Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В прокуратуре республики состоялся брифинг, посвященный вопросам ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности. С журналистами общались заместитель прокурора РА Антон Герасимов, начальник отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по РА Василий Ларин, а также старший помощник прокурора РА Аслан Беретарь.

В Адыгее проживают представители более ста национальностей. Поэтому для правоохранителей ключевая задача сегодня — ранняя профилактика экстремистских проявлений, предупреждение межнациональных и межэтнических конфликтов, напомнил во вступительном слове Антон Герасимов. Также он отметил, что республика не относится к числу регионов повышенной конфликтности, в Адыгее нет националистических и сепаратистских настроений. Вместе с тем в прошлом году зарегистрировано восемь преступлений экстремистского характера, что на пять преступлений больше, чем было в предыдущем периоде.

Журналистам рассказали об уголовном деле о хулиганстве, совершенном по мотивам вражды в отношении социальной группы (п. «б», ч.2 ст.213 УК РФ). Приговор по этому делу был вынесен в апреле Гиагинским районным судом. Фабула такова: в мае прошлого года в Гиагинском районе произошла драка «стенка на стенку» между жителями двух населенных пунктов. По приговору суда (который был обжалован и пока не вступил в законную силу) шести лицам назначено наказание — по два с половиной года условного лишения свободы. Еще один подсудимый получил реальный срок — три года колонии. К слову, это единственный за последнее время пример осуждения к реальному лишению свободы за совершение преступления экстремистской направленности. Это также своеобразное свидетельство не столь высокой степени общественной опасности совершаемых жителями Адыгеи экстремистских деяний.

Запутались в сетях интернета

Из восьми зарегистрированных в прошлом году экстремистских преступлений семь совершены на просторах сети интернет. Эти деяния касались возбуждения ненависти и вражды, а равно унижения человеческого достоинства (часть 1 статьи 282 УК РФ).

— Санкцией данной статьи предусмотрено наказание до четырех лет лишения свободы. До пяти лет грозит при наличии квалифицирующих признаков — совершения преступления с применением насилия или угрозой его применения, с использованием служебного положения, либо организованной группой. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, — сказал Антон Герасимов, предостерегая жителей республики от необдуманных поступков.

Правоохранители напомнили, что Минюстом России ведется федеральный список экстремистских материалов, который постоянно пополняется. Размещение, в том числе копирование и сохранение, видеороликов, текстов, иных материалов из этого перечня может само по себе повлечь привлечение к уголовной либо административной ответственности. Ответственность не исключена и в том случае, если распространенный материал официально не признан экстремистским — на этот случай законодателем предусмотрена процедура включения материалов в указанный список судебным решением.

— Правоохранительные органы республики практически в ежедневном режиме проводят мониторинг сети интернет и выявляют факты размещения информационных материалов экстремистского содержания, — развил мысль заместитель прокурора РА.

В текущем году уже зарегистрировано два подобных преступления. В обоих случаях запрещенные материалы во Всемирной паутине разместили несовершеннолетние. На этот момент — совершение преступлений экстремистской направленности молодыми людьми — правоохранители обращают особое внимание. Обычно все выглядит так: ученик старших классов или студент первых курсов находит в сети ролик экстремистского содержания и делится им в социальных сетях, начинается комментирование и обсуждение материала. Когда же к нарушителю приходят сотрудники органов правопорядка, он сам сильно удивляется, не находя в своем поступке ничего противозаконного. Родители также хватаются за голову. Подчас они и не подозревали об увлечении своего ребенка экстремистскими идеями, не отслеживали его поведение в интернете. Бывает и так, что они не имели доступа к информации на гаджетах детей, их аккаунтам в соцсетях — устройства были защищены паролем. В таких случаях правоохранители предлагают следовать простому правилу: родители должны объяснить ребенку, что или они будут иметь доступ к содержащейся в телефоне информации, или он вовсе не будет иметь никакого телефона.

Умысел против недомыслия

Журналисты поинтересовались, не является ли привлечение к уголовной ответственности неоправданно суровой мерой для молодых, не знающих жизни людей. Ведь законом карается умысел на совершение преступления, а экстремистские материалы могут быть распространены и по незнанию, глупости. Между тем результатом привлечения к уголовной ответственности становится судимость, которая может повлечь негативные последствия не только для молодого человека, но и для его родственников, и даже спустя годы — для его детей.

Позиция правоохранителей на этот счет однозначна: фигуранты доведенных до суда уголовных дел в полной мере осознавали общественную опасность своих поступков. Человек, который ходил в школу, должен понимать противозаконность, к примеру, видеоматериалов убийств, совершаемых по национальному признаку. Для того чтобы дать более полное представление о каких материалах идет речь, были зачитаны отрывки из стихотворения, выложенного в социальной сети жителем республики.

— Начинается словами «Пусть тебе приснятся печи Бухенвальда» и заканчивается словами «Тысячелетний рейх восстанет, и будет вечной вера наша». То есть идет обыкновенное поощрение того, что творилось в 30—40 гг. прошлого столетия. Тот, кто опубликовал это сочинение, свою вину признал, раскаялся, и с учетом этого суд назначил ему 120 тысяч рублей штрафа, — сказал Антон Герасимов.

И еще один момент. Уголовная ответственность за подобные деяния наступает с шестнадцати лет, однако на практике часто суды выносят постановления об освобождении их от уголовной ответственности, применяя к ним принудительные меры воспитательного воздействия. После этого несовершеннолетних передают под надзор родителей.

— Жалко, что меры воспитательного воздействия не применялись до того, как будет совершено преступление, — поделился мнением заместитель прокурора РА.

Пресечь в корне

Начальник отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по Адыгее Василий Ларин подчеркнул, что все дела о преступлениях экстремистской направленности (ввиду их общественной опасности) расследуются возглавляемым им подразделением. Таких дел не так много, и есть возможность детально разобраться в каждом случае. Если становится ясно, что применение мер уголовно-правового характера является необоснованным, уголовное преследование прекращается.

— Сейчас в республике преступления, связанные с возбуждением ненависти и вражды, не являются серьезной проблемой и не вызывают значительного общественного резонанса. Однако именно с этого, с обмена в интернете молодыми людьми материалами экстремистского содержания, начинались проблемы в других российских регионах, — заявил Василий Ларин.

В каждом случае следователями устанавливаются причины и условия совершения преступлений, с целью профилактики вносятся представления об их устранении. Соответствующие материалы поступают и в учебные заведения. Актуальность этого в том, что за одним проявлением экстремизма могут последовать и другие, в том числе хулиганские действия, разного рода стычки и конфликты. Тем более такая работа необходима для недопущения более тяжких преступлений, таких как попытки выехать в Сирию, чтобы примкнуть к действующим на территории этого государства террористическим организациям. А ведь в республике есть и такие факты, расследование которых ведется по линии ФСБ.

Критика — не экстремизм

Журналисты предложили взглянуть на проблему с еще одной стороны. Демократические институты в России достаточно молоды. Еще живо поколение, которое застало времена репрессий, ГУЛАГа, безжалостного преследования за малейшие проявления инакомыслия. Каковы гарантии того, что в условиях ужесточения законодательства о противодействии экстремизму, под это понятие не попадет критика гражданами действий властей и должностных лиц, пусть даже выраженная в эмоциональной форме?

Как заявил Василий Ларин, никаких дел, причиной возбуждения которых стало «инакомыслие» в Следственном управлении по Адыгее не было и нет. Анатолий Герасимов подчеркнул, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не может рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Дмитрий Федоров

30.05.2016 в 14:01
Возрастная категория материалов: 16+