Газета в солдатском строю

В краеведческом отделе Национальной библиотеки РА бережно хранятся подшивки нашей газеты начиная с ее первого номера, вышедшего 13 октября 1922 года. Вот только подшивка за 1942 год пострадала при эвакуации документов во время налета вражеской авиации на порт Туапсе в конце июля 1942 года. Однако работникам библиотеки удалось частично восстановить эту потерю. До самого начала ВОВ наша газета помогала строить новую жизнь — рассказывала о трудовых подвигах земляков в заводских цехах, на полях и фермах, воспитывала население в патриотическом духе, публикуя материалы об аэроклубе имени М.Громова, о ворошиловских стрелках, парнях и девчатах, сдававших нормы ГТО, готовившихся к защите Родины. Но как только грянул военный гром, газета сразу надела солдатскую шинель и стала в ряды защитников Отечества.
Родина-мать зовет
В краеведческом отделе Национальной библиотеки РА сохранилась подшивка нашей газеты за 1941 год. За более чем 70 лет бумага пожелтела, стала хрупкой. Номер за 22 июня 1941 года сверстан и отпечатан был до роковых 4 часов утра, когда гитлеровцы, разорвав пакт о ненападении, без объявления войны стали бомбить наши города и порты, начали наземную операцию, сокрушая все на своем пути, заливая нашу Родину кровью советских людей.
В номере за 22 число газета рассказывала о мирных делах: подготовке к жатве хлебов, заготовке сена на лугах, наборе учащихся в ремесленные и железнодорожные училища. А следом подшит экстренный выпуск «Адыгейской правды», датированный также 22 июня 1941 года, напечатанный на четвертинке тогдашнего газетного листа. Это был всего один материал, вселявший веру в победу над коварным врагом, — обращение к народу комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, в котором говорилось о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу Родину, о начале ВОВ. Обращение заканчивалось словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Неизгладимое впечатление произвела на читателей публикация в начале июля 1941 года плаката Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». Он потом был напечатан в сотнях экземпляров и расклеен по Майкопу.
В последующих номерах «Адыгейской правды» появилась рубрика «От Советского Информбюро», которая не сходила с первой полосы до самой Победы.
В то суровое время, когда с фронта приходили тревожные вести, наша газета стремилась поднимать боевой дух своим читателям, всему населению
Адыгеи. В номере за 28 июня 1941 года была опубликована заметка «Женщины-патриотки», в которой рассказывалось о том, что сестры Чамоковы из Красногвардейского района обратились в райвоенкомат с просьбой отправить их на фронт медсестрами. Асланхан и Каральхан Чамоковы своего добились, хоть и не сразу.
Асланхан всю войну прошла санинструктором в 686-м отдельном саперном батальоне. А Каральхан сразу после призыва направили в школу младших авиационных специалистов, и она попала в 270-й авиаистребительный полк. В команде аэродромного обслуживания она готовила вооружение самолетов перед боевым вылетом и прошла с этим полком до самых предместий Берлина. Тогда же примеру сестер Чамоковых последовали многие девушки, имевшие медицинское образование. Писала «Адыгейская правда» и о том, как выпускницы тогдашней Майкопской фельдшерско-акушерской школы всем курсом ушли в действующую армию.
К штыку перо приравнявшие
Наша газета рассказывала о земляках, добровольно уходивших на фронт. Кстати, в первых рядах добровольцев были сотрудники редакции, которые в трудное для Родины время перо приравняли к штыку. Но тогда газета об этом не писала. Просто с газетных страниц исчезало имя корреспондента, и читатели догадывались, что журналист встал в боевой строй.
Последняя заметка за подписью Ивана Луценко была опубликована в газете за 13 августа. В начале сентября он добровольно ушел на фронт. Был назначен комиссаром батальона и погиб в бою под Миллерово в 1942 году. Бывший корреспондент Семен Валуев провоевал чуть больше месяца и погиб под Киевом летом 1941 года. Ушел на фронт и корреспондент «Адыгейки» Илья Энский. 20 октября он был тяжело ранен и скончался в полевом госпитале. Ушли на войну и не вернулись и многие другие газетчики Адыгеи.
В здании редакции установлена мемориальная доска с их именами. Открывает этот памятный список Герой Советского Союза Хусен Андрухаев.
Вернулся с войны (по ранению, незадолго до Победы) ставший на фронте танкистом Василий Вербицкий. Он до самой своей кончины в 70-х годах проработал в родной «Адыгейке». Вернулись с фронта фотокорреспондент Анатолий Рощупкин, ответственный секретарь Андрей Суслов, который совсем немного поработал в родном коллективе и был выдвинут на партийную работу.
Возродилась как птица феникс
За годы войны в «Адыгейской правде» сменилось семеро, как тогда говорили, ответственных редакторов. Встретила газета начало войны под руководством Лукьяна Бондаренко. В апреле 1942 года его сменил Геннадий Кубарев, затем были Иван Сафронов, Николай Редкин. История не сохранила сведений о них.
По некоторым данным, во время оккупации областная газета выходила в Сочи и доставлялась в Адыгею партизанскими тропами.
Первым редактором возрожденной газеты был Нух Теучеж, активный участник и один из руководителей партизанского движения в Адыгее и Краснодарском крае.
В сводках «От Советского Информбюро» начиная с первого номера возрожденной газеты рассказывалось о победах Красной армии при освобождении Кубани. В заметке «Гитлеровские палачи» рассказывалось о зверствах немецко-фашистских захватчиков, замучивших и расстрелявших на территории Адыгеи более четырех тысяч мирных граждан, о перезахоронении погибших патриотов после освобождения Майкопа.
В номере за 28 марта 1943-го газета сообщила о том, что наши отважные летчики-истребители и зенитчики за три дня сбили в небе Кубани 34 немецких самолета. Советская авиация завоевала господство в небе.
В каждом следующем номере газеты стало увеличиваться количество материалов на местные темы. В номере за 31 марта рассказывалось, как идет сбор средств на строительство танковой колонны «Советская Адыгея».
По мере восстановления разрушенных гитлеровцами заводов и фабрик газета сообщала о первой продукции, которая выпускалась для нужд фронта.
В тяжелом состоянии оказалось сельское хозяйство. Захватчики разграбили колхозы и совхозы, нечем было пахать землю, сеять. Газета подхватила инициативу колхозниц артели «Серп и молот», которые вручную вскапывали гектары и засевали их. «Работать, не покладая рук», «Посеять в сроки качественно» — вот заголовки и рубрики тогдашних газетных полос.
«Макароны» для фюрера
С первых дней войны в «Адыгейской правде» появилась рубрика: «Все для фронта, все для Победы». Она не сходила со страниц до самого конца войны. Как и по всей стране, промышленность Адыгеи перестраивалась на военный лад. Заводы и фабрики начинали выпускать военную продукцию.
«Адыгейка» рассказывала о трудовом энтузиазме рабочих по освоению выпуска новой продукции. Газета провела слет стахановок на Майкопской макаронной фабрике. В заметке по этому поводу рассказывалось, что макароны из такого «теста» стахановкам раньше не приходилось выпускать, но они освоили особенности замеса «теста» и выпуска «макарон», которые отправляли на фронт. Лишь спустя годы, когда военные секреты были раскрыты, стало ясно, что на макаронной фабрике выпускался артиллерийский порох, точь-в-точь напоминающий обычные макароны и изготовлявшийся по макаронной технологии.
Это не единичный случай. На станкостроительном заводе имени Фрунзе тоже освоили выпуск новой продукции — болванок для артиллерийских снарядов. На лесокомбинате имени Андреева (впоследствии ПМДО «Дружба») делали ящики для патронов, на обозотарном заводе — передки для подвод, кузнецы Гапошины ковали клинки для сформированного в Майкопе добровольческого кавалерийского полка.
На заводе «Главлесозапчасть» (теперь Машзавод) выпускали корпуса и «рубашки» для ручных гранат, а в мастерских бывшего лесного техникума — запалы для них.
О жительнице Красногвардейского района Дарье Безродной, научившей своих внучек вязать носки и варежки для красноармейцев, наша газета написала в феврале 1942 года.
Письма с фронта
Газета постоянно публиковала письма воинов-земляков с фронта. Лейтенант Киримизе Жанэ (впоследствии известнейший поэт Адыгеи) рассказал в «Адыгейке» о подвиге первого из адыгов Героя Советского Союза политрука Хусена Андрухаева, погибшего на высотке у села Дьяково. Капитан Петр Коссович написал с фронта о боевых подвигах Асланбека Хачака. Впоследствии он дошел военными дорогами до Победы, а после войны долгие годы проработал в театре, стал известнейшим артистом в Адыгее.
А вот письмо красноармейца С.Нечволодова коллективу Майкопторга, где боец трудился до ухода на фронт: «Я буду биться с врагом до последнего патрона, последней капли крови. А вы крепите тыл, собирайте средства на строительство танковой колонны, авиаэскадрильи, помогайте фронту всеми возможными способами. Только совместными усилиями тыла и фронта мы сможем одолеть врага».
Когда пришла Победа
Материал о том, как в Майкопе был отмечен День Победы, «Адыгейская правда» опубликовала 11 мая 1945 года. Прошло более 70 лет, но его и сейчас невозможно читать без радостного биения сердца: «Идут и идут трудовые коллективы города — строители Майкопской ГЭС, рабочие лесомебельного комбината, дубзавода «Красный Октябрь», студенты учительского института, учащиеся школ и техникумов. В руках у демонстрантов красные флаги, цветы, «Ура!» прокатывается над площадью. Майкопчане славят Победу».
Дмитрий Крылов