Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Для школьников и их родителей сейчас горячая пора. До Государственной итоговой аттестации и Единого госэкзамена осталась половина месяца. Выучить что-то за это время толком практически невозможно. А вот психологически подготовить ученика к предстоящим испытаниям — вполне можно.

Нервничают все: ученики, учителя, родители. И в таком состоянии они находятся даже не несколько дней, а несколько месяцев. Даже для самого подготовленного ученика итоговые экзамены — стресс, поэтому очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку пройти этот этап.

бланки ЕГЭ
бланки ЕГЭ

Как рассказала «СА» педагог-психолог, гештальт-терапевт Лариса Страшко, психологически готовиться к экзамену так же важно, как и повторять учебный материал.

— Экзамены — это, конечно, всегда стресс, волнение. Но все дети волнуются по-разному, и в первую очередь это зависит не от уровня знаний, а от установок ребенка, — говорит Лариса Страшко. — Иногда дети жалуются на боль в солнечном сплетении, сердцебиение, учащенное дыхание — это физиологическая реакция на экзаменационный стресс, но она же помогает организму собраться и приступить к решению заданий. Важно, чтобы это волнение не переросло в состояние, препятствующее выполнению задачи.

Эти реакции можно снизить, ведь одни дети реагируют более спокойно, более собранны, их концентрация помогает выполнить даже те задания, с которыми они считали, что не справятся. Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Жизнь после

Самый распространенный миф о сдаче Единого государственного экзамена заключается в том, что это колоссальное психологическое напряжение, и к тому же не всем дано сдавать экзамен в тестовой форме. Это заблуждение не столько опасное, сколько наивное. Конечно, легче объяснить собственный страх или плохой результат не низким уровнем знаний, а высоким уровнем стресса. Правда, проводимые исследования показывают, что уровень тревожности в отношении ЕГЭ у взрослых (родителей выпускников и учителей) значительно выше, чем у тех, кто, собственно, сдает экзамен. Вообще, страх перед тестом свойствен любому нормальному человеку. Однако корректнее говорить все-таки не о страхе, а о волнении.

Экзамен — действительно значительное событие, от результата которого многое зависит. Странно было бы не волноваться в ситуации достаточно жесткой проверки, по сути дела, за весь курс средней школы. Но если подойти к проблеме глубже, то станет очевидным, что речь идет не о страхе перед экзаменом, а о страхе не оправдать ожидания родителей.

— В 90-е годы было поколение детей, так называемых невротиков, у которых отмечалась чрезмерная привязанность к вечно уходящей на работу матери, и эти дети, вырастая, позволяют делать с собой все что угодно, лишь бы другой человек оставался рядом. А сейчас становится все больше детей-«нарциссов» — это те, на кого с детства навешаны огромные ожидания — ты должен, должен, должен, ведь ты самый умный, талантливый, самый красивый. Он считает себя центром вселенной, все на него смотрят и восхищаются, а внутри спрятана огромная неуверенность в себе. Многие дети в школах сейчас такие, я давно работаю, знаю, о чем говорю. Для таких детей мысль о стыде настолько непереносима, что легче покончить с собой, чем увидеть себя реальным, обычным человеком, — говорит Лариса Страшко.

Речь не идет о настоящем нарциссическом расстройстве, но общие тенденции родители отмечают и сами, подчеркивает психолог. Поэтому так важно говорить детям, что результат экзаменов, конечно, важен, но жизнь на этом не заканчивается. Целесообразно видеть различный спектр возможностей, а не одну-единственную профессию педиатра, о которой мама мечтала, но осуществить обязана почему-то дочка. Важно определить, чего хочет сам выпускник, кем себя видит именно он, а не родители. А задача родителей — учить брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Как поддержать?

Родители могут сделать очень многое, и самое главное — не допускать ошибок. Одна из распространенных — формирование негативного настроя или бесконечное напоминание об ответственности ребенка, тотальный контроль, который не позволяет просто пойти прогуляться. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное, спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Иногда родители ставят ребенка в позицию — «Если ты не сдашь, то домой не приходи», и вместо того, чтобы сосредоточиться на занятиях, ребенок думает о том, как быть, куда ему идти и что от этого экзамена зависит вся жизнь. Разумеется, такие громкие фразы ложатся на плечи ребенка дополнительной тяжестью.

— А есть противоположная позиция, когда родители говорят о якобы равнодушном отношении: «Мне все равно, как будет, так и будет». Так делать тоже не стоит, потому что у ребенка в любом случае есть беспокойство перед экзаменом. Поэтому правильнее будет разделить с ним это беспокойство, сказать: «Я понимаю, что ты беспокоишься, это действительно важно для тебя, это важно для меня, и я думаю, что мы справимся. Как бы то ни было, я тебя все равно люблю и поддержу в любой ситуации», — советует специалист.

Для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые ребенок знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. Вера в успех, уверенность в своем ребенке, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут». Очень важно разработать ребенку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Стоит позаботиться об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют».

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40—50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10—15 минут. Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. С утра перед экзаменом дайте ребенку шоколадку, ведь глюкоза стимулирует мозговую деятельность.

Личное мнение

Егор Сергеев, ученик лицея №35. 

Несомненно, подготовка к ЕГЭ отнимает абсолютно все свободное время. Приходится жертвовать любимыми увлечениями и общением с самыми близкими людьми, но понимание необходимости этого мероприятия начало посещать еще в конце 9 класса. По-моему, трудно поспорить с необходимостью проведения ЕГЭ, такой экзамен нужен для достоверности проверки знаний выпускников, но я с трудом соглашаюсь с условиями, в которых его приходится сдавать. Излишние беседы о правилах поведения на экзамене и строгости слежения за экзаменуемыми ни капли не помогают сдать, а только мешают моральному настрою.

Ольга Прокопьева, учитель русского языка.

Я отношусь к ЕГЭ положительно, но при одном условии — этот экзамен хорошо использовать для сравнения уровней разных школ и регионов, но он не годится для всех детей подряд. Он хорош для проверки текущих знаний, для того, чтобы можно было сравнить разные регионы по уровню успеваемости. Но его недостаток в том, что он нацеливает работу учителя не столько на обучение предмету, сколько на ответы на вопросы ЕГЭ.

Валентина Остапенко

19.05.2016 в 16:42