Первый из первых
Любая литература, равно как и наука, создается конкретными творцами. И чем значительнее личность и талант творца, тем весомее его вклад в духовно-культурную сокровищницу народа. Писатель-художник, поэт-философ, масштабный романист, публицист, общественный деятель — этот список можно продолжать и продолжать. И это все об одном человеке — Исхаке Машбаше.
Как писатель национальный — со своей ментальностью, своеобразием художественного видения мира, собственным творческим идеалом, — он в то же время олицетворяет культуру и духовность общероссийского и, шире, общечеловеческого масштаба. Многие произведения талантливого писателя переведены на другие языки и хорошо известны читателям за рубежом.
Непревзойденный художник слова, Исхак Машбаш создает в своих произведениях свой собственный художественный мир, в который веришь, который никого не оставляет равнодушным. Это литература, затрагивающая душу и сознание читателя полностью, причем вне зависимости от того, какого он вероисповедания и национальности. Основная мысль писателя — идея сближения народов на основе гуманизма.
Слова Сергея Михалкова, сказанные когда-то еще молодому, делающему первые шаги в литературе Исхаку Машбашу, — «стойкий державник, переживающий за судьбу России и ее народа» — предопределили судьбу писателя. И именно они вспомнились, когда в Кремле нашему знаменитому земляку, талантливому сыну адыгского народа вручали орден «За заслуги перед Отечеством», которым он был награжден за выдающийся вклад в развитие многонациональной отечественной литературы.
Немало написано об Исхаке Машбаше как о неординарной личности и выдающемся писателе известными мастерами слова, среди которых есть имена классиков отечественной литературы.
«В книгах Исхака Машбаша — много дорог. Больших и малых. Очень узких и широких. Медленных, будто вечерние сумерки, и стремительных, как солнечные лучи. По всем этим дорогам тебя, читатель, поведет Исхак Машбаш. И это будет не экскурсия, и здесь не будет традиционных слов экскурсовода «Взгляните направо…». Не будет потому, что все дороги, по которым ты пройдешь, читатель, идут через сердце поэта и писателя. А в нем — в его сердце — все важно, все значительно, все необходимо для жизни.
Ты узнаешь, как просыпается дождь и как он скользит по зеленым поднятым рукам веток. Ты дотронешься ладонью до звезд, похожих на спелые груши. Ты услышишь, как над землей хохочет январь. Ты медленно вдохнешь тысячелетний дымок самшитовой трубки. Ты пройдешь нелегкими дорогами памяти…
Суровая вещь — память. Суровая и необходимая. Ведь только в соприкосновении с ней радуга приобретает свои настоящие краски, утро становится весенним и неповторимым, дыхание ребенка — самым значительным и прекрасным. Вот эту историческую память и в силах разбудить в нас талантливый писатель Исхак Машбаш.
Много дорог в его книгах, но они становятся и твоими, читатель».
Роберт Рождественский.1967 год.
«С Исхаком Машбашем мы познакомились во время поездки по Сирии и Ливану в начале 1969 года. У нас, членов делегации, были общие интересы и одна общая боль — черкесское зарубежье. В Дамаске и Алеппо, Хомсе и Хаме, Бейруте и Сайде мы искали потомков мухаджиров, которые волею судеб оказались на чужбине после окончания Кавказской войны. Искали и находили. Самым неистовым и неугомонным среди нас был, конечно же, Исхак Машбаш. Он мог часами рассказывать нашим зарубежным соотечественникам о России, о Кавказе, о литературе народов нашей страны, о жизни простых землепашцев. Если выпадали свободные минуты, он делал наброски в блокнот — черновые записи его будущих стихов. Я запомнил несколько его поэтических строк:
«Я — твой гость, Дамаск. Богатый гость.
Горсть земли привез с собой. Только горсть!
Горсть — не купленной, не проданной — своей,
Горсть земли моей и сыновей.
Это мой подарок тебе, о Дамаск,
Тем адыгам, что живут в твоих домах».
Вернувшись из Сирии и Ливана, Исхак Машбаш не раз пытался достучаться до властей предержащих, чтобы рассказать о судьбе мухаджиров. Именно тогда талантливый поэт написал стихотворение «Адыги», позже ставшее популярной песней в адыгском мире, и не только среди адыгов.
Убежден, Исхак Машбаш — первый по значимости адыгский патриот, ежедневно умножающий число друзей родного народа. Я горжусь, что близко знаком с таким великим человеком».
Мухаммед Хафицэ, писатель, Кабардино-Балкария.
Подготовила Валерия Ломешина.