти лет в Адыгее оказывает детский «телефон доверия» с единым всероссийским номером 8-800-2000-122.

О чем молчат дети?

В 2009 году в Адыгее был открыт «телефон доверия» «Шанс». В марте 2011 года к нему был подключен и детский «телефон доверия», как и еще к 239 организациям в 65 регионах страны. В настоящее время к «телефону доверия» подключены пять учреждений республики. Принципы работы линии одинаковы для всех — конфиденциальность, анонимность и бесплатность.

— Основное количество звонков мы получаем с полудня до 18:00. Дети приходят из школы и хотят поговорить, пока родителей нет дома, — рассказывает руководитель службы доверия «Шанс» Лариса Третьякова.

По наблюдениям психологов ТД, за несколько лет увеличилось количество звонков, связанных с обращением по вопросам сложных отношений с родителями и сверстниками. В 2015 году число обращений на детский «телефон доверия» составило 1798, что значительно больше, чем в 2014 году (530 звонков). В первом квартале 2016 года на детский «телефон доверия» поступило 344 звонка (в 1 квартале 2015 года — 251 звонок).

— Общее количество звонков увеличилось в разы, и часто проблематика обращений связана, например, со временем года. Осенью — это школьные проблемы. Апрель-май — тоже звонки от школьников, связанные с экзаменами, — рассказывает специалист.

Основными при обращении на «телефон доверия» являются вопросы отношения ребенка со сверстниками — 79 звонков, вопросы детско-родительских отношений — 61 звонок, вопросы жестокого обращения с ребенком в среде сверстников — 58 звонков.

Количество обращений, поступивших на детский «телефон доверия» в 1 квартале 2016 года по проблеме суицида, составило 6, все они от детей. Дети и подростки с такими мыслями звонят на «телефон доверия» чаще всего на стадии намерения. Подобный звонок может быть связан с потерей близкого человека: «Я хочу к маме. Я очень скучаю». Суицид — не желание смерти, а желание прекратить невыносимую душевную боль. Роль консультанта — найти вместе с абонентом другой выход, найти внутренние доводы за жизнь.

Проблемы отношений со сверстниками — еще один достаточно частый вопрос, с которым дети обращаются в службу доверия. Психолог-консультант не выдает готовых советов, не отвечает на вопрос «что делать?», он создает условия, в которых человек сам находит выход из сложившейся ситуации, обретает веру в себя, в свои возможности и способность управлять своим поведением.

Из анонимного обращения в группу «телефона доверия» в соцсетях:

«Сейчас я учусь в 8 классе, одноклассники уже не маленькие. И с каждым разом издевки все более жестокие. Начиналось со стандартного. Отобрать пенал/телефон, пока он лежит на парте. Но теперь все идет больше. Они каждый раз предлагают убить меня и использовать какую-то жидкость себе как наркотик. Я боюсь идти одна домой или вообще куда-либо. Мне кажется, что они где-то рядом. Что мне делать?»

Детские проверки

Бывает так, что ребенок или подросток не решается позвонить со своей настоящей проблемой. При этом проблема есть, поделиться с кем-то хочется, но нет доверия к собеседнику. Такие ребята иногда звонят и молчат или разыгрывают, чтобы послушать реакцию консультанта и убедиться, что ни за какие слова его не осудят, не будут ругать. В таких случаях консультант дает справочную информацию о работе «телефона доверия». Но в большинстве случаев подростка можно вывести на разговор от розыгрыша к теме, интересующей ребенка.

— Обычно дети собираются в компанию, один из них набирает номер на громкой связи. В таких случаях мы, конечно, слышим провоцирующие вопросы, смех. Но когда дети понимают, что им не грубят в ответ, выслушивают, они начинают говорить: «Мне плохо» или «Меня бросила девушка», и, переключив телефон в обычный режим, ребенок уходит в другую комнату, часть таких звонков заканчивается полноценной работой, — говорит специалист.

Но тяжелее всего, по словам специалистов, работать с розыгрышами, которые один в один похожи на настоящие консультации. Например, звонит девушка лет 14 и тихим, грустным голосом рассказывает, что она рассталась со своим молодым человеком и ей очень плохо, не хочется жить. Специалист включается в ситуацию, начинает психологическую работу, а она минут пять продолжает таким же «убитым» голосом, но потом слышен взрыв хохота, и связь прерывается. Разумеется, консультант остается с неприятным чувством, что над ним посмеялись, а буквально через две минуты может прозвучать такой же звонок — другая девушка будет похожим голосом рассказывать похожую историю. Верить ли ей? Или уже не включаться в ситуацию и работать вполсилы, чтобы не оказаться потом «в дураках»? Но ее случай может быть настоящим, и есть риск, что она не получит той помощи, в которой нуждается. Поэтому психологи должны максимально включаться в работу с каждым звонком.

Если друг в беде

По словам консультантов, иногда дети обращаются со своими трудностями как с проблемами «друга». Ведь для многих набрать номер «телефона доверия» — настоящий подвиг, а преодолеть собственные страхи непросто. Дети боятся, что говорить о себе стыдно, им страшно получить негативную оценку.

Из анонимного обращения в группу «телефона доверия» в соцсетях:

«Я переехала в новое место, новая школа, друзья и, естественно, предмет воздыхания. Я очень комплексую по поводу своего внешнего вида и худого телосложения. Чувствую себя неуверенно по этой причине, часто веду себя глупо. Сейчас мне ни грустно ни весело, мне никак. Я не знаю, как выйти из этого состояния. Помогите мне, пожалуйста.

P.S. Могу ли я позвонить по «телефону доверия» и высказаться, если особо больших проблем у меня нет, но я в депрессии?»

Слышать ребенка

«Они меня не воспринимают всерьез», «У них нет на меня времени», «Они меня не любят», «Боюсь реакции родителей» — именно такие фразы чаще всего слышат специалисты «телефона доверия» от детей и подростков.

Из анонимного обращения в группу «телефона доверия» в соцсетях:

«Как объяснить маме, что я уже вправе сама решать, как мне жить, с кем общаться, а с кем нет? Я говорила с мамой на эту тему, но она до сих пор утверждает, что я ребенок. Это нельзя, то нельзя. Как можно быть ребенком, когда мне уже 18? Например, я не хочу разговаривать по телефону с пьяным папой, дабы не портить себе настроение, а мама заставляет это делать, даже кричит на меня. Как можно меня заставлять? Я же не ребенок».

Когда консультант работает с подростком, он всегда ищет «ресурсного» взрослого в жизни ребенка, к которому тот сможет обратиться. Только 10% звонивших называли в качестве такого ресурса своих родителей. В остальных случаях дети говорят: «Они меня не поймут», «Они слишком заняты, им не до меня», т.е. контакта между детьми и родителями нет.

— Обычно мы прорабатываем проблему с ребенком, и если он не против, просим дать трубку маме. Родители реагируют по-разному, кто-то выслушивает, а кто-то бросает трубку, — рассказывает Лариса Третьякова. — Это грустно, но получается так, что у многих родителей нет на ребенка и пяти минут времени. Мы всегда чем-то заняты, забывая говорить детям, как они важны для нас и что мы их любим…

Валентина Остапенко

17.05.2016 в 10:23