Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Почему так сложилось, что после развода большей частью отцы отказываются содержать собственных несовершеннолетних сыновей и дочерей? Не все, но многие. Взрослые мужчины находят тысячи причин, чтобы не вспоминать о своем отцовском долге. Они меняют место работы, уходя на официальный мизерный оклад, чтобы меньше «выворачивали» по исполнительному листу, некоторые прячут все свои доходы, оформляя квартиры, машины и прочие блага достатка на близких родственников, еще часть вообще скрывается, меняя регион. Целая система правоохранительных структур работает годами на то, чтобы их отыскать и заставить исполнять свои родительские обязанности. Вот только детям от этого не легче. Они растут с уверенностью брошенных, с сиротскими комплексами в душах, ощущая непонятную им тяжесть слов «неполная семья».

«Ищут давно и не могут найти»

По данным прокуратуры Адыгеи, в 2015 году в регионе поступило на исполнение 1,72 тыс. документов о взыскании алиментов. Годом раньше оформлено 1,59 тыс. дел по алиментным обязательствам. С учетом остатка 2014 года на исполнении у судебных приставов региона было 4182 дела по алиментам. Количество неоконченных дел по алиментным обязательствам в прошлом году выросло на 1,5% в сравнении с предыдущим годом. Из этого количества судебным исполнителям удалось окончить и прекратить 42% дел, связанных с этими выплатами. Сумма остатка невыплаченного долга на конец 2015 года составила более 228,9 млн. рублей.

Сухие цифры статистики констатируют лишь конкретные факты — более 4 тыс. детей в республике нуждались в материальной поддержке второго родителя. Менее половины из них часть положенных денег получили, или же им исполнилось 18 лет, и исполнительные производства по выплатам на них были прекращены. Более 2,4 тыс. детей остались в ожидании, что нерадивый родитель — неважно, отец или мать, — может быть, вспомнит о них и выплатит то, чего от него требует закон. И кто в этой ситуации живет с чувством «должника»? «Отцы» или дети?..

— Сын просит купить ему игрушку — робота, который шагает и даже говорит. Увидел в какой-то рекламе. К сожалению, сейчас реклама идет сплошным потоком даже на детском канале, причем рекламируют там подчас совсем не детские вещи, но не в том дело. Робот дорого стоит, но ему хочется, потому что его другу эту игрушку купили и радости не было предела. Я отвечаю, давай подождем, может, твой папа перечислит деньги, тогда обязательно купим. Сын тут же — а папа не может купить мне робота? Не знаю, что отвечать, ведь папа не берет трубку, не звонит сам и не платит алиментов уже несколько месяцев. Мы для него стали лишними в жизни, а сын — материальной обузой, — рассказывает майкопчанка Лидия П. 

Как-то в редакцию пришла одна из читательниц и принесла толстую папку — документы по розыску отца-неплательщика. Сумма его долга по алиментам за годы составила порядка 300 тыс. рублей.

— Я бы не стала его искать, но у меня тяжелое хроническое заболевание, дали вторую группу инвалидности. Почти не могу работать, с деньгами стало тяжело. Старшей дочери исполнилось 18 лет, но есть еще двое несовершеннолетних детей. Он и до этого платил редко, только когда его находил судебный пристав-исполнитель. Принуждали гасить долг, он выплачивал сумму за 3-4 месяца. А когда узнал, что я заболела, скрылся. Полиция нашла его в Татарстане, переписка длится уже месяцы, а денег нет. Муж — предприниматель и человек не бедный. Но в Адыгее он все дела закрыл, продал недвижимость, а в Татарстане на нем нет ничего, кроме одной иномарки. Ее описали в счет долга по алиментам, но он подал в суд, нанял адвокатов, и они затягивают дело, как могут, — рассказала она.

Что стало причиной долгих разбирательств? Нарушение сроков проведения исполнительных действий, волокита по исполнительным документам, которые находятся в производстве. Дела по взысканию алиментов нудные, порой вызывают дискомфорт и с морально-этической точки зрения. Это ведь не долги за газ и не просроченные дорожные штрафы.

Должники хуже не бывает

Между тем исполнение родительского долга гарантировано каждому ребенку Основным законом страны. Как следует из п.2 ст.38 Конституции РФ, «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Семейный кодекс РФ конкретизирует: «Если отец или мать уклоняются от выполнения своих непосредственных обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание ребенка, — они могут быть лишены родительских прав». Правда, к столь тяжким мерам уставшие просить и требовать законную часть материального содержания ребенка матери прибегают редко, пытаясь отстаивать положенные права. А работники системы профилактики и правоохранительных структур в части защиты имущественных прав детей на получение алиментов не всегда помогают.

— Количество выявленных городскими и районными прокурорами нарушений законодательства в этой сфере свидетельствует о серьезных проблемах и упущениях как со стороны органов системы профилактики, так и со стороны службы судебных приставов. Статистика показывает, что в 2014 году таких нарушений было допущено 79, в 2015 году — 153. По результатам последней проверки — более 400, — пояснила старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Елена Алексейцева.

Да, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» требует полного, своевременного и правильного решения вопроса по взысканию алиментов. Но те, кто ушел из семьи, очень часто начинают «новую жизнь», считая себя свободными от всяческих обязательств прошлого. И нравоучение Пушкина, что «жена — не рукавица, с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь», которое они, возможно, еще недавно читали своим детям как сказку на ночь, ими напрочь забыто. Тут должен всеми силами помогать закон, но факты свидетельствуют, что полномочия закона подчас зависят от профессиональной этики и принципиальности должностного лица.

А часто бывает так, как с жителем Тахтамукайского района, задолжавшим по алиментам круглую сумму: больше двух лет правоохранники не могли установить его имущественное положение, наличие банковских счетов, на которые возможно было бы обратить взыскание. Алиментщик то ли подался в бега, то ли просто сменил адрес. Розыск его затянулся, расчет задолженности по алиментам — тоже.

— Подобные нарушения закона и прав взыскателей выявлены всеми горрайпрокурорами и теучежским межрайонным прокурором во всех территориальных отделах УФССП по Адыгее. Кроме того, прокурором города Майкопа по 9 исполнительным производствам установлены факты нарушения сроков перечисления денежных средств, взысканных в качестве алиментов, на счета взыскателей, — рассказывает Елена Алексейцева.

Еще одна проблема — индексация суммы алиментов с учетом повышения прожиточного минимума. Факты нарушений прав детей на алименты именно в этой части выявлены во многих муниципалитетах республики. Постановления об исполнительных производствах, суммы в которых не индексировались, опротестованы прокурорами Тахтамукайского, Красногвардейского, Шовгеновского районов и теучежским межрайонным прокурором. Судебные приставы-исполнители в соответствии с законом имеют действенные рычаги влияния на должников. К примеру, злостному неплательщику грозит ограничение на выезд за пределы РФ.

Не предупреждают неплательщиков и об уголовной ответственности за злостное уклонение от алиментных обязательств. За два минувших года таких уклонистов выявили в Кошехабльском, Тахтамукайском, Красногвардейском и Теучежском районах. В результате только по инициативе прокуроров за этот период было возбуждено более 20 уголовных дел по ч.1 ст.157 УК РФ — злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей. К слову, статья предусматривает серьезные меры наказания — от исправительных или принудительных работ до лишения свободы на годичный срок.

Так, уголовное дело было возбуждено по инициативе теучежского межрайонного прокурора в отношении одного из должников, за которым числится более 200 тыс. рублей невыплаченных алиментов. Безответственного папу предупреждали, что придется держать ответ перед судом как злостному неплательщику.

— Фактически с декабря 2014 года и до прокурорской проверки вопрос об уголовном преследовании должника не решался. Только в феврале 2016 года по постановлению межрайонной прокуратуры возбудили уголовное дело против злостного неплательщика, — констатирует факт Елена Алексейцева.

Требования Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», по данным республиканской прокуратуры, нарушаются во всех территориальных органах опеки. Они обязаны обеспечить надлежащий контроль деятельности опекунов и попечителей. На это им даны все необходимые полномочия по защите прав подопечных на получение алиментов.

Поэтому в Адыгее из более 1 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году алименты получали лишь порядка 33% несовершеннолетних. Еще меньше получают положенные выплаты от родителей воспитанники интернатов — около 29% детей. В приемных семьях на территории республики живут более 400 детей, но из них положенные по закону алименты получают 21%.

Так, в Майкопском районе из 46 детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на получение алиментов, только 5 получают их реально.

Категоричные выводы

Анализ фактов прокурорской проверки 2016 года, возможно, заставит многих сделать серьезные выводы. В первую очередь тех, кто должен контролировать защиту прав каждого ребенка, которому денежные выплаты от устранившегося от воспитания родителя положены судом.

Прокуратура республики уже констатировала нелицеприятное для многих чиновников заключение — территориальные комиссии по делам несовершеннолетних самоустранились от работы по защите алиментных прав детей. Налицо отсутствие надлежащей координации работы ведомств системы профилактики по защите прав несовершеннолетних, имеющих право на получение алиментов, а также семей, нуждающихся в получении средств социальной поддержки в связи с уклонением от уплаты алиментов родителем.

Кроме того, в республике во всех комиссиях по делам несовершеннолетних отсутствует обмен информацией со службами судебных приставов, органами и учреждениями системы профилактики и полицией о должниках, уклоняющихся от уплаты алиментов. Более того, чиновники не стремятся привлекать таких родителей к административной и гражданско-правовой ответственности. Нет и исков по взысканию неустойки в связи с просроченными выплатами алиментов.

Организация профилактической работы с семьями, состоящими на учетах в ПДН органов внутренних дел, ведется на низком уровне, мероприятия неэффективны, поскольку факты уклонения родителей от уплаты алиментов не устанавливаются и меры административного принуждения не применяются.

— Результаты проведенной проверки позволили вскрыть наиболее слабые звенья в системе профилактики, проблемы и недостатки в реализации защиты прав детей. Требования к их устранению самые жесткие, — подчеркнули в прокуратуре Адыгеи.

Около 59,5 млн. рублей алиментов взыскали судисполнители в 2015 году по оконченным и прекращенным делам. Это на 4,4% больше, чем годом раньше. Однако из громадного общего долга по алиментным обязательствам в республике на сумму порядка 229 млн. рублей частичные выплаты по неоконченным производствам составили порядка 22,7 млн. рублей.

Статистика — точная наука, но и сухая. Цифры не плачут, не просят есть, им не нужны игрушки и учебники. Они никогда не болеют и ни в чем не нуждаются, в отличие от реальных детей, которые тоже когда-то станут взрослыми.

И здесь стоит вспомнить о том, что в Конституции РФ та же статья 38 в своей части 3 утверждает: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». А будут ли?..

Елена Космачёва

10.06.2016 в 13:37