Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Художники Адыгеи продолжают переосмыслять трагедию исторического прошлого. К ним присоединилась молодая художница-черкешенка из Сирии, переехавшая в Адыгею в связи с военными событиями, происходящими в этой стране.

В республиканской столице открылась ежегодная выставка произведений искусства, посвященная Дню памяти и скорби по жертвам Кавказской войны ХIХ века.

Неоднозначный и сложный след в истории оставила Кавказская война, события которой остаются в центре внимания профессиональных деятелей искусства. Художники Адыгеи глубинно подходят к трактовке прошлого в контексте настоящего и видению будущего. Выставка их произведений к этой дате стала ежегодной традицией.

— Повод, собравший нас в этом зале, сам по себе не располагает к многословию. Хочу пожелать, чтобы общество извлекало уроки из прошлого, каким бы тяжелым оно ни было, — отметила начальник отдела Министерства культуры Адыгеи Бэла Шеуджен.

Помнить о прошлом, смотреть в будущее…
Помнить о прошлом, смотреть в будущее…

Из фондов Картинной галереи в экспозицию вошли более 50 графических и живописных работ, а также новые произведения из личных коллекций художников.

Прямо или косвенно тему Кавказской войны отражают работы художников Теучежа Ката, Феликса Петуваша, Аслана Куанова, Султана Умарова, Рамазана Атласкирова, а также редкие работы мастеров Айсы Хапишта, Руслана Цримова, Асхада Мамия, Казбека Хетагурова, Мурата Кабулова, Якуба Аккизова и Сияры Меджидовой. Впервые за долгие годы из запасников достали картины «Тыбга» Ивана Соколова, «Последние цветы» Виктора Чемсо, «Чабан», «В горах», «Горный пейзаж» Павла Амасьяна.

Проникновенно говорит со зрителем Аслан Куанов в работе «Прощание»: фигуры людей, которым предстоит покинуть родную землю, изображены на густом, черно-красном фоне, а вдалеке виднеются минареты Турции.

Сумрачный колорит разбавляют пейзажи с видами красот Адыгеи художников Петра Филиппенко, Геннадия Клюжина, Геннадия Назаренко, Александра Манакьяна и других. Как всегда, позитивен Нурбий Ловпаче в работах «Абадзехский пейзаж», «Мегалитический городок Солох-аула», «Ритуал поминовения дольменщиков». Он не жалеет ярких красок — бирюзовой, розовой, желтой, чтобы показать Адыгею действительно солнечной.

Декоративно-прикладное искусство представлено циновками Замудина Гучева и Нурбия Дидичева, а также резьбой по дереву Рамазана Хуажева, в том числе новой работой «Вместе».

У Абдулаха Берсирова достаточно много работ, посвященных трагедии адыгского народа. В свежих произведениях 2015—2016 годов он решил по-новому и более креативно подойти к раскрытию темы как в сюжете, так и в технике исполнения.

Центральная фигура работы «На чужбине» — корабль в виде адыгской скрипки — шичепшина, а роль паруса играет адыгская циновка. Светлые тона навевают мысль о надежде, что на чужом берегу ждет новая жизнь.

Но нет, благоухающая Турция — мощная империя не встречает чужаков, — рассказывает следующая работа «Чужой берег». В ее основу легла песня-плач мухаджиров — вынужденных переселенцев на чужбину об исходе в Стамбул. Алые — горячие — тона символизируют пожар в сердцах людей, сгорающих в огне конфликта двух государств. На втором плане возвышается залитая солнцем мечеть Султан-Ахмет. Центральное место художник вновь отвел шичепшину. То ли музыкальный инструмент, то ли остов корабля с предыдущего полотна, одиноко качается на воде. Он приплыл к далекому берегу, но один, потеряв своих хозяев.

— Прочтение этого сюжета может быть разным. Здесь нет множества поясняющих деталей — современному человеку не нужны объяснения по мелочам. Даже два-три предмета могут о многом сказать, взволновать и пробудить момент осмысления, — рассказал «СА» Абдулах Берсиров.

Продолжает тему картина «Из недавнего прошлого» — это воспоминание о родном Кавказе, где высокие горы, бурные чистые реки, цветущие деревья.

Особенностью выставки стали работы молодой художницы Дунай Хаббак — соотечественницы из Сирии, приехавшей в Адыгею в связи с военными событиями. Ее отец из рода Шеожевых, мама из рода Тлипиевых. В настоящее время они проживают в ауле Панахес. В далеком позапрошлом веке ее предки попали за рубеж. А уже в наше время война вновь заставила ее семью покинуть землю, где они родились. Девушка получала профессиональное образование в университете Дамаска. В Адыгее она сама вышла на местных художников.

— Дунай показала много своих произведений в разных жанрах. В основном, она работает в графике. У нее довольно интересный индивидуальный стиль, а техника отличается от российской школы. Мы будем рады сотрудничеству с ней, — отметил председатель Союза художников Адыгеи Рамазан Хуажев.

Художница владеет арабским и английским языками, по-адыгейски и по-русски не говорит. Она обращается к людям через искусство и свои произведения.

На выставке представлены три работы, объединенные в серию «Трагедия. Пальмира», на которых в абстрактной манере изображены человеческие лица искаженные болью.

Более широко творчество Дунай Хаббак в ближайшее время можно будет увидеть в Краснодаре, в культурном центре «Типография», где запланирована ее персональная выставка.

Присутствовавшая в Картинной галерее Адыгеи мама молодой художницы поблагодарила организаторов за возможность продемонстрировать творчество ее дочери и выразила надежду на то, что Адыгея станет для них домом.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

 

24.05.2016 в 12:56