Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

 

Уроки права для семьи и школы
Уроки права для семьи и школы

О детских ссорах, тату, алкоголе и пропаганде чужой культуры.

По итогам состоявшейся в редакции «СА» «прямой линии», которая была посвящена проблемам несовершеннолетних детей и молодежи, а также нарушениям законодательства в уголовно-исполнительной системе, ее участниками расставлены важные акценты, о чем мы и хотим сегодня рассказать.

Затронутые в таком открытом диалоге темы вызвали у наших читателей-респондентов сомнения в публичности проблем. Каждый из позвонивших родителей считает отношения с детьми очень личными. Законодательство о защите детей также позволяет не называть имен, поэтому мы не публикуем фамилий. На телефон редакции поступило около десятка звонков, однако вопросы чаще всего касались общего характера возникающих трудностей. В конкретных случаях участники нашего диалога — помощник Прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Елена Алексейцева и старший помощник Прокурора республики по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Дмитрий Герасимов рекомендовали звонившим, куда обратиться с личным заявлением в поисках разрешения ситуаций.

О конфликтах в школе

Вопрос: В 4 классе одной из городских школ возникла драка. Одноклассники заподозрили мальчика в краже личной вещи у девочки. Буд-то бы заступившись за девочку, мальчишки стали выяснять отношения на кулаках, все — против одного, и сильно избили «виновного». Учительницы не было в классе, последствия драки обнаружили по факту. Куда обращаться с жалобой родителям? Какую ответственность в подобном случае несут педагог класса и школа?

Елена Алексейцева:

— Однозначно родители пострадавшего ребенка должны обратиться в полицию и написать заявление об инциденте с избиением. Для этого необходимо сначала обратиться в детский травматологический пункт или в скорую помощь и зафиксировать любые травмы, которые получил ребенок. В этом случае в обязательном порядке сотрудники полиции проведут опрос детей в присутствии родителей о том, что произошло и как это случилось. Виновных в избиении возьмут на учет, и это определенная мера воспитания, несмотря на малый возраст — 10 лет. Не важно, что послужило поводом к драке. Даже если ребенок, которого избивали, сам спровоцировал конфликт. Я бы также посоветовала параллельно обратиться с соответствующим заявлением в муниципальный комитет по образованию, чтобы разобраться, почему ученики были оставлены без надзора педагога, поскольку во время учебно-образовательного процесса школа полностью несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Вопрос: Что делать, если в классе младшей школы оказались неусидчивые и непослушные дети? Некоторые пользуются мобильными телефонами во время урока, отвлекая других, конфликтуют, нередко употребляют ненормированную лексику, что влияет на других детей. Как быть? У педагогов сегодня формально нет прав, чтобы повлиять на ситуацию…

Елена Алексейцева:

— Это далеко не детская проблема. Права родителей на воспитание детей прописаны в части 2 статьи 38 Конституции РФ. Причем Основной Закон оговаривает: предоставление родителям родительских прав одновременно является обязанностью по воспитанию детей. В статье 43 Конституции РФ закреплены права на образование. Кроме того, права и обязанности родителей подробно разъясняются Семейным кодексом РФ, в статье 63 которого прямо указано: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей». А также «Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Все это относится как к родителям, так и к законным представителям каждого ребенка. Предусмотрена и административная ответственность родителей, законных представителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может повлечь и уголовную ответственность — статья 156 УК РФ. Однако в этой ситуации, наверное, стоит обсудить эти вопросы вместе с педагогом и руководством школы на родительском собрании класса.

Особое мнение. Действительно, в школе возникают всякие моменты. По словам одного из респондентов, он наблюдал, как бабушки приводят мальчишек-дошкольников на подготовительные занятия и стоят в коридоре с готовностью урезонить своих «неслухов», которые никак не хотят сидеть за партой. И тут преимущества в воспитании законодатели на самом деле отдали в руки родителей, бабушек и дедушек.

Что касается ненормированной лексики, то дети склонны подражать взрослым. К ним на ходу «прилипает» все, что они слышат и видят в окружающем их мире. При этом, чем меньше возраст ребенка, тем легче он копирует поведение взрослого. И, к сожалению, взрослые это нередко поддерживают — так забавно, когда малыш повторяет непонятные ему «плохие слова», искажая их звучание и смысл. При этом в семье полагают, что ничего страшного не случится, «вырастет — забудет»! Но у маленьких детей отличная память. Подобные «шутливые» ситуации, по словам психологов, закладывают в сознание ребенка понимание вседозволенности. Безусловно, речь идет о культуре поведения родителей, которые обязаны прививать ребенку нормы морали и нравственности так же, как предоставлять ему право на образование и адаптацию в обществе. К школе преодолевать детские проблемы придется уже с помощью детских психологов.

Дело в том, что и правовое законодательство, и Конвенция о правах ребенка действовали и раньше, в советское время, но были школьные детские общественные организации, которые играли свою роль в воспитании личности. Буквально с первого класса дети учились ответственности и поведению в коллективе. Если сейчас люди говорят о наглядности недостатка в воспитании детей, значит, такие организации необходимы. Еще одна проблема современной школы — мобильные телефоны и различные гаджеты. По их использованию в школе тоже достаточно жалоб. Нет у ребенка необходимости в телефоне во время урока. Кроме того, мобильный телефон — не панацея от потенциальных бед, которые могут случиться со школьником. Предыдущие поколения детей ходили в школу без мобильных телефонов, учителя и родители находили способы следить за детьми. Предусмотреть поведение ребенка могут только взрослые своим участием в его жизни и воспитанием.

Кстати, за рубежом детские общественные организации существуют и сегодня, как и скаутское движение, и от них никто не собирается отказываться. 

О морали и нравственности

Вопрос: В школе одноклассники унижают сына. Семья переехала в Адыгею из другого региона, и в классе новенького приняли, что называется, «по одежке»: не так одет, нет дорогого телефона и пр. Мальчика вывели во двор школы, где не увидят учителя, заставили встать на колени, повторять «я не достоин учиться в этой школе», принести из дома деньги, чтобы показать свою «платежеспособность». Все это снимали на мобильный телефон, теперь подростка шантажируют тем, что кадры его унижения выставят в соцсетях. Ребенок отказывается идти в школу, а другая школа находится далеко от поселка. Как быть? 

Елена Алексейцева:

— Такие поступки в школе не должны оставаться безнаказанными! Именно аналогичные случаи вызывают у подростков мысли о суициде, а это очень страшно — последствия могут оказаться необратимыми. Поэтому, если родители узнали о подобном отношении к ребенку в школе, они обязаны сразу же обратиться с письменным заявлением в полицию. После разбирательства, которое в школе проведут специалисты отдела по делам несовершеннолетних и педагоги, виновные должны принести публичное извинение однокласснику — на общешкольной линейке или в классе. Конечно, нужно узнать, кто именно принимал участие в инциденте, кто снимал на видео, к ним должны применять отдельные меры. 

Особое мнение. В современной школе совершенно напрасно забыли о такой мере воспитания, как общественное порицание. Когда группа детей или отдельные подростки совершали что-то предосудительное, руководство образовательного учреждения инициировало общешкольное построение — линейку и публично, при всех учениках и педагогах, разбирались характер проступка и его последствия для школы. Любой поступок, как плохой, так и хороший, должен быть образцово-показательным для всех.

Однако в современной школе этого почему-то боятся, несмотря на то, что каждая школа сегодня наделена полномочиями самостоятельно принимать решения о тактике учебно-воспитательной работы. В этом нет разглашения каких-то персональных данных, как нет и нарушений прав человека со стороны школы. В данном случае ученики сами стали нарушителями прав других детей в коллективе, за это они будут находиться на учете в полиции, а это повлияет на престиж самого образовательного центра. В таких моментах обычно вся школа знает о поступке тех или иных учеников, следовательно, все школьники должны быть поставлены в известность о том, какое за этим следует наказание — виновным и их родителям.

Вопрос: Многие родители в нашем классе не считают нужным приходить на родительские собрания в школе и в классе. В основном собирается родительский комитет и несколько активных мам и пап, дети которых неплохо учатся. Непосещение родителями школьных собраний разве не считается нарушением законодательства о непосредственных обязанностях родителей по воспитанию детей?

Елена Алексейцева:

— До поры и до времени некоторые родители уверены, что бывать на собраниях не входит в их обязанности по воспитанию детей, а их отношение к школе не учитывается. Однако, когда вопрос о поведении ребенка встает ребром или речь заходит о лишении родительских прав, тогда в письменной характеристике родителя из школы обычно появляется фраза: «Родительские собрания не посещал, ребенка не контролировал». И эти факты приобретают особую важность, опровергнуть их сложно.

Особое мнение. Родительские собрания с учащимися, на которых разбираются конкретные поступки и поведение детей, сегодня не практикуются, хотя это действенная мера в целях профилактики правонарушений. Становится и меньше родительских собраний, а посвящены они, как правило, общим вопросам, переходить на личности в школьном обществе — не комильфо?

К сожалению, «живое» общение педагогов с родителями теперь стала чаще подменять бесплатная мобильная социальная сеть. Такие онлайн-конференции родителей с классными руководителями в Майкопе практикуются. Может ли школьный учитель работать на «фрилансе» и управлять родителями и учениками в удаленном доступе? Вопрос довольно сложный. Работающие родители аргументируют удобство такого общения тем, что они очень заняты, а на собрания в школе с работы приходится отпрашиваться, что не всегда удобно. Тем не менее в этом отношении трудовое законодательство РФ гарантирует: по просьбе одного из работающих родителей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, работодатель обязан устанавливать ему неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Об этом речь идет в статье 93 Трудового кодекса РФ. Просьба должна быть изложена в письменном заявлении только одним из родителей несовершеннолетнего.

О форме и содержании

Вопрос: В одних школах детям запрещают носить золотые серьги, а в других не обращают внимания на шесть сережек в одном ухе, на пирсинг или тату. Кто прав?

Елена Алексейцева:

— Это опять-таки зависит от родителей и устава школы. Ребенок тоже имеет свои обязанности — соблюдать установленные родителями и школой коллективные правила и требования к нормам поведения.

Дмитрий Герасимов:

— В этом вопросе речь идет о дееспособности и правоспособности. В 18 лет человек в уголовно-правовом и в гражданско-правовом аспектах уже полностью самостоятелен. Выскажу свое мнение: такие склонности к самовыражению должны проявляться после 18 лет. Ты стал самостоятельным по достижении совершеннолетия, можешь определяться с будущим в своей жизни, включая собственный внешний вид. А до этого возраста, пока за ребенка отвечают родители, он должен делать так, как они считают нужным и важным. А это значит, как они сами относились к мнению родителей в свое время. И эта преемственность поколений должна сохраняться до совершеннолетия.

Особое мнение. До 18 лет ребенок не может быть самостоятельным. Однако пропаганда иных культурных ценностей идет извне. И сегодня она навязывается родителям, нашей культуре и нашей истории. Родители это впитывают, и нет четкого противодействия со стороны общественных институтов. Должен ли меняться закон в сторону ужесточения конкретных требований? Скорее, нет. Реакция должна возникать индивидуально у каждого, из таких мнений в каждой семье формируется общественное сознание, и оно должно ужесточаться, поскольку, прежде всего, общество не может пренебрегать своей культурой и историей. Четверть века назад обществу навязали чуждые нравственные ценности, провозгласив культуру потребительства и тунеядства. Бороться с этим необходимо, в том числе с помощью государственных институтов, властных структур и общественных объединений. Нужно защищать сознание людей, начиная с родителей и детей. Ужесточение законов правосознание людей не изменит. 

Вопрос: В России введены официальные дни трезвости, которые связаны с массовыми детскими праздниками — в День знаний и в День защиты детей. А на региональном уровне возможно принятие закона о дополнительных днях с ограничением продажи спиртного всем, независимо от возраста? В других регионах есть такие примеры, почему депутаты республиканского Парламента не проявляют инициативы?

Елена Алексейцева:

— Действительно, МВД по Адыгее обратило внимание в своем представлении на то, что необходимо проанализировать цифры, сколько детей и родителей привлечено к ответственности за употребление спиртных напитков. Анализ прокуратуры республики показал, что наиболее сложная ситуация — в Майкопском районе. Количество выявленных детей в состоянии алкогольного опьянения и родителей, которых привлекли к административной ответственности за нахождение детей в общественных местах в нетрезвом состоянии, нужно сравнить с количеством выявленных точек продажи алкоголя. Однако мест торговли, где закон бессовестно нарушают, полиция выявляет очень мало. Между тем об этой категории детей и родителей знают во власти местного самоуправления, знают в школах и образовательных учреждениях на местах, поскольку административные комиссии — это полномочия власти местного самоуправления. Но об этом никто не говорит вслух. Все об этом знают и ситуацию замалчивают, руководствуясь своей моралью: «Это же сын такого-то, а это дочь вот тех, не надо об этом распространяться». Раньше к любым негативным поступкам молодежи люди относились однозначно — об этом известят родителей, узнают соседи, школа и вообще все. И дети твердо знали — за нарушение общественной морали им крепко влетит, будет стыдно! Сегодня подростка могут даже не одернуть за то, что он ведет себя на улице неподобающим образом. Решение проблемы алкоголизации молодежи нужно начать с выявления тех, кто и в каких торговых точках продает спиртное несовершеннолетним. Профилактика таких преступлений — основа основ. Общество должно быть нетерпимо к алкоголизации и проявлять инициативу в борьбе с ней.

Особое мнение. Возможно, в Адыгее стоит обратиться к опыту других регионов и посмотреть, насколько эффективны «дни трезвости». К примеру, в Татарстане в апреле этого года от общепринятых дней трезвости перешли к «трезвым неделям», когда алкогольные напитки становятся недоступными в торговой сети, но и контроль нарушений новых правил на местном уровне ужесточили.

Елена Космачёва

А в это время…

О законности исполнения уголовных наказаний

Вопрос: Как часто проводятся проверки законности исполнения наказаний в колониях Адыгеи и с какими вопросами чаще всего обращаются те, кто отбывает там наказание?

Дмитрий Герасимов:

— Надзор за исполнением законов в уголовно-исправительной системе региона ведется постоянно. Так, в минувшем году проведено порядка 300 проверок в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. Это на порядок больше, чем в предшествующий год. Анализ показал, что количество нарушений сократилось практически на 30%. По результатам проверок выявлено 1400 нарушений закона, по которым внесено 150 представлений об устранении нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечены 238 лиц. Принесено 43 протеста на незаконные правовые акты, к административной ответственности привлекли 19 лиц. В суды направлено 12 исковых заявлений.

В уголовно-исполнительной инспекции прокурорами республики проведено 46 проверок. В результате было выявлено 435 нарушений закона. В 2014 году таких нарушений было значительно больше — порядка 1,2 тыс. По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлекли 17 должностных лиц.

В исправительных учреждениях проведено 103 проверки, в которых выявлено 381 нарушение закона. К дисциплинарной ответственности прокуратурой республики привлечены 74 должностных лица.

Анализ работы по надзору за исполнением законов в отношении лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, показал, что большинство нарушений в деятельности уголовно-исполнительной инспекции, органов и учреждений, исполняющих наказания, связаны с несоблюдением порядка исполнения данных видов наказаний. Кроме того, жалобы поступали на исполнение обязанностей работниками уголовно-исполнительной инспекции по учету отработанного осужденными времени, на контроль соблюдения установленных судом ограничений и запретов. Кроме того, вызывал нарекания контроль поведения условно осужденных. Возникают вопросы о том, правильно ли и своевременно в колониях проводят удержания из заработной платы осужденных и как перечисляются эти средства в соответствующий бюджет. Некоторые нарушения установлены при проведении профилактической работы с осужденными.

 

26.05.2016 в 16:31